Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Короленко "В дурном обществе"

"Дорога добра" (по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе")
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку урока литературы по теме «Дорога добра" (по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе") для учащихся 6 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Урок построен с учётом ФГОС.
Тема: «Дорога добра" (по рассказу В.Г.КОроленко "В дурном обществе")(Урок литературы. 6 класс)
Цель: Создание условий для осмысления обучающимися человеческих поступков, посредством содержания данного произведения.
Задачи:
Образовательные
1. Создать условия для осмысления обучающимися человеческих поступков, посредством содержания данного произведения.
2. Развивать культуру художественного восприятия произведения, художественной зоркости.
3. Развивать умение следить за мыслями писателя, за логикой его образов.
4. Учить понимать произведение как художественное единство.
5. Организовать образовательную среду, направленную на обретение детьми умения анализировать поступки героев; понимать те изменения, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств.
Воспитательные:
1. Развивать интерес к моральным свойствам личности, стремление дать оценку изображенному автором миру и героям
2. Способствовать формированию интереса к чтению детьми, развития их речи, воспитания чувства сострадания.
3. Воспитывать милосердие, доброту, сочувствие, толерантность по отношению к людям.
4. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора».
Развивающие:
1. Развивать логическое и образное мышление учащихся.
2. Развитие речи учащихся.
Форма: урок.
Тип: объяснение нового материала.
Дидактический материал: Учебник литературы. 6 класс под ред.Г.С.Меркина, карточки, компьютер, экран, медиапроектор, компьютерные программы: MP3 Player, Microsoft World.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя.


Ребята, обратите внимание на слайд.
Берегите эти земли, воды,
Каждую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е.Евтушенко)


- Как вы понимаете эти строки?
- Есть ли здесь противоречие? В чём оно?
- О каком звере говорит автор в третьей строке? А в четвертой?

Сегодня об этом мы будем говорить на нашем уроке. В конце беседы нам предстоит дать ответ на очень непростой вопрос:
- Есть ли у вас такие «звери»? Хотите ли вы их убить?
- Легко ли идти дорогой добра?
Сегодня хочется начать выстраивать дорогу добра.

Обратите внимание на экран.
Видеоролик (демонстрация картин известных художников под песню «Генералы песчаных карьеров»).

- Какое впечатление произвел на вас этот видеоролик?
- Часто ли мы встречаем такое на улицах?
- А можно этого как-то избежать?
- В каких произведениях мы встречаем подобный сюжет, героев?

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

- Ребята, после прочтения рассказа возникло ли у вас чувство жалости к какому-то из героев?
- Кто страдает физически в произведении? А морально?

- Сегодня мы постараемся выстроить свою дорогу добра. Для этого разделимся на группы и поработаем в них.
Задание для 1 группы: Охарактеризуйте Соню по предложенному плану.

Имя героя
Внешность
Главные занятия
Пять прилагательных, характеризующих героя
Ваше отношение к герою

Задание для 2 группы: Охарактеризуйте Марусю по предложенному плану. Как вы понимаете слова «серый камень высосал из Маруси жизнь»?

Имя героя
Внешность
Пять прилагательных, характеризующих героя
Ваше отношение к герою

Задание для 3 группы: Охарактеризуйте Валека по предложенному плану. Ему нравилось заниматься воровством?

Имя героя
Внешность
Пять прилагательных, характеризующих героя
Ваше отношение к герою

Задание для 4 группы: Охарактеризуйте Васю по предложенному плану. Что почувствовал Вася, когда узнал, что его друзья нищие и воры? Какие чувства борются в душе героя?

Имя героя
Внешность
Пять прилагательных, характеризующих героя
Ваше отношение к герою

Отчёт групп

- По каким законам живет герой рассказа Вася? Какую дорогу он себе выбрал? Трудно было ему прийти к этому?
- Это правильно или нет?
- Давайте вспомним эпизод, когда Васе удалось сотворить чудо. (Эпизод с куклой). Трудно было Васе сотворить это чудо? А вы творили подобные чудеса? Думаю, вы не раз принимали участие в акциях: «Спасём маленькую жизнь», «Белый цветок». Совсем несложно подарить такую радость детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

События, описанные в произведении, происходили много лет назад. Мы живем с вами в 21 веке. Гениальность Короленко состоит в том, что со страниц своей книги он заглянул в будущее на много лет вперед, заставил задуматься нас о том пути, который мы выбираем.

Обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на столах (в конверте для каждой группы заготовлены карточки, на которых перечислены разные качества). Прочтите их внимательно и возьмите то, которое вы взяли бы с собой в дорогу жизни.
(Качества для карточек: доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность, любовь, сопереживание, уважение, взаимовыручка, человеколюбие, внимание, забота).

Встаньте, пожалуйста, в круг. (Ученики выходят в круг, карточку берут с собой).

Давайте произнесём те качества, которые вы взяли с собой в дорогу добра. Хочу напомнить вам слова, которые часто повторял Иисус Христос: «Относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам».

- Вернёмся к вопросу, который мы задали себе в начале урока: Легко ли идти дорогой добра?

В заключение хочу прочитать вам слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Я хочу подарить вам сердечки, на которых написаны эти слова. Пусть они напоминают вам о том, как нужно жить и какой дорогой идти. Надеюсь, что наш сегодняшний урок оставил след в вашей душе.

Домашнее задание: Написать мини-сочинение "Как оставаться человеком в трудных ситуациях".

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы в 6 классе Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы для учащихся 7-9 классов
Опубликовано: 621 день назад (23 марта 2015)
Просмотров: 2907
+1
Голосов: 1
Анастасия Леонидовна Шилова # 7 ноября 2015 в 16:37 0
Очень интересным моментом в данной теме является сравнительная характеристика Маруси и Сони. Учащиеся обращают внимание на прием противопоставления. Знакомятся с новыми средствами художественной выразительности.