Конкурсы для педагогов и детей

Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности

Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности
Автор: Бабичева Ирина Андреевна, студентка факультета иностранных языков педагогического института, БелГУ, г. Белгород
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, посвященную темпераменту учителя и его влиянию на успешность педагогической деятельности. Данный материал будет полезен всем учителям без исключения, так как носит познавательный характер.
Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности
В научной литературе большое внимание уделяется темпераменту школьников. Но мало кто задумывается о темпераменте учителя, хотя именно от педагога зависит успех учебно-воспитательной работы в школе. Известно, что темперамент не определяет результатов деятельности учителя, однако влияет на процесс и методы его работы.
Темперамент - совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определенный психический тип.
Приходя в школу, учитель уже обладает определенным темпераментом: флегматическим, холерическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как же это влияет на его работу и отношение к ученикам?
Учитель-флегматик.
Положительные качества: сдержанный, спокойный, терпеливый, неторопливый, хорошо владеет собой.
Отрицательные качества: вялый, медлительный, безразличный, ригидный, слабо распределяет внимание.
Флегматический темперамент благоприятен для педагогической деятельности. Однако, учителю-флегматику следует тщательно готовиться к урокам, продумывать разнообразные формы и методы работы, оттачивать педагогическую технику. При этом действия учителя становится более быстрыми и оперативными и учащиеся не засыпают под его монотонную речь.
Учитель-холерик.
Положительные качества: энергичный, активный, инициативный, решительный. Отрицательные качества: резкий, несдержанный, раздражительный, сильно возбудимый.
Среди хороших учителей немало холериков. Однако, учителю-холерику нужно следить за своим поведением, воспитывать терпеливость, тормозить несдержанность. Для этого нужно любить детей и педагогическую профессию.
Учитель-сангвиник.
Положительные качества: живой, подвижный, эмоциональный, общительный, легко приспосабливается к новым условиям, умеет распределять и быстро переключать внимание.
Отрицательные качества: поверхностный, непостоянный в поведении, легкомысленный, безразличный, избегает черновой работы, склонен переключаться на более интересную деятельность.
Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы учителя, однако учитель-сангвиник должен не забывать о своей эмоциональности, большой подвижности и впечатлительности. Иначе уроки приобретут развлекательный характер и будут излишне возбуждать детей.
Учитель- меланхолик.
Положительные качества: отзывчивый, мягкий, тактичный.
Отрицательные качества: теряется в новых условиях, нерешительный, замкнутый, впечатлительный и требует особого, осторожного отношения к себе. Не уверен в себе и своих возможностях, неадекватно реагирует на действующие раздражители и быстро утомляется.
Меланхолический темперамент в педагогической работе возможный, но нежелательный. Однако, если учитель-меланхолик четко продумывает режим, который предусматривает постепенный переход от одних способов действий, условий жизни к другим, то у него формируются положительные черты характера, такие как уверенность, например, которые маскируют особенности типа нервной системы.
Однако, ошибочно делить людей по четырем типам темперамента, обычно наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Поэтому нельзя несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим стоят издержки воспитания.
Учителю необходимо знать особенности своего темперамента и учитывать их в педагогической деятельности. Ему следует формировать индивидуальный стиль деятельности, который бы раскрывал его сильные стороны и сдерживал отрицательные черты темперамента. Учитывая свой тип темперамента, можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогическая деятельность учителя Как влияет темперамент ребёнка на его общение со сверстниками Внеклассное мероприятие для 7-9 класса на тему: Дружба Конспект психологического занятия для подростков (13-14 лет)

Похожие статьи:

Типы темперамента

Тест «Узнай свой тип темперамента»

Темперамент и игра

Активизация внимания учащихся на уроках английского языка
Опубликовано: 378 дней назад (28 ноября 2015)
Просмотров: 1798
Рубрика: Психология
+5
Голосов: 5
Ольга Александровна Митюшникова # 28 ноября 2015 в 11:10 +2
Действительно, себя не все педагоги рассматривают с точки зрения психологии, а нужно. Прочитала с интересом вашу статью. Спасибо!
Мария Пучкова # 28 ноября 2015 в 18:15 +2
Спасибо!+1
Ольга Викторовна Погорелова # 5 декабря 2015 в 16:51 +2
Очень интересная статья! Я тоже в своей работе уделяю большое внимание типам темперамента, но только что касается детей, а вот с точки зрения педагогов не рассматривала. Теперь есть над чем еще поработать в этом направлении. Спасибо! Голос!
Ирина Ивановна Гончарова # 18 января 2016 в 16:34 0
Статья понравилась. Готовилась к аттестации и тоже задумалась над этим вопросом. Проанализировав Вашу статью, своё поведение, темперамент своих коллег, пришла к выводу, что "чистых" типов практически нет. Примите голос.