Конкурсы для педагогов и детей

Консультация для родителей подростка

Консультация для родителей на тему Что нужно делать родителям, когда их дети втягиваются в определенную субкультуру?
Автор: Цовдошина Ольга Петровна, педагог - психолог ГБОУ НПО профессиональный лицей №89 г.Белебей, Республика Башкортостан
Описание материала: Предлагаю вам консультацию для родителей, классных руководителей. Данный материал может быть использован при подготовке к родительским собраниям, консультировании.

Открытость глобального информационного пространства создает широкие возможности взаимопроникновения различных культурных систем и их достижений. Но в этих процессах нет фильтра безопасности, который бы защищал культуру и молодежь от негативных инноваций, проникающих извне и имеющих потенциальные возможности внедрения негативных социокультурных элементов фактически в любой национальной культуре.
Подростки воспринимают окружающий мир по-своему. Особенности психологического состояния подростков не позволяют большинству молодых людей выражать в одиночку свой взгляд на мир.
Именно поэтому, образуются подростковые субкультуры, которые представляют собой отдельную систему ценностей и моделей поведения, т.е ту безопасную, для подростка, зону, в которой он может сохранять и формировать свою индивидуальность.
Подростковая субкультура – это некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.
Подростковый период называется переходным именно потому, что на этом этапе происходит переход от состояния детства к взрослому. Для родителей этот период взросления ребенка оказывается самым сложным, так как подросток резко отказывается от детской роли в отношениях с родителями, и они обнаруживают, что найти общий язык c ребенком становиться все более сложной задачей. Подростки, в свою очередь, находясь в неком поиске своей новой, взрослой и независимой личности, противостоят не только родителям, но всей культуре взрослых, стремясь организовать свое собственное сообщество, живущее по законам отличным от мира взрослых.
Субкультура - остров подростковой идентичности, место, в котором - как чувствуют подростки - можно найти и сохранить себя. И - как ни парадоксально - это не менее "культурный" выход из конфликта пубертатного (подросткового) возраста, чем следование родительским предписаниям. Другое дело, что субкультура - как всякий остров - не самое безопасное место для вступающего в мир человека.
Подростковые субкультуры создают свою собственную культуру, которая помогает молодым людям:
1. выйти из конфликта пубертатного возраста;
2. удовлетворить потребность подростков в общении;
3. обучает навыкам общения и как следствие — повышает авторитет подростка в глазах сверстников;
4. оказывает психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;
5. адаптироваться к жизни.
Признаки субкультуры
•Стержень любой молодежной субкультуры — это уличный стиль.
• Большинство молодежных субкультур рождается вокруг определенного стиля музыки.
• Сленг — одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком — пропуск в группу.
• Стиль одежды. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний — все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре.
Таким образом, в некоторых субкультурах можно даже увидеть элементы психотерапии, ведь, во многом, именно поэтому они так привлекают подростков. Ведь они помогают быть в согласии с собой, свободно обращаться с негативными и позитивными чувствами. Вот почему подростки собираются в группы - им легче совместно решать свои проблемы, отстаивать свои права и искать смысл жизни.
С одной стороны, компания, может стать для подростка очень ценным ресурсом, так как одна из главных потребностей пубертатного периода – это его принадлежность к группе. Общение со сверстниками позволяет ему пробовать новые модели поведения в безопасной обстановке, не испытывая давления социальных норм взрослых. Но, с другой стороны субкультура не так безопасна, как это может показаться на первый взгляд. Она представляет собой особую систему, жестко регулируемую авторитетными сверстниками и, тем самым, может навязать какую либо роль, изолирующую подростка от остального общества, что может существенно осложнить, в дальнейшем, возвращение во взрослый культурный мир.
Однако, несмотря на это, наибольшую опасность представляет не сама по себе субкультура, а недостаточная психологическая готовность тех подростков, для которых такое сообщество становиться, по сути, единственным местом безопасности и авторитета по причине их отсутствия в семье. А это, в свою очередь связано с неблагоприятной обстановкой в семье или неправильным отношением родителей к новому статусу своего взрослеющего ребенка. Именно, в том случае, когда с началом подросткового возраста отношения с родителями оказываются лишенными понимания и наполненными негативом или установлением жесткого контроля, ребенок начинает остро нуждаться в поддержке со стороны, чтобы пережить этот сложный и наполненный конфликтами период.
Что нужно делать родителям, когда их дети втягиваются в определенную субкультуру?
Чем вдумчивее ведут себя родители, чем глубже и психологически грамотнее общаются они с ребенком в более раннем возрасте, тем меньше будет его потребность в подростковом возрасте категорично противопоставлять себя родителям и ценностям старшего поколения.
Поэтому, для родителей важно, еще до начала подросткового кризиса сформировать доверительные и спокойные отношения с ребенком. Тогда, потребность в противостоянии будет менее выражена, и подросток не будет чувствовать себя отвергнутым.
В любом случае, даже если по каким либо причинам отношения в семье сложились не столь благополучно и были нарушены, всегда можно попытаться их изменить. Однако, это возможно только при уважительном отношении к личности ребенка, его желаниям и внутренним переживаниям.
Поэтому первый совет - не спешить с выводами и оценками, а попытаться разобраться в ситуации, в том числе - в сути явления:
что это за субкультура?
каковы ее особенности?
что могло привлечь вашего ребенка в ее практике и идеологии?

Без этих знаний любой разговор будет напоминать беседу слепого с глухим, а во взаимодействии родителей с ребенком подросткового возраста и прочих препятствий, как правило, хватает.
При этом, важно проявлять уважение, доверие, давать подростку право на самовыражение и демонстрировать готовность всегда оказать ему помощь и поддержку при необходимости.
Очень важно получить реальное представление о тех людях, с которыми водит дружбу ваш ребенок - нередко случается так, что мы судим о подростках исключительно "по одежке" - постарайтесь познакомиться с ними, выказав уважение и не прибегая к критике и нотациям в разговоре. Возможно, вы вспомните о ваших подростковых увлечениях и позабавите гостей парой историй - помните, что в этом возрасте особенно ценится чувство юмора. Может так случиться, что это и ваши тревоги поубавит, и даст вашему ребенку понять, что семья и компания - отнюдь не параллельные миры, и "предки" не такие уж и "дремучие", раз смогли понравиться его друзьям.
Если же опасения оказались не напрасными. Важно искать помощи со стороны, так как детско-родительский конфликт мешает достучаться до ребенка и дать ему понять, что он находится в опасности - слишком велика его готовность противопоставить себя вашей воле, и давление старших может сыграть злую шутку, буквально выталкивая ребенка из семьи.
Необходимую помощь здесь может оказать пользующийся реальным уважением вашего ребенка учитель (тренер) или родственник. В противодействии сектам уместно привлечь специалистов, которые ведут постоянную работу в этом направлении. И всегда имеет смысл получить психологическую помощь. Даже если ребенок категорически отказывается идти к психологу, родителям важно сверить свои эмоциональные реакции и действия с психологической наукой.
Подросток ждет от взрослого понимающего и поддерживающего наставника, мудрого взрослого умеющего дружить, способного оказать помощь; умеющего ставить рамки, не переходящие в тотальный контроль и способного проявлять уважение.

Мать-природа дает нам двенадцать лет, чтобы мы полюбили своих детей, прежде чем они станут подростками.
Понимайте подростков, ведь когда вы были такими же.
Будьте друзьями и тогда подросток будет Вам доверять.

Рекомендуем посмотреть:

Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками Интерактивные технологии в работе с трудными подростками Особенности обучения подростков Родителям о подростковом суициде

Похожие статьи:

Проблемы воспитания подростков. Проблемы подросткового возраста. Здоровье подростка

Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях

Опубликовано: 698 дней назад (7 января 2015)
Просмотров: 2248
+1
Голосов: 1
Наталья Александровна Сердюкова # 9 января 2015 в 11:12 0
Очень интересная мысль: Мать-природа дает нам двенадцать лет, чтобы мы полюбили своих детей, прежде чем они станут подростками.. Тема затронута сложная, многогранная, но хотелось бы больше практических советов.Спасибо за информацию,но все-таки прочтите требования к публикациям http://ped-kopilka.ru/sertifikaty/svidetelstvo-o-publikaci.html