Конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Себя как в зеркале я вижу…»
Себя как в зеркале я вижу….(А.С. Пушкин в изобразительном искусстве ).
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №75 г. Ульяновск.
Описание материала: К вашему вниманию предлагается методическая разработка урока (внеурочного занятия), посвященная образу одного из самых известных поэтов не только у нас в России , но и за ее пределами, основоположника русского литературного языка-Александра Сергеевича Пушкина. Материал может быть использован учителями русского языка и литературы, изобразительного искусства (6 класс), МХК, Искусства (9 класс- «Пушкин-наше все») для проведения уроков, внеурочных занятий, музыкально-поэтической композиции, классного часа и т.д.
Проведение данного урока требует проведение предварительной подготовки, которая будет заключаться в создании поисковых групп по подбору музыкального и зрительного ряда. Это подготовка материалов к портретам художников, подбор музыкального ряда - романсов на стихи А.С. Пушкина, стихов современных поэтов как отклик на творчество великого поэта.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит..
(«Кипренскому» А.С. Пушкин).
Цель урока:
- расширение знаний учащихся о портретном жанре;
-способствование развитию интереса к творчеству А.С. Пушкина, художников-портретистов.
Задачи :
- расширять знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
- научить сопоставлять, сравнивать выразительные средства различных видов искусств, при создании единого художественного образа;
-содействовать развитию логического и образного мышления, связной устной и письменной речи;
-обучать приемам анализа произведений изобразительного искусства;
-развивать творческое воображение, умение четко и ясно излагать свои мысли;
-воспитывать любовь к творчеству А.С Пушкина, посредством произведений изобразительного искусства, литературных и музыкальных произведений.
Материалы к уроку:
- мультимедийная презентация
-романсы на стихи поэта: А.С. Пушкин – "Зимний вечер" , 1825г., муз. А. Вивальди
-музыка-Глинка (1840) – «Я помню чудное мгновенье»
-Е. Нестеренко - Г. Свиридов - Романс на стихи А. Пушкина – «Зимняя дорога «
-Александр Кнайфель - Романс на стихи незаконченной "Сказки о медведихе" А.С. Пушкина
-Стронгилла Иртлач – «Сквозь волнистые туманы» ( романс на стихи А.С. Пушкина)
-Н.А. Римский-Корсаков - Романс на стихи А.С.Пушкина. «Редеет облаков летучая гряда».
- Романс С Рахманинова на стихи А .С.Пушкина «Не пой, Красавица»
-Светлана Аникина - Романс на стихи А.С. Пушкина «Мой голос для тебя»
-Алексей Успенский - Романс "Я вас любил" на стихи А. С. Пушкина
-Александр Семёнович Розанов - Романс «Цветы последние милей» на стихи А. С.Пушкина
-Н.А.Римский-Корсаков - "На холмах Грузии". Романс на стихи А.С.Пушкина.
-Ярослав Дронов – «Любимым быть» (романс на стихи А.С. Пушкина)
-Цезарь Антонович Кюи – «Царскосельская статуя». Романс на стихи А.С. Пушкина.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
3. Подготовка к творческой работе.
4.Изложение нового материала.
Урок начинается под музыку романса на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье..»
Имя Александра Сергеевича Пушкина известно практически каждому россиянину уже с раннего детства. Сказки Пушкина нам рассказывали наши родители, затем воспитатели в детских садах, расширению наших знаний способствует школа .
Мы с уверенностью можем сказать, что выросли на его сказках, стихах, поэмах. Пушкин оставил нам в наследие множество замечательных произведений. Его творчество, как и он сам не могли остаться незаметными. Ещё при жизни Александр Сергеевич был признан гениальным поэтом и послужил предметом для творчества многих художников, музыкантов.
Во многих музеях мира можно встретить портреты поэта, изображение его литературных героев. Ему возведены памятники, его именем названы улицы, скверы, парки….

-Скажите, пожалуйста, какие жанры изобразительного искусства вам известны?
(Пейзаж, натюрморт, батальный, исторический, бытовой, портрет).
- Что вы понимаете под портретом?
(Изображение человека).
Портрет - это вид изобразительного искусства, посвященный изображению определенного человека или группы людей - внешне индивидуально сходное отображение человека на холсте или бумаге, с целью его представления окружающим, показывая характер, внутренний мир, жизненные ценности изображенного. Рисование лица человека в портрете это самое сложное направление в изобразительном искусстве.
-Что должен знать художник-портретист?
Художник должен обнаружить главные черты личности человека, подчеркнуть характерные признаки, эмоциональность человека и раскрыть душевный нрав портретируемого.
-Какие виды портретов вы знаете?
(Погрудный, поясной, поколенный и во весь рост).
В зависимости от размеров картины портрет может быть разных видов: погрудный, поясной, поколенный и во весь рост. Поза портрета: с лица, поворот в три четверти в любую сторону и в профиль. Творческий портрет это креативная картина, особый жанр живописи, относящийся к созданию чего -либо нового в изображении человеческой личности.
Молодцы!

Сегодня мы поговорим об А.С. Пушкине в изобразительном искусстве.
Как уже говорилось раньше, существует много портретов с изображением поэта. И именно благодаря им, мы можем лучше себе представить эту выдающуюся личность.

2 слайд
Сохранились портреты с изображением маленького Саши Пушкина. И портрет времён обучения его в лицее.(автор; Ксавье де Местр.)
"Пушкин – ребенок". 1801-1802 гг.
Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В.Баранской.
В детском портрете видны характерные черты Пушкина, менее определенные, чем в портретах зрелого возраста; выпуклые губы, чуть прижатый вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди подбородка. Видно, что мальчика причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз.

-Каким изобразили маленького Сашу художники?
-Сохранились ли детские черты у взрослого Александра Пушкина?
-Сравните маленького Пушкина и Пушкина-юношу. Какие перемены вы заметили?( Ксавье де Местр и С.Г.Чирикова)
С. Г. Чириков
К двенадцати годам Пушкин в развитии намного опередил своих сверстников. Он, по словам своего брата, «был одарён памятью неимоверной и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу». Однако это не мешало ему бегать и прыгать через стулья, ловко бросать мяч, то есть оставаться двенадцатилетним шаловливым мальчиком.

«Саша Пушкин, лицеист». Художник Ю.В. Иванов.
-Как вы оцениваете эти портреты, сумели ли добиться сходства с поэтом художники?

1-й ученик
Особый в жизни период в жизни А.С. Пушкина-лицейский период. Молодой, озорной, вдохновленный. Лицейский период связан с Царским Селом.
Пушкин любил Царское Село, потому что там прошло его отрочество и юность. Лучше всего поэт это выразил в известных стихах лицейской годовщины 1825 г.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А. С. Пушкин. 19 октября 1825 года
И как нельзя лучше атмосферу Царского Села сумел передать в своей картине Илья Ефимович Репин.
"Пушкин в Царском Селе", картина 1911.
Картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе» исторически конкретна и достоверна. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Много лет спустя, вспоминая этот день, Пушкин напишет:
«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду... Державин был очень стар... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь... Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли». Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Было ему в ту пору пятнадцать лет.
-Удалось ли И.Е. Репину передать атмосферу восторга, восхищения экзаменаторов от чтения стихотворения А.С. Пушкиным-лицеистом?
- В чем это выражается?
- Каким представил И.Е. Репин А.С. Пушкина?
Портреты ребята в зависимости от того, в какой атмосфере, одежде изображается портретируемый , делятся на бытовые и парадные.
Посмотрите, как разнообразны прижизненные портреты А.С. Пушкина. Каждый художник пытался в них найти что-то своё, но далеко не все они написаны с натуры.
Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие».
Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба стали классическими, по праву войдя в историю русской живописи и отечественной культуры, как лучшие изображения Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.
Портрет , который вы смотрите к какому виду портрета относится? (парадному)
- Почему ?
-Удалось ли Кипренскому добиться сходства с поэтом?( да).
О поразительном сходстве портрета Кипренского с Пушкиным говорили его современники. Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий»
2-й ученик
Пушкинский портрет исполнен О. Кипренским с большим вдохновением и с полным сознанием огромной исторической ответственности. Один из современников так отозвался об этом произведении О. Кипренского: "Гений Поэта как будто бы воодушевил художника... Пусть исследует художник движения собственной души в те минуты, когда он одушевлял полотно! Не составил ли себе сперва идеал характера поэта, не ловил ли души его, не разглядывал ли тайн и порывов пламенной фантазии и не стремился ли потом выразить свои и его чувства в чертах видимых!"
Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины.
На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные "арапские" черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно.
"Портрет А.С. Пушкина" имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное сходство, другие (кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица А.С. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее, писал А.С. Пушкину из Петрозаводска: "У меня есть Ваш портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Ужели это следствие печалей жизни?" (Имеется в виду снятая с него гравюра).
-Какое стихотворение вы можете назвать, посвященное этим портрету, написанного?
(стихотворение "Кипренскому")
Любимец моды легкокрылой.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид,
Так Риму, Дрездену, Парижу,
Известен впредь мой будет вид.
Оценку портрета, главные критерии сходства здесь определяет "зеркало". Однако поэт увидел не бесстрастное, пассивное отражение, а образ – "но это зеркало мне льстит" – и раскрывает его смысл. Строки самого поэта как нельзя лучше передают безупречное сходство поэта , переданное О. Кипренским в портрете.
-А вот другой портрет А.С. Пушкина, написанный другим художником.
-Назовите имя художника, написавший портрет поэта? (В.А. Тропинин)
-К какому портрету можно отнести данный портрет? (бытовой.
-Почему?
3-ученик:
В начале 1827 года поэт заказал свой портрет московскому художнику В.А. Тропинину, хотя до недавнего времени считалось, что заказчиком Тропининского произведения был приятель поэта – Сергей Александрович Соболевский. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М.М. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. Обычно он начинал работу с небольшого этюда маслом, сделанного по первому впечатлению. Художник весьма дорожил, как он говорил, «первым присестом». Затем следовало несколько подготовительных карандашных набросков, в которых обозначалась главная идея произведения. И, наконец, последняя стадия – собственно портрет, завершавшийся в мастерской художника на Линевке (в Москве). В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Тропининский Пушкин вовсе не приземлен – он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется торжественной античной тоге.
У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, "что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой", и только почистил его.
С 1909 года портрет Пушкина находился в собрании Третьяковской галереи, а в 1937 году перешел в собственность Всесоюзного музея А.С. Пушкина».
-Какой портрет вам понравился и почему?
Пушкина писали многие художники, и каждый раскрывал поэта по-своему. Посмотрите на портрет, написанный И.Л.Линевым.
-Какие чувства он вызывает у вас?
4 –й ученик:
Последний прижизненный портрет А.С. Пушкина кисти художника И.Л. Линева
Об авторе портрета ничего не было известно. Художник стал загадкой для искусствоведов. Имя художника Линева не встречается в воспоминаниях современников, не числится ни в каких списках.
Среди реликвий Музея-квартиры А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге есть портрет поэта, написанный художником И.Л. Линевым. Портрет отличается глубокой реалистичностью. Поражают грустные, усталые глаза, печальное выражение изможденного заботами лица. Пушкиноведы относят написание этого портрета к 1836 году, портрет признается последним, написанным при жизни Пушкина. Автор портрета, видимо, знал и сумел показать тяжелое душевное состояние поэта в последний, самый трудный период его жизни. В портрете ощущается не только понимание духовной драмы Пушкина, но и глубокое сочувствие поэту. Это наводит на мысль, что художник должен был принадлежать к кругу людей, окружавших Пушкина. В портрете ощущается некоторая торопливость исполнения, напряженное стремление передать главное, иногда в ущерб детали – черта, характерная для работы художника, строго ограниченного временем позирования модели. Боязнь упустить главное, очевидно, заставила художника отказаться от поисков более совершенной внешней формы.
Парадные, камерные, бытовые, детские, юношеские, в зрелом возрасте, не перечесть разновидности портретов любимого поэта. Вот так изобразил Пушкина и декабристов …
-Кто назовет автора этой работы?.( Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник Д.Н Кардовский. 1934г.)
Пушкин и декабристы
В числе приятелей Александра Сергеевича Пушкина было немало будущих декабристов. Он не принадлежал к их союзу, потому что товарищи не считали его достаточно серьезным, способным отдаться одной задаче. Однако он вполне сочувствовал их вольнолюбивым мечтам и энергично выражал свое сочувствие и в разговорах, и в стихах, которые быстро расходились среди молодежи.

Так изображал Пушкин декабристов сам.
На долю поэта выпадали не только слава и обожание, но были и изгнание и ссылки в деревню. Всё это было из-за поддержки Пушкиным декабристов.
Передовая Россия и после крушения декабризма видела в Пушкине своего поэта. Об этом говорит и восторженный прием, который был оказан ему в Москве после возвращения из ссылки.
Н. В. Путята вспоминает о посещении Пушкиным Большого театра 12 сентября 1826 года: «Когда Пушкин, только что возвратившийся из деревни, где жил в изгнании..., вошел в партер, мгновенно пронесся по всему театру говор, повторявший его имя: все взоры, всё внимание обратились на него».
Поэтесса Е. П. Ростопчина так описывала появление Пушкина на гулянье под Новинском «Две встречи»:
Вдруг всё стеснилось, и с волненьем,
Одним стремительным движеньем
Толпа рванулася вперед...
И мне сказали: «Он идет!
Он, наш поэт, он, наша слава,
Любимец общий!..» Величавый
В своей особе небольшой, —
Но смелый, ловкий и живой,
Прошел он быстро предо мной...

П.И. Челищев
-Каким изобразил П.И.Челищев А.С.Пушкина?
-Удалось ли добиться сходства с поэтом художнику?
-Какие средства он для этого использовал?

Возможно, это мгновенье сумел уловить и запечатлеть П.И. Челищев. "Пушкин и граф Д.И. Хвостов". Начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами (граф Д.И. Хвостов был некогда высмеян А.С.Пушкиным).
Интерес к поэту , к его личности был велик как при жизни, так и после трагической смерти.
После гибели великого поэта было сделано немало портретов. Были даже наброски, выполненные его коллегами. Например ,наброски профиля Пушкина, выполненные Н.В. Гоголем в 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем Пушкина.
5-й ученик:
Это и Тригорское (около Михайловского), и Петербург и побережье Черного моря и конечно Болдино.
Пушкин любил природу, она ему давала пищу для творчества.
Природа у А. С. Пушкина – это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества – патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость.
Эти минуты откровения, где поет наедине с природой, сумели уловить многие художники.

Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге". 1949 г.А.С. Пушкин. Тригорское (около Михайловского), "Скамья Онегина»

Б.В. Щербаков. Тригорское (около Михайловского), "Скамья Онегина».

-Каким изобразил Пушкина Б.В.Щербаков?
-Почему художник изобразил А.С.Пушкина осенью?
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Б.В. Щербаков. "Пушкин в Петербурге"
-Каким предстал А.С.Пушкин в работе Щербакова В Петербурге?

Н.Н. Ге.Пушкин в селе Михайловском
6-й ученик
Пущин сидит в кресле и с восторгом слушает новые произведения великого поэта. Полотно приобрел Некрасов, портрет которого живописец создал тремя годами ранее. Впоследствии Николай Николаевич продублировал работу и подарил копию сыну поэта с автографом «Григорию Александровичу Пушкину от Николая Ге. 1875 год».
Разочарованный и расстроенный непониманием своего творчества и резкой критикой в прессе, мастер тяжело переживал неудачи. Размышляя об их причинах, он разуверился и в собственном таланте, и в смысле художественной деятельности вообще.
В 1875 Николай Николаевич навсегда покинул Петербург. Он купил землю в Черниговской губернии, построил весьма своеобразный дом и стал хозяйствовать, круто изменив свою жизнь. Именно в этом доме живописец соорудил необычную мастерскую, оборудованную системой зеркал, дающих таинственный свет. Это была собственноручно созданная территория свободного творчества.
-Каким увидел А.С.Пушкина Н.Н.Ге?
-Опишите картину?
-Кого мы видим на заднем плане?
И.К. Айвазовский, Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал.

Иван Константинович Айвазовский , прекрасный художник-маринист. Творчество А.С. Пушкина не могло остаться равнодушным. Ярким примером к тому служат ряд его полотен, посвященных великому поэту. «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» художник изобразил поэта , лежащего на камне и любующегося красотой морского побережья. Именно эти скалы, красота моря вдохновляли поэта к созданию следующих поэтических строк:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой
7-й ученик:

Эта картина Ивана Константиновича Айвазовского была написана в 1880 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа находится в Одесском художественном музее. Александр Сергеевич Пушкин (26 мая 1799, Москва — 29 января 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик. Член Российской академии (1833); на момент гибели имел придворное звание камер-юнкера.

При жизни, в 1820-е годы, как поэт, пользовался популярностью среди российской читающей публики и благосклонностью литературных критиков, получил эпитет «Русский Байрон»; в 1830-е (после его поэмы «Полтава») отношение к нему стало преимущественно холодным или критичным.

Со второй половины XIX века имеет репутацию великого национального поэта России, рассматривается как создатель современного русского литературного языка, а его произведения — как эталон языка, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии.

В Гурзуфе многое связано с именем великого поэта. Он провел здесь несколько недель летом и осенью 1820 года , во время ссылки на юг России. В Гурзуф Пушкин приехал с семьей генерала Н.Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Раевские остановились в доме герцога Ришелье, построенном в 1811 г. Поэту в нем был предоставлен мезонин, выходивший на запад. Сейчас в доме "Ришелье" находится музей А. С. Пушкина - отдел Ялтинского историко-литературного музея.

И.К. Айвазовский, "Пушкин на берегу Черного моря" 1887г.
На одной из выставок в Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин
"Прощание Пушкина с морем"
-Как вы думаете , в какой из картин художнику наиболее полно удалось отразить портретное сходство с поэтом, его поэтический порыв, любовь к Черному морю?
Oдна из лучших картин на пушкинскую тему - "Прощание Пушкина с морем", над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон), создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина.
Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку — в Михайловское.
8-й ученик:
А. С. Пушкин "К МОРЮ"

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум,
твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,—
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтический побег.
На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник.

Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств.
Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.
В.А. Серов. Пушкин в парке.

Этот портрет явился этапным, определив возможности нового подхода к изобразительной пушкиниане. Поэт в осеннем парке сидит на скамье. Весь рисунок, однако, преисполнен движения. Ничего застывшего, все в движении: несущиеся облака, листья, клонящиеся ветви деревьев, развевающиеся волосы и галстук поэта. Картина передает нам переживания самого поэта, которому неуютно, одиноко в мире.

О ПУШКИНЕ
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее..
Рубцов Николай
22.А.С. Пушкин. Рис. Л. Левченко (Еременко). Фломастер

Живу, пишу не для похвал
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук ...
А.С. Пушкин.
Но самым непредвзятым портретом является портрет, нарисованный самим поэтом.
-Посмотрите и оцените, удалось ли поэту передать сходство самим собой?

Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний из дошедших до нас автопортретов Пушкина. Предназначался для первой книги стихов поэта "Стихотворения Александра Пушкина" (не издана).

А.С. Пушкин. Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824г.).
Образ А.С Пушкина вдохновлял не только художников, но и поэтов и музыкантов.
-Кого из композиторов , музыкантов можете назвать, которые создали музыкальные произведения (романсы) на стихи А.С. Пушкина?
-Назовите места в г. Ульяновске, связанные с именем поэта?
(Дом-музей Н.М.Языкова, улица А.С. Пушкина»).

5.Постановка творческой задачи.
-Опишите, пожалуйста, понравившийся вам портрет по следующему плану:
-название картины;
-когда она была написана;
- какое настроение вызывает у вас выбранная вами картина?
-какова цветовая палитра картины.
6.Опрос и оценка ответов учащихся(1-2)

7.Подведение итогов урока.

-Вспомним, с чем сегодня познакомились?

1. В каком году написан первый портрет поэта? (1801-1802г.г.)
2. Кто написал картину «Пушкин в Царском Селе»? (Илья Репин 1911 г.)
3. С картины какого художника были написаны несколько копий? (В.А. Тропинина)
4. Кто из писателей пытался изобразить А.С.П ушкина? (Н.В. Гоголь)
5. Какие два художника изобразили Пушкина на берегу Чёрного моря? (И.К. Айвазовский, И.Е. Репин.)
6. В образе, какого литературного героя запечатлел себя автор? (Онегина)
7. Какой портрет, написанный каким художником, понравился вам больше всего, аргументируйте свой ответ?
8.Понравился ли вам урок?
9.Как музыка помогает передаче настроения?
8.Выставление отметок учащимся, принявшим участие в подготовке и проведении урока.
Литература:
1. Дружников Ю. И. Узник России. По следам неизвестного Пушкина: Роман – исследование. – М.: Голос- пресс, 2003.- 656с.
2. Жизнь и творчество А. С. Пушкина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке._ Сост. и вступительная статья Е. Музы и С. Овчинниковой.- М.: Дет. лит.,1982. – 64с., фотоил.
3. Музей — квартира А. С. Пушкина на Мойке./ Сост. и автор текста Н. Попова.- М: «Сов. Россия», 1989.- 127с. ил.
4. Ободовская И. М., Дементьев М. А. Пушкин в Яропольце. /Худож. А. Бемокин.- М: Сов. Россия, 1982.- 160 с., ил.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ИЗО для 6 класса "Натюрморт в графике" Урок ИЗО в 6 классе. Вырастить мечту Конспект урока ИЗО в 6 классе. Стихия моря в творчестве художников Презентация в стихах на тему "Ритм в композиции" по изобразительному искусству

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Индюк из соленого теста своими руками. Мастер-класс с фото | Нравственное воспитание учащихся
Опубликовано: 888 дней назад (30 июня 2014)
Просмотров: 3415
+8
Голосов: 8
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 30 июня 2014 в 22:52 +2
Рамиль Фарукович, при подготовке к уроку проделана качественная подготовительная работа детьми и вами. Использование мультимедийных презентаций на уроке и во внеурочной деятельности несёт в себе как плюсы, так и минусы. В вашу презентацию я бы в конце урока добавила тестовые задания, их можно было бы составить из тех вопросов, которые вы задаёте в конце. Варианты ответов можно было бы представить в виде портретов. Всегда приветствую преподавателей, которые привлекают учащихся к опережающему обучению, вы это тоже демонстрируете, причём, чтобы активизировать внимание учащихся, задаются вопросы по ходу подачи информации. Лирично, музыкально. Голосую.
Наталья Сергеевна Терентьева # 1 июля 2014 в 05:26 +1
Методическая разработка мне понравилась. Материал хороший сопровождается яркими иллюстрациями. Видно сразу что потрудились вы на славу разрабатывая его.Спасибо.
Татьяна Вениаминовна Волкова # 1 июля 2014 в 06:49 +1
Рамиль Фарукович, в вашей работе прослеживается становление личности Пушкина и как личности, и как поэта. Опережающие задания говорят о творческом подходе к процессу обучения и подаче материала. Интересный, нужный, красочный материал. Музыкальные и мультимедийные элементы являются отличным дополнением к подаче материала. Мой голос +1
Елена Анатольевна Ситник # 1 июля 2014 в 07:27 +1
Рамиль Фарукович у вас очень хороший урок. спасибо. Материал подобран хорошо и доступно. Голосую
Ольга Васильевна Яковлева # 1 июля 2014 в 18:06 +1
Отличный конспект урока Вы представили. Грамотно сформулированы цели и задачи, которые успешно решаются в ходе проведения. Мне понравилась сама идея знакомства с творчеством и жизнью великого поэта через живопись (портрет). Это показалось необычным и очень интересным. Я думаю, ученики были в восторге и им не пришлось скучать. Тем более Вами подобраны замечательные картины, великолепные стихи, интересные факты из биографии А.С. Пушкина. Спасибо за занимательный, познавательный материал. Творческих успехов! голос
Селина Татьяна Владимировна # 2 июля 2014 в 14:09 0
Необычный урок! Какая замечательная подборка материалов о Пушкине. На таком уроке время пролетает незаметно. Развивается не только художественный, эстетический вкус, но и внимание, память, а также устная речь детей. Работу можно использовать и на уроках литературы. Спасибо. Голосую.
Татьяна Борисовна Белозёрова # 22 ноября 2016 в 11:03 0
Очень хороший материал, сколько подготовительной работы, сколько исследовано и изучено литературы. Я очень много слышу высказываний других учителей, которые не представляют работы педагога ИЗО. Я подчёркиваю именно учителей, такие как "что ему там готовиться; делать нечего; сказал и нарисовали". Когда начинаешь им говорить, что какая подготовка к этим занятием, сколько времени, сколько нужно перелопатить литературы, сколько межпредметной связи видишь только недоумение в их глазах(история, литература, русский язык, окружающий мир, математика и т.д.)
Очень хорошо спланированный урок, грамотно, интересно, увлекательно, останется в памяти у детей обязательно. Наглядно всё продемонстрировано. Спасибо!!!
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 22 ноября 2016 в 14:32 0
Татьяна Борисовна! Спасибо огромное за позитивный отклик на методическую
разработку. Буду рад сотрудничать в дальнейшем!!!