Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока ИЗО в 6 классе. Стихия моря в творчестве художников

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Пейзаж настроения. Стихия моря в творчестве художников»
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович,учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75 , г.Ульяновск.
Тема: «Пейзаж настроения. Стихия моря в творчестве художников» (А.П.Боголюбов, И.К.Айвазовский С.Коваль).
Описание материала. Предлагаю вам методическую разработку урока изобразительного искусства в 6 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса учащихся к творчеству художников-маринистов: А.П.Боголюбова, И.К.Айвазовского, С. А.Коваля.
Цели урока:
-расширение знаний учащихся о творчестве великих художников-маринистов: А.П.Боголюбова, И.К.Айвазовского, С.А.Коваля;
-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа:
-воспитание чувства прекрасного, стремления к красоте, желания создать красоту своими руками.
Задачи:
Образовательная: углубление знаний учащихся о художниках-маринистах.
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умение понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, желания создать красоту.

Материалы к уроку:
-презентация картин А.П. Боголюбова, И.К. Айвазовского и С.А. Коваля.
-Краски, палитры
-Музыкальный ряд: музыка Дебюсси «Море», Равеля «Отражения в воде», «Игра воды», «Лодка в океане», Римского-Корсакова («Шехерезада»,«Садко» и т.п.),А Генделя - "Музыка на воде»
План урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
Выявление знаний учащихся о художниках, изображающих стихию моря.
Сходство и различия пейзажей.
3. Подготовка к творческой работе.
4.Изложение нового материала.
Урок начинается с прослушивания музыки Дебюсси «Море».
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, необычен он с тем , что мы урок начинаем с прослушивания музыки.
–Скажите, пожалуйста ,какие картины возникают у вас после прослушивания данного музыкального произведения. Музыканты, композиторы свои мысли, чувства передают с помощью музыки, песен, поэты с помощью стихов, писатели с помощью рассказов, поэм.
-Как могут выразить свои мысли художники? ( рисунков, картин, этюдов)..-Совершенно, верно. Сегодня мы поговорим о художниках, чье творчество отличается тем, что они свою любовь к природе выражают изображением не только деревьев, кустарников, водной глади, а морской стихии.
-Кого из художников вы можете назвать, чье творчество связано с морем? (Айвазовский).
-Каким словом можно назвать морские пейзажи ?(МАРИНА).
Правильно. Морские пейзажи, по-другому называют мариной.
Сегодня мы посмотрим и проанализируем произведения трех художников, чье творчество без моря представить невозможно. Родоначальником морского пейзажа был А.П.Боголюбов.

Алексей Петрович Боголюбов родился (16 марта 1824 — 27 октября 1896) 16 марта в 1824 году в селе Померанье, Новгородской губернии. Мальчик был вторым сыном в семье полковника Петра Гавриловича Боголюбова и воспитанницы Смольного института Фёклы Александровны, дочери писателя А.Н.Радищева. Участник Отечественной войны 1812 года, Петр Гаврилович умер от последствий ранений, когда старшему сыну, Николаю, было девять лет, Алексею шесть. Как сироты заслуженного человека мальчики были приняты в Санкт-Петербургский Пажеский корпус. Затем были морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корпус… Встреча лейтенанта Алексея Боголюбова с президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским решила судьбу юноши - моряк решил стать художником.
Одна из первых картин Алексея Петровича Боголюбова посвящена городу-герою Севастополю.

В 1783 году на Черном море, в бухте Ахтиар, началось строительство города и военного порта - Севастополь. Активное участие в строительстве этой военной базы флота, ее доков, адмиралтейства и других сооружений принимали русские адмиралы Ф.Ф. УШАКОВ и М.П. ЛАЗАРЕВ.
На полотне художника А.П. БОГОЛЮБОВА перед нами предстает г. Севастополь середины прошлого века.
-Скажите, пожалуйста, какое настроение вызывает у вас данная картина Боголюбова? (лирическое, чувство гордости за Россию, за великую русскую морскую державу)
- С чем вызвано чувство гордости за страну?
- Как это выразил художник?
- Какие средства он использовал?
- Какова цветовая палитра?

СЕВАСТОПОЛЬ
худ. А.П. БОГОЛЮБОВ
-Какое настроение вызывает у вас «Афонское сражение»?

АФОНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 19 ИЮНЯ 1807 г.
худ. А.П. Боголюбов
Афонское сражение - одна из замечательных страниц в истории русского флота. В Афонском сражении турецкий флот потерпел крупное поражение. Турки потеряли два корабля и три фрегата, а один корабль был взят русской эскадрой в плен. Русские моряки, под командованием адмирала Д. Сенявина, показали в этом бою беспримерную храбрость, выносливость и уменье. На картине изображён момент, когда линейный корабль «Твёрдый», под флагом вице-адмирала Д. Сенявина, сбив передние корабли турецкой эскадры, преградил путь турецкому флагманскому кораблю «Сэд-Эль-Бахр», обстреливая его продольным огнём.
Другим замечательным художником, чья жизнь связана с морем, с морской стихией был художник Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).
Маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Автор батальных картин на темы истории русского военного флота. Жил и работал преимущественно в Феодосии. Создал около 6 тысяч произведений.
Ованесян Айвазян родился 29 июля 1817 г. в Феодосии (Крым), в семье армянского купца. Детство художника проходило в бедности, однако благодаря его таланту он был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем и в Академию художеств Санкт-Петербурга; учился у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера.
В дальнейшем, получая пенсию Академии художеств, жил в Крыму (1838-40) и Италии (1840—44), посетил Англию, Испанию, Германию, позже путешествовал по России, Ближнему Востоку, Африке, Америке.
В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной.
Иван Константинович Айвазовский обладал прекрасной фотографической памятью, т.е. умел запечатлевать в своей памяти ,увиденное, а затем с такой же точностью передавать ее в своих живописных полотнах.
Смотря на его картины , поражаешься красотой моря, каким бы он не был: спокойны или во время шторма, днем или вечером, при ясной солнечной или пасмурной погоде…
Айвазовский и море- неразделимы.
Посмотрите , пожалуйста на его картину «Черное море», какое настроение вызывает у вас данное произведение?
-Какими красками она написана?
-Как бы вы охарактеризовали картину?


Картина «Черное море» создана И. К. Айвазовским в 1881 году. Она является одним из самых значительных произведений художника. Крамской признавал «Черное море» «одной из самых грандиозных картин», какие он видел.

На полотне почти ничего нет ничего кроме воды и неба. Мы видим море в хмурый, пасмурный день. Перед нами – суровое, взволнованное, беспредельное море и небо над ним, такое же бесконечное.
Усиливается ветер, волны становятся больше, и на гребнях уже появляются «барашки» пены.

Рождаясь где-то на горизонте, большие валы волн словно движутся на нас, создавая особый, торжественный строй полотна. Художник восхищается мощью морской стихии. Только крошечный силуэт рыбачьей лодки далеко на горизонте напоминает нам о присутствии в этой стихии человека.

Полотно написано в строгой, сдержанной колористической гамме – здесь преобладают зеленовато-серые и свинцово-серые оттенки. В центре полотна цвет сгущается до черноты и напоминает о бездонных глубинах. Это придает картине еще более возвышенное звучание.

Картина оказывает необычайно сильное эмоциональное воздействие. Она – свидетельство того, что Айвазовский понимал и чувствовал не только внешнюю красоту моря, но улавливал строгий ритм его дыхания и восхищался потенциальной мощью.

Эта картина Ивана Константиновича Айвазовского была написана в 1868 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа находится в Государственной Третьяковской галерее.

«Быть многообразным - как природа!» Ведь такие слова' могут сказать очень немногие мастера пейзажа во всей долгой истории мирового искусства. Но живописец знал не только свою силу, но и свои недостатки. Он не раз вспоминал разговор с Александром Ива¬новым, который призывал неустанно изучать и писать природу...

Иван Константинович в конце своей долгой многотрудной жизни открыл школу живописи в Феодосии, в городе, которому он неустанно помогал и почетным гражданином которого был. Горожане боготворили Айвазовского за все то добро, которое он сделал для Феодосии.

Однажды, собрав у себя в мастерской группу учеников, маститый художник, вздохнув, сказал:

- Я вижу, что мои картины произвели на вас сильное впечатление. Предостерегаю вас от подражания, которое вредит самостоятельному развитию художника. Можете перенимать технику того пли другого живописца, по всего остального вы должны достигать изучением природы и подражанием ей самой, Старайтесь быть реальными до последней степени.

Романтические черты творчества Айвазовского особенно ярко сказались в картине "Девятый вал", написанной в 1850 году. Название её взято из народного поверья о том, что в общем ритме накатывающихся волн одна заметно выделяется своей мощью и размерами среди других.
Древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был девятый вал.
Раннее утро после бурной ночи...
Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный "девятый вал", готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. Зритель сразу же может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Они с честью выдержали испытание, постоянно поддерживая друг друга. Вся группа держится вместе, чтобы в случае чего подбодрить друг друга.
Противостояние людей и стихии - вот тема картины.
Есть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере в то, что, проявляя героизм, своими собственными силами можно спастись, когда по всем законам было суждено погибнуть!
Морская тема увлекала художников 19, 20 веков, она не оставляет равнодушным и художников 21 века. Одним из наших современников, передающим красоту моря, ее стихии является украинский художник Сергей Коваль.
Сергей Анатольевич Коваль
Талантливый художник-маринист, поэт, автор и исполнитель песен.
Родился в 1960 году в городе Заволжске.
Окончил Николаевский кораблестроительный институт. Ходил на танкере за Полярный круг в Карское море.
В 1985 году, побывав в Доме-музее М.А.Волошина (Коктебель), окончательно понял, что его призвание – живопись. С тех пор неустанно занимается самообразованием, изучая теорию живописи и технические приемы старых мастеров. В первую очередь это голландская, фламандская, итальянская школы живописи. Из художников русской школы ему близки И.К.Айвазовский, А.Боголюбов, К.Брюллов, Ф.Васильев, Г.Семирадский, Р.Судковский,Шишкин

-Какова цветовая палитра Сергея Коваля?
-Какое настроение вызывает у вас данное полотно?

Ассоль

Возвращение

5.Постановка творческой задачи.
-напишите, пожалуйста, мини-сочинение по одной из просмотренных картин художника мариниста по следующему плану:
-название картины;
-когда она была написана;
- какое настроение вызывает у вас выбранная вами картина?
-какова цветовая палитра картины.
6. Чтение 1-2 мини-сочинений, оценка классом и учителем.
7.Подведение итогов урока.
-Что вы узнали вы сегодня на уроке?
-Понравился ли вам урок?
-Как музыка помогает передаче настроения?
8. Домашнее задание. Нарисовать пейзаж, вызванный просмотром картин художников и прослушиванием музыки композиторов.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Аппликация. Портрет человека

Конспект урока ИЗО в 5 классе. Убранство русской избы | Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Опубликовано: 891 день назад (26 июня 2014)
Просмотров: 4499
+8
Голосов: 8
Светлана Александровна Овчинникова # 26 июня 2014 в 21:36 +1
Прочитала Вашу разработку на одном дыхании. Конспект написан методически правильно, поставлены четкие задачи. Урок насыщен разнообразной информацией о художниках, их творчестве. Замечательно, что Вы воспитываете у детей интерес к художественному творчеству. Тем более в наше время, когда дети сидят у компьютеров. Возможно после таких уроков они будут вводить в поисковик имена великих художников, изучать их творчество. Голосую.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 26 июня 2014 в 22:56 +1
Светлана Александровна! Огромное спасибо за Ваш позитивный отзыв. Надеюсь на дальнейше сотрудничество!
Татьяна Вениаминовна Волкова # 26 июня 2014 в 21:43 +2
Чувство, что вы очень любите свою работу и саму живопись не оставляет ни на минуту. Вся разработка пронизана любовью к предмету, который вы преподаете. Много информации, грамотно подобраны и вовремя представлены картины. Развитие творчества, духовности, чувства прекрасного - этим пронизана ваша работа Мой голос +1
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 26 июня 2014 в 22:59 +1
Татьяна Вениаминовна! Огромное спасибо за Ваш позитивный отзыв.Вы правильно подметили, я люблю свой предмет и стараюсь свою любовь к предмету передать детям. Еще раз спасибо, с надеждой на дальнейшее сотрудничество, Рамиль Фарукович.
Дина Алексеевна Складанная # 26 июня 2014 в 22:31 +2
Хороший урок у Вас, Рамиль Фарукович! Много ценной информации и о художниках, и о произведениях. Чудесные иллюстрации и пояснения к ним. Интереснейший материал. Вы приятно меня удивили. Ставлю Вам +1 голос.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 26 июня 2014 в 23:11 0
Дина Алексеевна! Огромное спасибо за Ваш позитивный отзыв. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Ольга Васильевна Яковлева # 26 июня 2014 в 22:41 +2
Очень интересный урок! Много познавательной информации о художниках и написанных ими картин. Очень хорошо, что Вы приобщаете учеников к художественному творчеству, учите их понимать и любить живопись, различать руку мастера. Спасибо за предоставленный материал. Творческих успехов! голос

Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня свинцово-сизым
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым светло-синим,
Чуть колышимым легким бризом...
(Г. Поженян)
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 26 июня 2014 в 23:09 +1
Ольга Васильевна! Огромное спасибо за Ваш позитивный отзыв.Отдельное спасибо за ваши стихи, как раз их не хватало в моем конспекте. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Глотова Надежда Николаевна # 19 сентября 2014 в 15:14 +1
Сколько труда вложено в эту работу! Конспект урока раскрывает методику проведения данного урока. Углубленное содержание материала (история, биография художников,описание картины), сопровождение музыкального ряда и презентация - отличная работа! Спасибо!
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 1 ноября 2014 в 16:18 0
Огромное спасибо, Надежда Николаевна, за Ваш позитивный комментарий, Я рад тому, что Вам понрвилась данная разработка и Вы сможете ее применить в своей практической деятельности. Радует то, что мой труд поможет таким же творческим, находящимся в постоянном поиске, стремящимся к совершенству своего мастерства педагогам!!!
Кристина Викторовна Сафронова # 29 марта 2015 в 14:59 0
Мне уже приходилось встречаться с данным конспектом урока. Понравился, взяла начало урока для составления своего. Спасибо!