Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час «Дети военной поры» для 7 – 9 классов

Конспект классного часа на тему «Дети военной поры» для 7 – 9 классов
Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рамонской СОШ № 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю вам разработку классного часа "Дети военной поры" для учащихся 7 - 9 классов. Данный материал будет полезен классным руководителям, воспитателям группы продленного дня.
Тема: «Дети военной поры»
Цель: воспитание уважительного отношения к великому празднику, чувства патриотизма.

Дети военной поры – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения. 22 июня 1941 года – этот день не забыть ни взрослым, ни детям. В едином порыве все встали на защиту своей Родины.

(Звучит запись песни «Священная война». Муз.А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача)

На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А.Барто «Глаза девчонки семилетней).

В те страшные горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Патриотический порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опасности, они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям. Становясь сыновьями и дочерьми полков. Они были подчас незаменимы как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестер, за сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах.
В партизанской семье выросли покрывшие себя неувядаемой славой пионеры – Герои Советского Союза: Леонид Голиков, Валентин Котик, Марат Казей.
Многие ребята в тылу дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай. И это были не единичные факты.
Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории.
Детей отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, делали донорами для немецких солдат. Зверства, творимые фашистами на родной земле, вызывали огромную ненависть к захватчикам и желание мстить врагу.
Многие из ребят удостоены высоких правительственных наград. Около 20 тысяч пионеров, участников обороны столицы нашей Родины, награждены медалью «За оборону Москвы». 15249 ленинградских пионеров, активных участников обороны города на Неве, получили медаль «За оборону Ленинграда».
Свыше 20 тысяч подростков за успехи в труде, за храбрость и героизм в защите Родины награждены орденами и медалями.
Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать каждый из вас.
Их было много, детей-героев, и все они были разные, каждый со своим характером, привычками, наклонностями. И каждый по-своему проявлял себя в критических ситуациях. Но есть у них немало объединяющего. Это преданность Родине, готовность к подвигу. Вспомним сегодня некоторых из них...

«Бросок на амбразуру»



Бросок на амбразуру вражеского дота совершил сын полка, пятнадцатилетний Толя Комар.
Тринадцатилетним встретил войну украинский паренек Толя Комар. Глазами, полными слез, провожал он на фронт отца.
- Помогай маме, Толя. Теперь ты вместо меня остаешься, помни! – наказывал отец.
- Прошло несколько месяцев, и гитлеровцы захватили город Славянск. Днем и ночью топтали улицы патрули, в домах шли повальные облавы, обыски, ежедневно отправлялись в Германию эшелоны с продовольствием и людьми, которых увозили в концлагеря.
Оставаться дольше в Славянске было опасно, и мать Толи решила перебраться в Полтаву. Подросток с трудом раздобыл лошадь, они с матерью посадили на нее младших – Володю и Борю и отправились в путь. Три недели мыкалась семья по дорогам Украины, ночуя в сараях, а чаще в поле под открытым небом. Но в Полтаву так и не попали. Кое-как найдя пристанище, остановились в селе Бригадировка. Жили, как могли.
Вскоре предатель сообщил в полицию, что Толя помогает скрываться двум советским летчикам: носит им по ночам продукты, бинты. Гитлеровцы сделали в доме обыск, ничего не нашли, но Толю забрали в комендатуру. Вернулся он через четыре дня весь в кровоподтеках.
- Мама, я им ничего не сказал… - прошептал Толя.
В августе сорок третьего в Бригадировке услышали далекую канонаду. По селу прокатились машины с отступающими гитлеровцами. Ночью Толя заметил пробирающихся по улице к центру советских разведчиков.
- Стойте! – тихо окликнул их. – Туда нельзя, немцев полно.
Он огородами вывел разведчиков в тыл фашистам. А на другой день Толя Комар с разведротой 252-й Краснознаменной Харьковской дивизии ушел из Бригадировки.
Юного разведчика полюбили все. Он проникал туда, куда не могли пройти взрослые, ходил в одиночку. Когда вышли к Днепру, Толя нашел скрытые подступы к реке, обеспечив успешную переправу. На его груди появилась медаль «За отвагу». Он часто писал матери. В одном его письмо находим строки: «Идут дожди, в землянках мокро…ветер. Но духом не падаем. Вспомнишь Сашу Матросова и трудности нипочем».
Юный солдат не знал, что скоро его имя встанет рядом с именем Александра Матросова. 23 ноября 1943 года группа младшего лейтенанта Колесникова ушла в разведку. В ее составе был и Толя Комар.
К рассвету вышли к деревне Онуфриевка и натолкнулись на большой немецкий отряд. Отходить было поздно: группу окружили. Наметили направление прорыва и вступили в бой. Уже почти вырвались, как в упор вдруг хлестнул пулемет. Пришлось залечь. Успех решали минуты.
И тут бойцы увидели, как к пулемету ужом ползет Толя. Он уже рядом, ствол пулемета чуть возвышается за широким бруствером. Мальчик приподнялся, метнул гранату. Смолк пулемет, и разведчики сразу бросились вперед. Вскочил и Толя, но пулемет ожил. Не было больше гранаты, не было ни патрона в автоматном диске. И тогда Толя упал на пулемет грудью. Мгновения было достаточно, чтобы бойцы ворвались в окоп и прикончили гитлеровцев.
Подхватив Толю, бойцы скрывались в лесу. Здесь, на опушке, и похоронили героя. Попрощавшись со своим юным товарищем, группа пошла дальше – выполнять прерванное неожиданным боем задание.
Толе Комару в тот год исполнилось пятнадцать лет.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
(С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»)

«Редактор газеты «Окопная правда»

8 февраля 1943 года в газете «Правда» была напечатана рукописная газета «Окопная правда», датированная1942 годом. Редактором этой газеты был севастопольский школьник, сын полка 7-й бригады морской пехоты Валерий Волков.
Валерий выполнял различные поручения командира: ходил в разведку, подтаскивал патроны во время боя, помогал раненым, участвовал в боях, читал бойцам свои любимые стихи.
Но главным заданием командования был выпуск газеты-листовки «Окопная правда». Было выпущено 11 номеров (сохранился только последний номер). Газета № 11 писалась под грохот боя, в осажденной врагом школе на окраине Севастополя. Шел жестокий бой. В живых осталось всего десять защитников школы. И о них написал юный редактор в листовке «Расскажите всем». «Наша десятка – это мощный кулак, который враг считает дивизией, и мы будем драться, как дивизия. Вот посмотрите, кто мы. Здесь в 52 школе: Командир Жидилов, кавалерист Гобалидзе, танкист Паукштите, врач Мамедов, летчица Даурова, моряк Ибрагимов, артиллерист Петруненко, пехотинец Богомолов, разведчик Журавлев, я, сын сапожника, ученик 4 класса, Валерий Волков.
Посмотрите, сколько их мы побили, сколько убитых (фашистов) лежит вокруг школы… Они…думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами.
Ха-ха, трусы, даже оставляют тяжело раненых и убегают. Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе!
Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться, приезжайте и расскажите все…»
В июне 1942 года советские войска двигались к Инкерману. Группа бойцов, в которой находился Валерий, держала оборону на шоссе. Вдруг появились немецкие танки. Валерий выскочил на шоссе и хотел метнуть гранату, но пуля ударила в правое плечо. Левой рукой он перехватил связку. Еще раз повернулся навстречу танку и бросил гранаты под гусеницы. Валерий не успел даже отбежать – грохнул взрыв. Подбитый танк завертелся на узком месте. Валерию Волкову было тринадцать лет, когда он погиб, защищая свой город.
28 декабря 1963 года за мужество и героизм Родина посмертно наградила пионера Валерия Волкова орденом Отечественной войны I степени.

«Отважная медсестра»

Когда началась Великая Отечественная война, Вале Ивановой было двенадцать лет. Весной 1942 года советские войска оставили Керчь. Переправа войск через Керченский пролив была чрезвычайно тяжелой. Вражеские самолеты беспрерывно бомбили город и море. На одном из понтонов отходил со своей частью отец Вали. Вдруг из толпы выскочила босоногая девчонка и в пальто бросилась в море. Вымокшая до ниточки, стояла Валя среди бойцов. Отцу дочь заявила: «Я воевать буду, бить врага».
Девочка прибавила с согласия отца, к своему возрасту два года, и по его просьбе двенадцатилетняя керчанка Валя Иванова была зачислена на должность санинструктора в батальон, которым в скором времени стал командовать ее отец Иван Федорович Иванов.
Валя перевязывала раненых, переправляла их в тыл. Не один раз, открыв глаза, бойцы спрашивали: «Как твое имя, девочка? Запомню на всю жизнь».
Вале Ивановой пришлось многому учиться, и все же девочка в тринадцать лет стала квалифицированной сестрой хирургической группы. В это время в медсанбате находился на лечении ее отец.
- Ты должна, Валя, остаться живой, вернуться и найти маму, я верю, что она не погибла, - говорил Иван Федорович.
- Папка, мы должны вместе вернуться! Что мы с мамой будем делать без тебя?
И все же Валя осталась без отца. Он погиб смертью храбрых.
Когда наступление, в медсанбате не спят по нескольку суток. Хирург видел, как Валя кусала губы, чтобы не заснуть, не упасть при операции, и он говорил ей:
- Иди, поспи два часа.
Больше операционной сестре он не мог дать отдыха. Она уходила из операционной и шла в палаты, переполненные ранеными.
Затем, возвратившись в операционную, переливала кровь, ассистировал хирургу при сложнейших операциях. Фронтовые будни складывались в месяцы, годы. Дивизия шла в наступление, и вместе с ней прошла весь воинский путь и девочка Валя Иванова. В 1945 году Вале исполнилось шестнадцать.
Когда Валя возвратилась в родную Керчь, масть с гордостью показывала соседям, знакомым и друзьям ее гимнастерку с медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

«Партизанскими тропами …»



Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 военных операциях.
В августе 1942 года партизаны ходили в разведку на шоссейную дорогу. Выполнив задание, командир решил возвращаться в отряд. Он дал сигнал. Леня тоже поднялся, но в этот момент увидел вдали немецкую машину. Леня лег за груду щебня, приготовил гранату и стал ждать. Машина приблизилась, притормозила у мостика, и Леня швырнул гранату. Граната ударилась в буфер, раздался взрыв. Машину подбросило, тряхнуло. Леня видел, как из машины выскочил немец, схватил пистолет-автомат, какой-то портфель и бросился в сторону от дороги. Это был немецкий генерал-майор Ричард фон Виртц.
Гитлеровец заметил, как из-за груды щебня кто-то выбежал и в два прыжка очутился возле машины. А затем немец увидел, что за ним гонится какой-то мальчишка. Тогда он сделал несколько выстрелов. Леня залег и продолжал стрелять лежа. А гитлеровец опять побежал. Расстояние до него увеличивалось.
Уже целый километр гнался Леня за убегавшим врагом. Немец сбросил с себя белый китель, остался в темной сорочке, и целиться в него стало труднее.
«Только б хватило патронов!» - думал Леня и бежал, что было мочи.
В его автомате оставался последний патрон. Гитлеровец убегал, продолжая отстреливаться. Леня прицелился и выстрелил. Враг пошатнулся, сделал несколько шагов и упал на землю. Леня подбежал к убитому, взял портфель, автомат и, тяжело дыша, пошел обратно. Он подобрал по дороге белый китель и увидел на нем генеральские витые погоны.
- Эге! А птица-то, оказывается, важная, - сказал Леня.
Леня явился в партизанский лагерь в белом генеральском кителе, генеральской фуражке и с портфелем под мышкой. Вид его был так уморителен, что грянул громкий хохот. А Леня, сделав серьезное лицо, отрапортовал: «Разведчик-партизан Леонид Голиков с задания прибыл».
То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. Так пионер Леонид Голиков стал Героем Советского Союза.
Но Лене не удалось узнать о своем награждении. В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами не удавалось. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила – гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета – предатель сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…
В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших бел Леня Голиков. Достигнуть леса удалось шестерым, из них двое были серьезно ранены и не могли передвигаться без посторонней помощи. Только 31 января истощенные, обмороженные партизаны встретились с разведкой регулярных частей Красной Армии.

«На станции Оболь»

Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи. Там ее застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация «Юные мстители», Зина Портнова стала ее членом.
Зине Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава.
Работать этой худенькой девочке с косичками было нелегко – носить дрова, воду для кухни. Она терпела усталость, боли в руках и ногах ради задания организации – отравить фашистов, бросив яд в котел с пищей. Чтобы его выполнить, ей необходимо было добиться доверия двух немецких поваров и их разрешения заходить с дровами на кухню. Помог случай: Зина заменила заболевшую посудомойку, и ей представилась возможность быть на кухне.
Когда Зина мыла посуду, то увидела, что один повар вышел в зал, а второй занят у плиты, и быстро бросила содержимое пакета в котел. 100 немецких офицеров было похоронено. Подозрение пало на Зину. Ее заставили попробовать отравленный суп и сделала большой глоток. Зину отпустили, она еле дошла домой. Сильная головная боль и слабость целые сутки не отпускали ее. Чудом Зина осталась жива.
Гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.
В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полиции, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время очередного допроса, воспользовавшись тем, что следователь засмотрелся в окно, Зина схватила со стола пистолет и застрелила его. Зина выбежала из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
Посмертно Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь. Юные герои, защитники Родины – их было много – обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время …

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно - не мертвым!
Это надо – живым!
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в поле, -
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди земли.
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!
(Р.Рождественский «Реквием»)

Вам, юные защитники, - наша всенародная благодарность и память…

Минута молчания.

Валентин Котик – подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде – на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Володя Дубинин – разведчик в партизанском отряде. Погиб при разминировании каменоломен, помогая морякам, освободившим Керчь.
Марат Казей – разведчик партизанского отряда Минской области Белоруссии. Будучи в разведке, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Юта Бондаровская – ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
Василий Коробко – разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Александр Бородулин – партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.
Галина Комлева – подпольщица поселка Тарановичи Ленинградской области. Связная подполья распространитель листовок. Расстреляна немцами.
Виктор Хоменко и Александр Хобер – подпольщики из города Николаева. По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.
Лариса Михеенко – ленинградская школьница, разведчица. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.

Пусть жизнь этих героев послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы к 9 мая День Победа, 7-8 класс Внеклассное занятие «Ордена и медали Великой отечественной войны», 7-9 класс Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы для учащихся 7-9 классов Внеклассное мероприятие к 9 мая для 6-9 класса. Высота 102

Похожие статьи:

Литературно-музыкальная композиция для школьников «Сталинградская битва»

Классный час «Письмо неизвестному солдату», 7 класс

Классный час к 9 мая – День Победы в 8 классе

Историческая игра - викторина о Второй мировой войне, 7 класс

Классный час «Битва за Москву», 7 класс

Викторина с ответами по русской народной сказке «Царевна-лягушка», 5 класс | Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы для учащихся 7-9 классов
Опубликовано: 3364 дня назад (8 февраля 2015)
Просмотров: 8053
+5
Голосов: 5
Светлана Васильевна Короткова # 9 февраля 2015 в 19:03 +1
Как говорится: "На ловца и зверь бежит". Мы с детьми готовимся к беседе "У войны недетское лицо". Спасибо за материал! dance smile
Любовь Николаевна Яблокова # 11 февраля 2015 в 08:10 +2
как приятно осознавать,что данная тема обсуждается в школах. Часто понятия героизм и патриотизм и т.д. для детей теряют свой смысл в современной жизни, да и порой просто приобретают извращенный смысл, поэтому как можно чаще надо возвращать детей в историю, причем по мировым меркам и совсем недавнюю. Спасибо за материал. Успехов Вам!
Елена Викторовна Шарун # 15 февраля 2015 в 10:26 +1
Здравствуйте. Тема очень важная. Современным мальчишкам и девчонкам нужно знать историю о судьбах своих сверстников, детей военного времени, совершавших трудовые и боевые подвиги.