Конкурсы для педагогов и детей

Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность

Проектная деятельность в начальной школе
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность
Автор: Орлова Наталья Александровна, руководитель кафедры учителей начальных  классов МБОУ – гимназии №2 г. Тулы
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию педагогическую статью об использовании проектной деятельности с использованием IT-технологий в начальной школе в рамках введения ФГОС. Данный материал считаю полезным для ознакомления учителям начальной школы, работающим по новым стандартам, а также управленцам, заинтересованным в ознакомлении с опытом работы лучших образовательных учреждений России («ТОП-100 лучших школ России»), в список которых вошло наше образовательное учреждение.  Данный материал был представлен на Координационном совете по проблеме «Внеурочная деятельность образовательных учреждений по ФГОС с использованием ИКТ - технологий» в рамках проведения Форума «Образование» в городе Тула.
Новое время ставит перед нами новые задачи, которые неизбежно требуют поиска новых решений.
Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому  идея создания проектов  на персональных компьютерах в рамках внеурочной деятельности в стенах нашего образовательного учреждения вызвала массу положительных эмоций, а значит желания  самостоятельной творческой работы. Образовательная программа нашего учреждения  предполагает смешанную модель организации внеурочной деятельности (оптимизационная модель + дополнительное образование).
Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как школьные научные общества, поисковые и научные исследования.
Внеурочная деятельность организуется из расчёта 10 часов в неделю. После обеда и прогулки  два кружковых занятия ежедневно.
Анализируя  деятельность учителей  начальной школы, мы столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов:
• низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
• неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
• разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
• отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Тогда нашей целью явилось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе не только на уроках, но и в рамках  внеурочной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• Вовлечь детей в проектную деятельность;
• Научить представлять продукты проектов;
• Научить учащихся использовать ИКТ для поиска, обработки и представления информации.
На собственном опыте мы убедились, что использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Выбор тематики проектов определяется спецификой кружка. В одних случаях эта тематика может инициативно выдвигаться учителем с учетом интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Метод проектов реализуется на следующих кружковых объединениях: «Информатика в играх», «Наши проекты», «Всё сумею, всё смогу», «Юный краевед», «Игровой английский», «Юный оратор», «Школа талантов», «Здоровейка», «Я в мире, мир во мне…». Таким образом, учащиеся начальной школы ежедневно участвуют в проектной деятельности.
Существенным отличием тематики проектов в рамках внеурочной деятельности является то, что эти проекты актуальны для практической жизни и, вместе с тем, требуют привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Особый интерес у наших гимназистов вызывают те проекты, для выполнения которых необходима работа на планшетах, нетбуках  и ноутбуках, интересной гимназистам всегда представляется работа с лабораторными дисками, цифровыми микроскопами. Такие работы всегда расширяют кругозор,  развивают самостоятельность и инициативу, формируют практические навыки работы с компьютером. Учебная деятельность становится оптимально целесообразной.
Для того, чтобы дети могли сами или с помощью взрослых пользоваться ИКТ возможностями, необходимо было заложить основы компьютерной грамотности. Для  этого с 1 класса в рамках внеурочной деятельности организуются  занятия по курсу компьютерной грамотности «Мир информатики», «Информатика в играх».
На практике выяснилось, что темы наиболее актуальных проектов и интересных детям напрямую связаны с их личным опытом и интересами.
В рамках проектной деятельности детям было предложено подумать над  проблемой – как  дать вторую жизнь пластиковой бутылке. Дети смастерили много интересных поделок. Лучшей была признана работа Артамоновой  Евгении -  кормушка для птиц. На занятии детям была представлена презентация, отражающая все этапы работы над кормушкой от  чертежа до готовой поделки. Данный проект был представлен на областном  конкурсе детского творчества "Зеркало природы" (II место).
Продуктами проектной деятельности с использованием ИКТ становятся  презентации опытов, рисунков, поделок,  электронные викторины, электронные экскурсии, фотографии, а так же  рассказы, сочинённые детьми. Работая над проектом «В мире животных» в рамках кружка « Я в мире, мир во мне» , дети рисовали рисунки, готовили презентации,  фотографии. Проект завершился написанием сказок, рассказов. Лучшей работой стала сказка  Тимакова  Макария  «Бродячий щенок».   По результатам  муниципального  конкурса творческих работ учащихся  "Сказочный мир" работа помещена в соответствующий сборник.
В рамках кружкового объединения «Юный краевед» ученик 4 класса Ветохин Миша тщательно работал над проектом, посвящённым обороне нашего города во время ВОВ. Начал с составления плана работы над проектом, в сети Интернет изучил и отобрал информацию по теме. Результатом работы над проектом стал фильм «Оборона Тулы».
Положительный настрой мотивации к деятельности у учащихся начальной школы вызвал проект «Как создать сказку».  Используя нетбуки,  гимназисты создавали модель «Как построить волшебную сказку». Результативными продуктами проекта стали волшебные сказки, которые  впоследствии дети размещали на сайте Всероссийского литературно-творческого конкурса «Восхождение к образу», где наши ребята заняли I и II место.
В рамках работы кружкового объединения «Час здоровья» ребята с интересом используют в работе лабораторные диски, которые помогают нам измерять давление, пульс, использовать шагомер.

Если занятия проводятся на свежем воздухе, измеряем силу и направление ветра. Цифровые микроскопы позволяют продолжить исследования в классном помещении. Результаты своих наблюдений и исследований ребята представляют в презентациях.
На заседаниях научного общества учащихся (НОУ) для младших школьников «Любознайка»   наши гимназисты разрабатывают проекты, которые потом защищают на различных уровнях. Ежегодно мы имеет победителей или призёров в Городских научных чтениях «Шаг в науку» . Так ученик 4 класса Демидов Василий был победителем в секции «Тайны Вселенной», а в этом году в секции «Военные тайны» стал призёром (III место).
Результаты работы методом проектов с использованием ИКТ
Основные результаты работы:
• расширение кругозора учащихся, увеличение объёма посещаемости учащимися школьной и районной библиотек.,
• развитие информационно-коммуникационных компетенций;
• качественный скачок в развитии информационных навыков (сравнительный анализ контрольных данных и стойкий интерес к познанию и творчеству);
• формирование таких личностных качеств учащихся, как инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков ;
• формирование нравственно-ценностных отношений к природе, другим людям;
• внедрение деятельностного подхода к выполнению учебной задачи.

Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением» .
Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами и технологиями? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши учащиеся смогут достойно представлять достижения российского образования. Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.
Умение пользоваться методом проектов, ИКТ – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества .
Таким образом,  можно сделать вывод: интеграция метода проектов во внеурочной деятельности и ИКТ-технологии – это ресурс, необходимый для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект урока английского языка в 6 классе Социальный проект в школе Проектная деятельность в 4 классе Проект для школьников по домоводству

Похожие статьи:

Проектная деятельность на уроках английского языка

Проектная деятельность в школе

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Опубликовано: 977 дней назад (2 апреля 2014)
Просмотров: 3670
+3
Голосов: 3
Наталья Дашинимаевна Дабаева # 11 апреля 2014 в 16:46 0
Проектная деятельность детей -очень перспективная и увлекательная деятельность. У детей всегда есть интересные идеи, а настоящий учитель помогает их воплотить в жизнь, реализовать творческие возможности детей и в конечном результате получить интересный продукт творчества. Вы настоящий педагог!