Конкурсы для педагогов и детей

Как помочь ребенку успешно перейти в 5 класс?

Советы психолога для родителей будущих пятиклассников

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
Какие общие умения важны для успешного обучения?
Среди них можно отметить следующие:
• Слушать учителя;
• Выделять главную мысль сообщения;
• Связно пересказывать содержание текста;
• Отвечать на вопросы к тексту;
• Делать содержательные выводы на основе полученной информации;
• Письменно выражать свою мысль;
• Привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
• Адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности:
• Умение сравнивать и находить общее и различное;
• Умение выделять главное, отличать существенное от несущественного,
• делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Что нужно сделать родителям?
Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно:
1.Понаблюдать за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению:
• Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу?
• Читает ли всего один раз и, не пересказывая уверен, что все хорошо знает?
• Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними?
• Отвечает ли на вопросы к тексту?
2. Детей необходимо учить работать с учебным текстом:
• Выделять главную мысль;
• Составлять план;
• Запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план.
3. Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале:
• можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма,
• описать события прошедшего дня.
Рекомендации родителям пятиклассников
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе
Физиологическая адаптация:
Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д.
Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Психологическая адаптация:
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Обязательное проявление родителями интереса к школе , классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу,, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку» Конфликт и пути его решения Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания "Приглашение в хорошее самочувствие
План работы социально - психологического лагеря | Психолого-педагогические приемы создания ситуации успеха
Опубликовано: 935 дней назад (18 мая 2014)
Просмотров: 2143
Рубрика: Рекомендации
+1
Голосов: 1
Елена Александровна Хвостикова # 19 мая 2014 в 16:41 +2
Ольги Николаевна, ваш материал очень нужен и полезен как родителям, так ипедагогам. Я педагог дополнительного образования, и четвероклассники составляют большую массу детей в моем дворовом клубе. В неформальной обстановке дети делятся своими страхамии переживаниями по поводу перехода в пятый класс. Их страшит новый классный руководитель, хождение по разным кабинетам, отсутствие "классной мамочки", более взрослое отношение к ним окружающих и многое другое. Иногда ко мне за советом обращаются родители. Ваша статья окажет мне большую помощь в работе Спасибо. Мой голос вам!
Ольга Николаевна Зарицкая # 21 мая 2014 в 15:34 0
Огромное спасибо! smile