Конкурсы для педагогов и детей

Ролевая игра для учащихся 3-5 класса

Ролевая игра "Большое космическое путешествие"
Автор: Полежаева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОО СОШ №5 города Саяногорска
Цель: формирование у учащихся толерантной культуры общения
Задачи:
- определить принципы жизнедеятельности в детской группе;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим.
Описание работы. Данная игра предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Предложенные коммуникативные игры, наглядные примеры из литературных произведений, конкурсы помогут ребятам найти новых друзей, а педагогам - сплотить детский коллектив.
Методические приёмы: коммуникативные игры, беседы, работа с поэтическим текстом, работа в команде.
Оборудование:
- цветик – семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны вопросы:
1. Какое качество человека достойно уважения?
2. Какой человек всегда привлекателен для окружающих?
3. Какие качества характерны для культурного человека?
4. Всегда ли ты понимаешь людей?
5. Какое качество характера достойно осуждения?
6. Как называют людей, которые всем желают добра?
7. Какого человека можно назвать настоящим другом?

- звёздочки, которые "упадут на ладошку",
- фломастеры, листы ватмана
- надпись на стенде "Планеты друзей",
"Жить в мире с собой и другими"
Звёздочки с правилами жизнедеятельности на планетах:
1.Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
2.За вежливым словом должно скрываться доброе отношение.
3. Улыбайтесь человеку, старайтесь это делать настоящей улыбкой.
4.Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
5.Излучайте только положительные эмоции: веселый, бодрый, жизнерадостный человек всегда привлекает.


Звуковое сопровождение:
1) песня А.Дольского "Исполнение желаний",
2) песня "Ты да я, да мы с тобой" (ансамбль "Незабудки")
Ход занятия.
Ведущий:
- Добрый день, ребята. Я рада видеть всех вас и приветствую на нашей игре "Большое космическое путешествие". Но прежде чем мы начнём наше занятие, давайте познакомимся поближе, а заодно и поиграем.
Игра «Зеркало»
Встаньте, пожалуйста, в круг. А теперь каждый по очереди будет называть своё имя и одновременно выполнять какое-нибудь действие (кивок, прыжок, хлопок, взмах рукой и т.д.). Затем мы все вместе повторяем это действие и называем имя представившегося игрока.
Ведущий:
Ну вот мы и познакомились. Но как бы нас всех по-разному не звали, у нас много общего, ведь все мы живём на прекрасной планете Земля, а значит все мы земляне.
Итак, земляне, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и представьте, что мы отправляемся в большое космическое путешествие, чтобы поселиться на новых, пока необитаемых планетах. Представили? А теперь садитесь, пожалуйста, на свои «космические» стулья … и вперёд!
Песня А.Дольского "Исполнение желаний"(аудиозапись).
Во время песни ведущий каждому даёт по синей или жёлтой звёздочке.
Ведущий:
- Ребята! Каждому из вас на ладошку упала звёздочка синего или жёлтого цвета. Уверена, что она принесёт удачу в этой игре каждому из вас.
А теперь попрошу сесть за левый стол всех, у кого оказалась синяя звёздочка, а за правый - всех владельцев жёлтой звезды.
У нас образовалось две команды: первая команда - жители Синей планеты, вторая - жители Жёлтой планеты.
Ваши задачи - определить правила жизнедеятельности на своих планетах и подружиться с жителями других планет.

Задание №1
-Вам нужно придумать название своей планеты и объяснить, почему вы выбрали именно это название. Если вы затрудняетесь сами придумать, можете выбрать один из предложенных вариантов, которые лежат на ваших столах:

1 команда: Планета любви, Планета богатства, Планета радости, Планета мечтателей

2 команда: Мирная планета, Планета добрых дел, Планета Развлечений, Планета счастья

- Приклейте своё название на звёздочку и объясните, почему вы выбрали именно это название.
Ведущий:
- Итак, во Вселенной появилось на две обитаемые планеты больше. Вы ещё, ребята, не знаете, как будете жить дальше, только устраиваетесь на своих планетах, а к вам уже летят гости. Оказывается, неподалёку, на своей маленькой планетке Астероид Б-612 живёт мальчик (показывает рисунок с изображением Маленького Принца). Кто узнал этого мальчика? Это Маленький Принц, который родился в Новогоднюю ночь 1935 года в душе французского писателя-лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Книга «Маленький Принц» - одна из самых популярных книг для детей. А весь секрет в том, что она бесконечно добрая. Я надеюсь, что вы обязательно ещё раз прочитаете её и познакомитесь с Маленьким Принцем поближе. Ну а сейчас я вам напомню твёрдое правило Маленького Принца: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Задание №2
Вопросы 1 команде:
как вы понимаете эти слова? Хотите ли вы последовать примеру Маленького Принца и взять это правило жизни на свои планеты? Возьмёте к себе в друзья Маленького Принца?

Прикрепление первой звёздочки с правилом на доску или стенд.

Ведущий: Ну а вот ещё один гость – сосед с другой планеты, на которой живут одни животные. Это очень «вежливый» Индюк.
Чтение стихотворения Яна Джехвы «Очень вежливый индюк».
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: "Эй вы, невежи!
Заходите, что ли в гости
Поучитесь вежливости!»
- Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер!
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осёл,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньёй, Свинья, -
Ждёт тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты своё свиное рыло!
Как ни бился он, однако,
К Индюку никто не шёл -
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осёл!
Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды-балды!
И добавил с высоты своего величия:
Не усвоили, скоты, правила приличия!

Задание №3
Вопросы 2 команде:
- Можно ли назвать Индюка вежливым?
- Будет ли у него много друзей и почему?
(Нет, не будет. Индюк не уважает своих собеседников)

Вежливость - это умение деликатно, осторожно относиться к окружающим людям. Ведь за вежливым словом должно скрываться доброе отношение.

- Можно ли этот вывод отнести к правилам жизни на ваших планетах?

Приклеить на доску или стенд вторую звёздочку с правилом.
Игра «Поздороваемся…»
-Вы, ребята, уже познакомились со своими соседями, а не хотите ли вы слетать в гости друг к другу? Давайте поиграем в игру "Поздороваемся".
Как здороваются жители Земли? (за руку). Ну а так как мы теперь космические жители, мы будем здороваться иначе. Итак, космические жители здороваются носами, локтями, коленками, пятками, лбами и т.д. (Ребята ходят и здороваются).
Ведущий:
- А вот событие, произошедшее на планете Земля в прекрасной стране Испании.
Сейчас я вам расскажу поучительную историю про знаменитого героя Сервантеса Дон Кихота.
Отправляя своего оруженосца к своей возлюбленной Дульсинее, Дон Кихот говорил: "Напряги свою память, и да не изгладится из неё, как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать мою просьбу, встревожится или смутится, услышав моё имя?"
Дон Кихоту этого мало, он просит запомнить, где стояла Дульсинея, не повторяла ли она дважды или трижды свой ответ, не превратилась ли из ласковой в суровую и наоборот, из упрямой в приветливую, поднимала ли руку, чтобы поправить причёску, хотя бы та была у неё в полном порядке.
"Наблюдай за всеми действиями её, движениями, ибо, если ты изложишь мне всё в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства," - напутствовал Дон Кихот оруженосца.


Задание №4
Кто быстрее и правильнее ответит: можно ли без слов понять, как человек относится к собеседнику? По каким признакам?
Вывод: В технике общения нужно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, как бы читать людей, настраивая их на волну общения.
Вот несколько нехитрых правил (ведущий наклеивает звёздочки с правилами, а ребята по очереди читают их вслух):
- Улыбайтесь человеку, старайтесь это делать настоящей улыбкой.
- Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
- Излучайте только положительные эмоции: веселый, бодрый, жизнерадостный человек всегда привлекает.


Приклеить на доску или стенд 3, 4, 5 звёздочки с правилами.
Ведущий:
- Вот у нас и появились правила жизнедеятельности на ваших планетах.
- А если бы каждый из вас выполнял эти правила, появилось бы у него больше друзей?
- Можно ли эти правила назвать принципами жизни на ваших планетах? Вот сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы эти правила усвоили.

Задание №5
"Как понравиться жителям других планет".
Ваша задача, общаясь, понравится друг другу,т.е. жители обеих планет должны подружиться. Поэтому каждый из вас, сорвав лепесток нашего волшебного цветика-восьмицветика, задаёт вопрос, написанный на обратной стороне лепестка, жителю другой планеты, сидящему напротив. Можно воспользоваться словами-помощниками:
- пожалуйста…
- будь добр…
- тебя не затруднит…
- не мог бы ты…
- Не забудьте поблагодарить отвечающего. Помните, что доброжелательные интонации, приветливый взгляд, улыбка помогут создать атмосферу доверия и взаимной поддержки.
Ведущий:
Молодцы, с заданием справились. Скажите пожалуйста, если на ваших планетах будет царить любовь, доброта, честность, трудолюбие, взаимопонимание, верность, жизнерадостность - вы сможете жить в мире друг с другом? Какие лица бывают у людей, живущих дружно?

Задание №6 "Обратная связь"
Каждая команда берёт листы ватмана, в центре которого нарисована звёздочка и контуры лучей и лиц.
Ведущий:
Впишите в лучики пять самых важных, на ваш взгляд, качеств человека, необходимых для мирной жизни. А в контурах лиц нарисуйте сами себя, отразив своё сегодняшнее настроение.
(Ребята рисуют под музыку песни"Ты да я, да мы с тобой")

Ведущий: - Вот такие планеты у нас образовались к концу занятия во время нашего космического путешествия. (Всем показывает листы и относит жюри).
Заключительное слово:
-Не только детям, но и многим взрослым хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. И чтобы никто-никто не делал им замечаний.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди всегда относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. Надеюсь, что эта игра поможет вам не только не растерять старых друзей, но и найти много новых. Всем спасибо за работу.
Награждение.
Детям вручаются открытки «Самому активному», «Самому любознательному» и т.д. На открытках написаны правила жизни на планетах.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на уроках декоративного рисования, 3 - 4 класс Развлекательно – игровая программа для младших школьников Игры-эстафеты в группе продленного дня Конспект занятия в игровой форме для младших школьников

Похожие статьи:

Конкурсы и игры к 8 марта для детей

Игры для развития внимания детей

Игры для развития воображения от 4 до 10 лет

Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Игровая программа для младших школьников

Классный час для 2 класса: Братья наши меньшие
Опубликовано: 407 дней назад (25 октября 2015)
Просмотров: 564
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!