Конкурсы для педагогов и детей

Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе

Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе.
Статья адресована учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевого развития детей.
Основными целями специализированного обучения детей с ОНР являются:
- компенсация речевого недоразвития;
- подготовка к обучению в общеобразовательной школе.
Эффективность работы учителя-логопеда специализированного детского сада или специализированной группы для детей с ОНР напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями группы и родителями воспитанников.
В нашем дошкольном учреждении разработан единый тематический план для каждой возрастной группы. Лексическая тема отрабатывается не только на занятиях учителя-логопеда, но и отражена в занятиях воспитателя, музыкального руководителя и физкультурного руководителя, а также находит продолжение в домашних занятиях родителей со своими детьми.
В начале тетради взаимосвязи с воспитателем находятся два съёмных файла: в первом файле указан порядок изучения лексических тем на год. Содержание данного файла не меняется в течение всего учебного года. Во второй файл учитель-логопед вставляет заранее заготовленные карточки в соответствие с календарным планом. В каждой карточке обозначена лексическая тема, дан предметный, глагольный и адъективный словарь, подобраны и описаны речевые игры, игры на развитие мелкой моторики рук. Данный материал способствует подготовке детей к занятиям логопеда и закреплению полученных умений и навыков. Логопеду остаётся делать краткие записи, указывая дату, фамилии детей и название игры, которую необходимо провести.
Тетрадь взаимосвязи с воспитателем, оформленная таким образом, имеет ряд преимуществ по сравнению с общепринятым образом ведения тетрадей:
- экономит время учителю-логопеду;
- позволяет многократно использовать карточки – рекомендации;
- предлагает воспитателю большой выбор игр с обозначенными целями;
- отличается аккуратностью и чёткостью оформления, эстетична.
Рекомендации для родителей предполагают закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях и расширение объёма этих знаний.
Преимущество предлагаемых мною заданий для родителей заключается в том, что они тесно связаны с материалом, используемым на фронтальных и подгрупповых занятиях логопеда, а также на коррекционном часе.
К каждой лексической теме, кроме игр для развития речи, подобраны игры для развития мелкой моторики рук и список детской литературы, рекомендуемой для чтения ребёнку.
Материал для занятий с ребёнком дома собран в четыре тетради по разным возрастным группам – для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Такая тетрадь очень удобна тем, что находится дома в течение всего учебного года, всегда можно вспомнить и повторить уже изученный материал, познакомиться с новым материалом.
Из бесед с родителями выявлена достаточно высокая эффективность вышеописанной формы подачи материала для работы с ребёнком дома. Родители отмечают, что они стали лучше представлять весь объём логопедического воздействия, познакомились с задачами и способами развития речи детей, узнали, как подготовить ребёнка к обучению грамоте, вызвать у ребёнка желание заниматься в домашних условиях.
В качестве примера рассмотрим практический материал для тематической недели «Орудия труда» в старшей логопедической группе.
Конспект занятия учителя-логопеда (второе занятие по теме).
ТЕМА: ОРУДИЯ ТРУДА.
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам.
ЗАДАЧИ:
- закрепить словарный запас по теме;
- совершенствовать умение отвечать полным ответом на вопросы;
- развивать мышление, мелкую моторику рук.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки «Теремок», «Медведь рубит бревно», «Заяц пилит доски», «Ёж забивает гвозди» «Мышка подметает стружки»; предметные картинки с изображением орудий труда и бытовых приборов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Логопед предлагает детям сказать, что делают веником - , пилой - , топором - , кисточкой - , метлой - , граблями - , лопатой - , спицами - иглой - , косой - , ножницами - , молотком -.

2. Введение в тему. Как называются предметы, которые помогают нам трудиться?
Игра «Четвёртый лишний» - Незнайка нарисовал орудия труда. Давайте посмотрим, всё ли правильно. Игра проводится по принципу – орудия труда – бытовой прибор.

3. Рассматривание картинок к рассказу.
Художник нарисовал картинки, а мы попробуем рассказать, как зверята дом строили.
Кто это? Что делает? Чем рубит? Что рубит? Расскажите всё про медведя: Медведь рубит брёвна топором.
Аналогично составляются предложения: Заяц пилит доски пилой. Ёжик забивает гвозди молотком. Мышка подметает стружки метлой.

4. Физминутка «Теремок»:
Стоит в поле теремок (ладони под углом, средний палец вверх)
Он не низок, не высок. (присесть, встать)
В нём зверята живут, (загибать пальчики)
Дружно песенки поют. (руки в «замок», двигать пальцами)
5. Составление рассказа по вопросам. Что строили звери? Зачем звери решили построить дом? Что делал медведь? Заяц? Ёж? Мышка? Какой получился дом? Как стали жить звери в нём? Какими словами можно начать рассказ?

6. Рассказы детей. Примерный рассказ: Жили-были медведь, заяц, ёж и мышка. Холодно им было в лесу, неуютно и решили они построить дом. Медведь рубил брёвна топором. Заяц пилил доски пилой. Ёжик забивал гвозди молотком. А мышка подметала стружки метлой. Красивый получился дом. Дружно жили звери в нём!

7. Итог.

В тетради взаимосвязи с воспитателем находится следующий материал:

ТЕМА «ОРУДИЯ ТРУДА»
СЛОВАРЬ: Предметный – инструменты, орудия труда, лопата, топор, пила, грабли, коса, тяпка, молоток, метла, веник, кисть, ножницы, игла, спицы.
Глагольный – копать, рубить, пилить, сгребать, косить, окучивать, рыхлить, забивать, подметать, красить, резать, шить, вязать.
Адъективный – металлический, железный, пластмассовый, деревянный, новый, старый, острый, тупой, тяжёлый, лёгкий.

Игра «Лото»
Цель: закрепить названия инструментов.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель показывает картинку с изображением лопаты и спрашивает: У кого лопата? Ребенок, у которого данная картинка отвечает: «У меня лопата» и забирает картинку себе.
Вариант 2. Дети по очереди просят инструменты, изображённые на карточках, составляя пары: Дайте, пожалуйста, грабли и т. д.

Игра «Угадай-ка»
Цель: активизировать глагольный словарный запас по теме.
Ход игры: Ведущий показывает орудие труда и спрашивает: Что я буду делать? Тот, кто правильно назовёт способ действия с этим инструментом, забирает картинку себе.

Игра «Что чем делают?»
Цель: закрепить навык употребления имён существительных в форме творительного падежа.
Ход игры: На доске картинки с изображением орудий труда. Ведущий спрашивает: Чем я буду копать землю? И т. д. Кто правильно ответит на вопрос, забирает картинку себе.

Игра «Чудесный мешочек»
Цель: активизировать словарный запас по теме.
Ход игры: Ведущий достаёт из мешочка одну картинку с изображением орудия труда и, не показывая её детям, называет способ действия с ним. Дети должны отгадать картинку.

Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: Игра проводится по принципу: орудие труда – бытовой прибор.

Игра «Один – одна»
Цель: учить детей согласовывать имена существительные с числительными «один», «одна».
Ход игры: Дети раскладывают картинки на две группы. В первую группу орудия труда, про которые можно сказать «одна», во вторую группу – «один»: одна лопата, один молоток и т. д.

Игра «Подскажи словечко»
Цель: учить детей образовывать глаголы с помощью приставок.
Ход игры: Воспитатель просит детей закончить предложение, затем повторить его: Папа землю копал, копал и всю пере-------- (перекопал). Папа большую яму вы-------- (выкопал). Папа яму землёй за------- (закопал).
Аналогично составляются предложения с глаголами рубил – срубил, нарубил; пилил – напилил, спилил, выпилил; косил – накосил, скосил, выкосил; мёл – подмёл, замёл, смёл; красил – покрасил, выкрасил, перекрасил; резал – нарезал, порезал, вырезал, отрезал, срезал, перерезал; шил – подшил, перешил, нашил, вышил, сшил; вязал – связал, перевязал.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: развивать воображение, общую моторику.
Ход игры: Дети договариваются, какое действие, с каким орудием труда они будут изображать. Затем показывают это ведущему. Ведущий должен догадаться, что делают дети и чем.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Однословные ответы на вопросы.

Повторить рассказ «Как зверята дом строили».
Жили-были медведь, заяц, ёжик и мышка. Холодно им было в лесу, неуютно. И решили они построить дом. Медведь рубил топором брёвна. Заяц пилил пилой доски. Ёжик забивал молотком гвозди. Мышка подметала метлой стружки. Хороший получился дом. Дружно звери жили в нём!

Игра на развитие мелкой моторики:
Теремок.
Стоит в поле теремок, (соединить ладони под углом, средний палец - вверх)
Он не низок, не высок. (присесть, встать)
В нём зверюшки живут, (загибать пальчики по очереди)
Дружно песенки поют. (сцепить пальцы в «замок», поднимать и опускать их)

В тетради для родителей размещены аналогичные задания:

ТЕМА «ОРУДИЯ ТРУДА»

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
1.Обратить внимание ребенка на то, что при выполнении различных действий люди часто пользуются разными предметами. Это наши помощники – орудия труда или инструменты.
2.Рассмотреть и назвать папины инструменты (молоток, дрель, отвёртку и т. д.). Рассказать ребенку для чего они нужны. Показать некоторые действия с инструментами.
3.Рассмотреть и назвать мамины орудия труда (ножницы, иголку, спицы и т. д.). Рассказать ребенку для чего они нужны. Показать, как ими можно пользоваться.
4.Предложить ребенку вспомнить, какие орудия труда есть на даче, в деревне (лопата, вилы, пила, топор, грабли и т. д.). Вместе с ребенком назвать их и рассказать, для чего нужны эти орудия труда.
5.Познакомить ребенка с правилами пользования орудиями труда, о технике безопасности при использовании инструментов.
6.Предложить ребенку выполнить действие с каким-либо орудием труда (веник, ножницы, лопата) и рассказать, что он делал и чем.
7.Прочитать ребенку стихи и выучить некоторые из них:
Б.Заходер «Вот так мастера», Е.Благинина «Я дома не люблю сидеть».

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОМА

1.Развивайте у ребенка воображение. Изобразите какое-либо действие с орудием труда и попросите ребенка отгадать, что вы делаете и чем. Затем поменяйтесь местами.
2.Развивайте у ребенка логическое мышление. Назовите три орудия труда и один бытовой прибор. Предложите ребенку найти «лишний» предмет и объяснить, почему он лишний.
3.Развивайте у ребенка словообразовательную функцию речи. Вместе с ребенком подберите слова, похожие на слово «резать» - отрезать, вырезать, подрезать, перерезать, порезать и составьте с ними предложения. Аналогично подберите слова, похожие на слова: копать, пилить, шить, вязать, рубить, мести и т. д.
4.Загадайте ребенку загадки об орудиях труда:
Хлопотун Егорка взялся за уборку: в пляс по комнате пошёл,оглянулся – чистый пол. (веник)
Железная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (игла)
Сам он худ, голова с пуд. Как ударит – крепко станет. (молоток)
Смотрите, мы раскрыли пасть, в неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти разделится на части. (ножницы)
Две стройные сестрицы в руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки… и вот он шарф для Петеньки. (спицы)
Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (пила)
5.Закрепите игру для развития общей и мелкой моторики.
Теремок.
Стоит в поле теремок, (соединить ладони под углом, средний палец - вверх)
Он не низок, не высок.(присесть, встать)
В нём зверята живут, (загибать пальчики по очереди)
Дружно песенки поют. (сцепить пальцы в «замок», поднимать и опускать их)

Благодаря такому тесному взаимодействию между педагогами и родителями воспитанников мы успешно решаем поставленные задачи, подготавливая детей к обучению в общеобразовательной школе.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Формирование всех компонентов устной речи ребенка Ранняя диагностика речевого развития детей Материалы для родительского уголка в детском саду
Опубликовано: 957 дней назад (28 апреля 2014)
Просмотров: 4249
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2
Татьяна Николаевна Хусаинова # 28 апреля 2014 в 17:10 0
Ольга Игоревна спасибо за подробное описание взаимодействия педагогов и родителей. Все так подробно описано. Действительно в логопедических группах возникает проблема: как же привлечь родителей к развитию речи детей. Ведь они считают, что всему их должен научить логопед и воспитатель. Мы то учим, и за речью следим, требуем правильное произнесение звуков и т.д. А дома, все возвращается на круги своя. Как ребенок говорил не правильно, даже и не поправят. Обидно иногда бывает. Еще раз благодарю за интересный материал. +1
Татьяна Николаевна Дятко # 26 ноября 2015 в 14:03 0
Ольга Игоревна, вами проделана большая работа, ваш материал систематизирован, достаточно подробен и информативен. Чтобы родители были активными участниками коррекционного процесса, нужно непременно правильно организовать с ними взаимодействие. Думаю, вам это удается! Желаю вам успехов в вашем нелегком труде.