Конкурсы для педагогов и детей

Технические средства обучения. Классификация и роль в образовательном процессе

Из опыта работы учителя начальных классов. Технические средства обучения
Завалишина Ольга Михайловна, учитель начальных классов КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат VIII вида»
(г. Бутурлиновка, Воронежской обл.)

Аннотация. Данная статья посвящена одной из групп средств обучения. В статье приводится классификация средств обучения, а также раскрывается краткая характеристика технических средств обучения. Установлено, что технические средства обучения это аппаратура для проявления информации, заложенной в аудиовизуальных средствах. Технические средства обучения относятся к вспомогательным средствам наряду с лабораторным и экскурсионным оборудованием. То есть, это составная часть средств обучения.
Ключевые слова: средства обучения, классификация, технические средства обучения, аппаратура, дидактические функции.
В настоящее время учителя и педагоги используют в своей деятельности множество различных средств обучения. Но зачастую нет четкого понимания, что же относится к той или иной группе средств обучения. Ведь единой классификации средств обучения до сих пор нет, во многом это связано с их многообразием и выполняемыми функциями.
Средства обучения - совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками общего развития личности учащегося [6,c.8].Это инструментарий педагога.
Время не стоит на месте. Изменяется и развивается общество, а вместе с ним изменяется система образования. Создаются новые средства обучения и устанавливаются требования к уже используемым средствам обучения. И если раньше педагоги понятия не имели о презентации, то сейчас это неотъемлемая составляющая урока.
Проанализировав множество литературы по данной теме исследования, и обобщив полученные знания, постараемся раскрыть сущность технических средств обучения.
Чтобы понять, что же такое технические средства обучения, необходимо разобраться с классификацией средств обучения. А поможет в этом Схема 1.

Таким образом, из приведенной схемы видно, что технические средства обучения относятся к вспомогательным средствам наряду с лабораторным и экскурсионным оборудованием. То есть, это составная часть средств обучения.
Технические средства обучения – это аппаратура для проявления информации, заложенной в аудиовизуальных средствах.[6,c.10]
В свою очередь технические средства обучения делятся на:
1)Технические устройства статистической проекции.
Диапроектор или слайд-проектор — это разновидность проекционного аппарата, служащего для демонстрации диапозитивов и других прозрачных носителей изображения. Само название оптического прибора означает использование диапроекции с помощью проходящего света [12].
Эпипроектор или эпископ – это оптико-механический прибор, используемый для проецирования на экран непрозрачных оригиналов (например, рисунков). Эпипроекция основана на использовании света, который отражается от непрозрачных оригиналов. Диапроектор был популярен во второй половине XX века [12].
Графопроектор или кодоскоп — это оптический прибор, предназначенный для проекции прозрачных оригиналов с изображением на большой экран [12]. Благодаря своему удобству он широко использовался в учебных заведениях до вытеснения современными цифровыми системами мультимедийных презентаций.
2)Звуковые технические средства.
В различных словарях проигрыватель означает приспособление для проигрывания грампластинок. В настоящее время проигрыватель видоизменен и служит для воспроизведения современных файлов ( MP3,MP4 и т.д.)
Магнитофон – это электромеханическое устройство, которое предназначено как для записи, так и для воспроизведения ранее записанных на магнитные носители сигналов. В качестве носителя могут использоваться материалы с магнитными свойствами: магнитная лента, проволока, манжета, диск, магнитный барабан и т. д.
Выделяют магнитофоны для записи звука и для записи видеосигнала.
3)Экранно-звуковые технические средства.
Кинопроектор или кинопроекционный аппарат — аппарат, который предназначен для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на киноплёнке. В большинстве кинопроекторов изображение демонстрируется на большом экране диаскопическим методом, то есть при помощи света, проходящего через прозрачную киноплёнку[12].
Видеомагнитофон — это устройство, предназначенное для записи телевизионного изображения и звука на магнитную ленту и их последующего воспроизведения. От магнитофона отличается многократно увеличенной полосой записываемых частот и устройством лентопротяжного механизма.
4)Группа современных средств – технические средства ИКТ.
Компьютер - это устройство (система), способное выполнять заданную, чётко определённую изменяемую последовательность операций.
Интерактивная доска - представляет большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. Таким образом, интерактивная доска – это современное техническое средство обучения, объединяющее в себе функции школьной доски, мультимедиа, интерфейса рабочего стола компьютера.
Мультимедийный проектор (Цифровой проектор) — это устройство, проецирующее изображение на экран. Возможно при этом наличие звукового канала[13].
Очень часто группу технических средств ИКТ путают с самостоятельной группой средств обучения - средств информационных технологий. Отличие в том, что технические средства ИКТ - это аппаратура для проявления информации, залаженной в средствах информационных технологий. Для примера, сама презентация - это средство информационных технологий. Сама по себе она не имеет никакой значимости, ведь только с помощью компьютера, проектора и мультимедийной доски мы можем показать ее детям на уроке.
Несомненно, роль технических средств обучения очень велика.
Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.
Технические средства обучения выполняют основные дидактические функции:
1) Уменьшение затрат времени. Бесспорно, ТСО дают возможность педагогу сократить время объяснения материала. А также помогают наглядно показать объект или явление и при этом не требуется длительная описательная характеристика.
2) передача необходимой для обучения информации. Технические средства обучения помогают расширить и дополнить информацию педагога.
3) рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом. ТСО помогают осуществить принцип наглядности. Выражение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» как- никак кстати. Ведь иногда лучше показать ученикам фильм, или воспроизвести музыкальное произведение, чем долго рассказывать. Сегодня можно найти огромное количество записей со звуками природы (голосами птиц, зверей, и т.д.), изучить музыкальную культуру других стран, используя записи национальных произведений. Главной особенностью обучающих фильмов является то, что они позволяют изучить явления и процессы, которые невозможно было бы пронаблюдать в реальных условиях. И что немало важно, делать это надо грамотно. Необходимо разбить видео на смысловые части, заранее продумать вопросы, вносить свои пояснения. И делать остановки. Ни в коем случае нельзя сводить урок к просмотру длинного фильма. То же самое касается и презентаций.
4) обеспечение деятельности учащихся и педагога. Технические средства заинтересовывают учащихся, нацеливают их на урок, тем самым обеспечивают плодотворное сотрудничество ученика и педагога. Применение в настоящее время мультимедийных презентаций очень популярно в практике обучения в начальной школе, да и на старших ступенях обучения. Это связано с тем, что подобное техническое средство позволяет решить ряд задач: 1) презентация активизирует познавательные способности учеников, 2) позволяет выстроить структуру урока, 3) использовать максимальное количество наглядности на слайдах, 4) осуществить контроль, посредствам заданий на слайдах.
Следовательно, технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие учителю (педагогу) обеспечивать учащихся учебной информацией, а также управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, и контролировать результаты обучения.
Но не стоит забывать, что главным источником получения информации на уроке остается слово педагога. И только при методически грамотном использовании слова педагога и технических средств обучения, возможно успешное усвоение материала. Следует помнить, что чистота применения ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если технические средства обучения используются очень редко, то каждое применение возбуждает бурю эмоций, мешающих восприятию и усвоению учебного материала. И наоборот, чрезмерное использование ТСО приводит к потере интереса у учащихся.
Литература:
1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. - 2011. - N 2. - С. 22-25.
2. Ажгибкова Т.Н. Научные основы применения структурно-логических схем при преподавании гуманитарных дисциплин в вузах // Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – С.13 – 27.
3. Ажгибкова Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в вузах // Инновации в образовании. - 2004. - № 2. – С. 111 – 123.
4. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
5. Арбузова Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии // Биология в школе. - 2010. - N 9. - С. 33-36.
6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983. - 383 с.
7. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. - 315 с.
8. Всесвятский Б.В. Общая методика биологии.- М.: Просвещение, 1960.
9. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы.-Томск: Издательство «ТМЛ- Пресс», 2008.-286с.
10. Длусский Г. М История и методология биологии: учеб. пособие для биологических факультетов / Под ред. Т. Л. Шестова. - М.: Анабасис, 2006
11. Использование средств обучения на уроках биологии / А.М. Розенштейн, Н.А. Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина.- М., Просвещение, 1989.- 191 с.
12. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М., 2001.
13. Кудрявцева Т. Ю. Использование мультимедийных технологий как средства формирования информационной компетентности / Т. Ю. Кудрявцева // дистанционное и виртуальное обучение. -М.: Изд-во СГУ, 2008. -N 2.- С.63-67.
14. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – М.: «Современное слово». – 2005. – 544 с.
15. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.
16. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1981.
17. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
18. Мысин М. Н. Интерактивные визуальные средства ИКТ как объект и средство обучения в педагогическом вузе/ М. Н. Мысин // Интегративный характер современного математического образования. -Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. -4.2. - С. 192-195.
Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой – М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998. – С.194-220.
19. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.].– М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
20. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в Сузах / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М. : Владос, 2002. – 298 с.
21. Трухачев Ф.М. и др. Технические средства обучения: Курс лекций. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. –64с.
22. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии : примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения / Н. Д. Угринович. - М. : Школьная пресса , 2001. - 48 с.
23. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: монография/ С. Р. Удалов; Ом. гос. пед ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. -210 с.
24. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
25. Цесарский Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков. – М.: 1966 г.
26. Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 6. - С. 13-15.
27. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. - 2010. - N 3. - С. 61-64.
28. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества образования. – М.: НЦСиМО, 2008. – 404 с.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ ИКТ - компетентность учителя начальной школы Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в 1 классе с презентацией. Птицы зимой Взаимодействие ученического коллектива младших школьников с сельской библиотекой
Конспект урока в 3 классе. Человек – часть природы | Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана здоровья
Опубликовано: 397 дней назад (3 ноября 2015)
Просмотров: 3547
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!