Конкурсы для педагогов и детей

Как влияет темперамент ребёнка на его общение со сверстниками

Детская дружба: не так все просто!
Общение – это нелегкая наука. У каждого крохи свой темперамент и своя природа. Один властный, другой эмоциональный, третий ранимый, а четвертый пугливый. Но научиться общению, можно только общаясь. Именно сейчас помочь малышу преодолеть эти трудности ...

1. Маленький диктатор
Дети такого типа обладают лидерскими качествами, но настоящими лидерами они не являются. Настоящий лидер самостоятелен, независим, но при этом обладает рядом положительных черт, которые содействуют сплочению группы.
А вот маленькие диктаторы доминируют в группе исключительно с помощью запугивания, угроз и подавления других. Маленький диктатор заглушает инициативу сверстников в игре, настаивая на своем всеми силами. Друзьям придется играть в те игры, в которые хочет играть именно он, и отдавать игрушки, нравится им это или нет.
Почему так происходит?
Часто с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье. Привыкнув к всеобщему вниманию дома, малыш в новом коллективе стремится занять центральное место. Бывает, что ребенок с лидерскими задатками становится «антилидером» только потому, что не приучен заботиться о других. Наоборот, чересчур опекающие кроху родители, а также излишне мягкие и либеральные, зачастую сами готовы ограничивать свои желания в угоду его прихотям.
Пути решения.
Искусство жить в обществе не является врожденным, оно постигается со временем, путем проб и ошибок, а также неоднократных поучений. Учите детей не только отстаивать свои права, но и принимать во внимание, уважать чувства и права других. На первом месте здесь, конечно, ваш положительный пример. Поощряйте ребенка участвовать в добрых делах. Пусть он видит результат и получает от этого радость.
Все дети ссорятся, дерутся и обзываются, эти неприятные моменты можно корректировать, обучая их решать споры другими, более цивилизованными способами. Но если агрессия малыша направлена не на достижение какой-то цели и единственной целью является для ребенка причинение вреда товарищу, когда само издевательство над другими детьми приносит ему удовлетворение, – вот это уже должно вызывать серьезную тревогу.
2. Застенчивый ребенок
Этот ребенок боится знакомиться, подойти первым и предложить поиграть, сказать первое слово. А выступить на утреннике или принять участие в спектакле для такого карапуза – настоящая мука.
Почему так происходит?
Причиной такого поведения может быть соответствующий темперамент или тип нервной системы. Часто в семьях у таких малышей родители осуществляют повышенный контроль над жизнью ребенка. Малыши растут в атмосфере излишней строгости и постоянных запретов, в дефиците ласки и похвалы. Опасаясь дурного влияния, родители могут серьезно ограничивать свое чадо в общении с другими ребятами. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками, они скованны, с трудом выражают свое мнение, им некомфортно в обществе незнакомых людей. Все это мешает полноценному общению малыша в коллективе.
Пути решения.
Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, стимулируйте его общение со сверстниками, ходите с ним в гости, приглашайте к себе друзей, у которых есть дети. Показывайте малышу пример установления первых контактов с незнакомыми людьми. Учите ребенка обмениваться своими игрушками, всегда берите на детскую площадку те игрушки, которыми малыш был бы готов поделиться с другими. Если он стесняется заговорить, никогда не настаивайте и не давите на него, дайте ему время освоиться, ведите беседу до тех пор, пока не будет видно, что ребенок готов включиться в разговор. И не представляйте своего кроху другим людям как стеснительного и застенчивого, он не должен думать, что у него что-то не так с общением, просто ему нужно больше времени для адаптации.
3. Ведомый ребенок
Он постоянно делится игрушками, делает другим комплименты, охотно принимает участие в играх, подчиняясь тем правилам, которые диктуют другие малыши, он старается не конфликтовать, занимая нейтральную позицию, идя на поводу у друзей.
Почему так происходит?
Такой ребенок, скорее всего, находится в сильном подчинении у родителей. «Ведомый» только хочет соответствовать требованиям группы и быть включенным в игру. К сожалению, это рвение делает его легкой наживкой для его решительных приятелей. Более активные дети начинают превалировать над таким ребенком, иной раз внушая ему не всегда справедливые правила игры или роль, которую сами не стали бы брать на себя. Впоследствии любая инициатива или идея, исходящая от этого малыша, игнорируется, его желания и мнение не учитываются. В итоге такому ребенку нередко приходится соглашаться с общим мнением и делать то, что ему не нравится, или играть не ту роль, которую хотел. Желание получить одобрение сверстников может вынудить ребенка следовать за группой не только в безобидных играх. Сопротивляться давлению сверстников всегда нелегко, но особенно – внушаемым детям.
Пути решения.
Займитесь выработкой лидерских качеств у своего сына или дочки, это в любом случае выровняет его самооценку и характер. Поощряйте малыша первым предлагать занятия, игры или свои идеи. Учите его говорить «нет», это очень поможет ему в будущем правильно реагировать на различные ситуации, убережет от отрицательного влияния сверстников, алкоголизма, наркомании и других опасных моментов. Учите также отстаивать свою позицию. В споре выслушивайте ребенка и иногда уступайте или признавайте его правоту. Для борьбы с детской неуверенностью и нерешительностью придумайте ряд ситуаций, выход из которых потребует определенной твердости и мужества, проиграйте с ребенком эти ситуации неоднократно.
4. Задира и хулиган
Маленький сорвиголова отнимает понравившуюся ему игрушку, разрушает чужую крепость, обзывается, дерется, кусается и толкается.
Почему так происходит?
Дети младшего возраста не научены законам дипломатии, поэтому, когда малыши сердиты, возбуждены или раздражены, позиция силы часто оказывается единственно верной. Другой причиной по-прежнему остается детский эгоцентризм. Малыш еще не способен любить ближнего так, как любит самого себя. Его нужды − главные, нужды других его пока не волнуют. Дает о себе знать недостаточность словарного запаса. Действия маленького человека всегда «говорят» громче его слов. Ребенок все еще учится, как правильно играть и делиться с другими. Ему трудно понять, что, если другой малыш играет с его игрушкой, он обязательно получит ее назад.
Пути решения.
Помогите ребенку понять: другие тоже умеют чувствовать. Для этого в первую очередь уважайте права своего ребенка. Многие родители, исполненные благих намерений воспитать великодушного малыша, ставят права его товарищей по игре выше прав своего собственного чада. Не спрашивая разрешения, они предлагают детям его любимые игрушки. Несмотря на то что их малыш может быть прав в споре за совок, автоматически принимают сторону другого ребенка. Старайтесь не вмешиваться в детские споры. Но если кто-то начинает кусаться или кидаться песком, здесь, конечно, необходимо вмешаться. Неважно, кто начал битву, главное – положить ей конец. Отведите задиру в сторонку.
Вынужденную изоляцию нужно сопроводить коротким увещеванием: «Кусаться больно, это очень плохо. Теперь мы должны посидеть и подумать, почему нельзя кусаться». Если ребенок уже умеет говорить, научите его произносить: «Извини меня». Малыш должен научиться увязывать то, что он кого-то укусил или ударил, с немедленным исключением из игры. Также старайтесь ограждать ребенка от негатива. Покажите пример неагрессивного поведения. Даже когда вы раздражены или рассержены, не применяйте физическую силу при воспитании ребенка.
Чтобы обуздать маленького задиру, придется запастись терпением. Постоянно объясняйте малышу, как словами можно выразить эмоции, которые он выражает агрессией по отношению к другим.
5. Чувствительная натура
Большую часть времени ваш малыш проводит в слезах из-за того, что его товарищ не хочет играть с ним в машинки или кто-то из детей отобрал его игрушку.
Почему так происходит?
Это типично для детей, которые начинают ходить в детский сад и расстраиваются, когда они чувствуют дефицит внимания со стороны сверстников или слишком близко к сердцу принимают некорректные действия товарищей по игре. Малыш еще не умеет отстаивать свои права и пресекать хулиганские порывы маленьких приятелей. Виной повышенной чувствительности может быть недостаток внимания и сочувствия в семье, домашние проблемы и конфликты и в связи с этим − чувство вины, страха и одиночества. И если никто не поможет ему справиться с ними, получить ответы на вопросы, откажется выслушать ребенка, то обидчивость и хныканье станут устойчивой формой защиты от страхов и тревог. Когда ребенок лишен похвалы и тепла, он может надолго укорениться в младенческой форме поведения, выражая любое свое недовольство слезами. Но бывает, что повышенная чувствительность и ранимость является свойством нервной системы ребенка.
Пути решения.
Укрепление уверенности в себе и в вашей любви вернут малышу эмоциональную устойчивость. Если малыш расстроен, обнимите его, объясните, что он может выразить свое расстройство словами, а не слезами. Как только он перестанет плакать, непременно подбодрите. Планируйте игры на то время, когда малыш не устал, не голоден и в хорошем настроении. Уделяйте крохе больше внимания; тогда исчезнет потребность добиваться его плачем. Если ребенок ищет вашего тепла, не реагируйте зло и нетерпимо. Не отвечайте отказом на простые просьбы, постоянно говоря «нет». Чаще проявляйте сочувствие (если это не каприз и не манипулирование, а настоящее детское переживание). Чаще хвалите малыша, особенно если он поборол себя в трудный момент и не заплакал.
Не предлагайте игрушки малыша другим детям без его разрешения. Ведь сами вы не даете посторонним поносить свою сумочку, верно?
6. Сам себе конкурент
Некоторые малыши любит выделяться среди других, хвастаясь своими умениями, демонстрируя свои игрушки.
Почему так происходит?
Главная цель такого ребенка - положительная оценка окружающих людей. Малыш испытывает недостаток положительного, позитивного внимания и остро нуждается в самоуважении и признании. Единственный избранный им путь – это «выгодное» сравнение себя с другими.
Пути решения.
Уделяйте малышу больше внимания, не упускайте похвалы тогда, когда он ее заслуживает, а не добивается. Подумайте, в какой сфере деятельности ваш ребенок может быть успешен, где он может реализовать себя.
А что касается сравнений, то хорошо, если малыш сможет успешно конкурировать не с другими, а с самим собой. Сегодня у него что-то не совсем получилось, но завтра он справился с поставленной задачей, и это настоящий повод для похвалы.Учите его радоваться за друзей, когда они чему-то научились или сделали что-то хорошо.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 7-9 класса на тему: Дружба Конспект психологического занятия для подростков (13-14 лет) Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности

Похожие статьи:

Типы темперамента

Тест «Узнай свой тип темперамента»

Темперамент и игра

Социальная адаптация детей. Детская дружба

Что такое межличностные отношения детей

Внеклассное мероприятие на тему Дружба для 7 класса | Внеклассное мероприятие для 7-9 класса на тему: Дружба
Опубликовано: 690 дней назад (20 января 2015)
Просмотров: 721
+2
Голосов: 2
Екатерина Александровна Ковалева # 20 января 2015 в 20:40 0
Здравствуйте, Руфия Васильевна! Спасибо за такой интересный и содержательный материал. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что так необходимо в дошкольном возрасте. Ваши изыскания помогут понять ребенка и найти правильные линии в общении с ним. Голос!
Руфия Васильевна Туртулова # 21 января 2015 в 13:27 0
Спасибо за добрые слова, Екатерина Александровна
Наталья Ивановна Винокурова # 21 января 2015 в 17:00 0
Спасибо за интересный материал, мне он пригодится как бабушке внуков-двойняшек, успехов!
Руфия Васильевна Туртулова # 21 января 2015 в 19:07 0
Вам спасибо Наталья Ивановна
Ольга Викторовна Мальцева # 23 января 2015 в 17:43 0
Очень нужный материал. Много советов, а не просто констатация фактов. Хорошо продуманный и скомпанованный материал. И ещё раз подчёркиваю (это мои приоритеты), краткость и содержательность. Почти тезисный характер работы. А иногда работу не воспринимаешь за "воду", которой разбавляют фактический материал.Голосую ЗА!
Руфия Васильевна Туртулова # 23 января 2015 в 19:44 0
Спасибо