Конкурсы для педагогов и детей

Игры для детей в домашних условиях

Консультация для родителей детского сада «Игры для детей в домашних условиях»
Автор: Шибанова Елена Павловна, воспитатель МБДОУ №7 г. Белгород
Консультация для родителей «Игры для детей в домашних условиях»
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи.

Игры по дороге в детский сад
«Кто самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например: «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
«Весёлый счет».
Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Рыба, птица, зверь».
На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»
На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.
«Отгадай предмет по паре других».
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
«Я дарю тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
«Живое предложение».
Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.
«Задом наперед».
Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
«Интеллектуальный теннис».
Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

Игры на кухне
«Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).
Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
«Угощение».
Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А - арбуз, ананас и т.д.; Б - банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова.
Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.
«Один-два».
Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».
Задается вопрос: «Лес, какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.
«Игры с бельевыми прищепками».
Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей, плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.
«Сухой бассейн».
На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.
«Лепка из теста».
При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.
Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.
«Ловкий зайчик».
Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.
«Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку).
Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.
«Пройди, не задень».
Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Родительская компетентность Как организовать прогулку с ребенком зимой Консультация для родителей. Сердце ребенка - это святое место

Похожие статьи:

Как подготовить руку ребёнка к письму

Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»

Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира

Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Уголок физкультуры и здоровья в детском саду | Перспективный план работы с родителями младшей группы на год
Опубликовано: 905 дней назад (13 июня 2014)
Просмотров: 15824
Рубрика: Мои статьи
+4
Голосов: 4
Олеся Сергеевна Шикарева # 13 июня 2014 в 23:27 0
Спасибо за интересный и разнообразный материал. Многие родители не умеют и не знают, как играть со своими детьми. Данная консультация им очень поможет. Мой голос!
Елена Андреевна Николаева # 13 июня 2014 в 23:39 0
Абсолютно согласна со мнением Олеси. Родители сами с интересом воспринимают такие совместные игры с детьми. Рады бы поиграть, да не знают во что. ГОЛОС!!!
Селина Татьяна Владимировна # 14 июня 2014 в 08:54 0
Селина Татьяна Владимировна
Спасибо за замечательный материал. Очень много разнообразных игр со словами. с геометрическими фигурами, с крупами. Как здорово, что здесь есть игры на кухне. Ведь дети с раннего возраста следуют за своей мамой. Я вспоминаю, как мои малыши играли вот в какие игры на кухне: "Рисование на манной крупе"( или муке, а позже писали свои первые слова), "Пирамидка из кастрюль","Крепость"(из пустых стаканчиков из-под йогурта), "Путаница"(к баночкам с разными по диаметру горлышками пдбирали крышечки", "Волшебный горшочек" (угадывание предмета по его словесному описанию или угадывание предмета на ощупь). Игр со словами очень много. Хочется добавить ещё такие: "Слова на заданную букву"(оглядываясь вокруг, ребёнок называет слова на заданную букву,например,"Т": такси, трамвай, труба, тротуар..."Слова по алфавиту"(Договоритесь, что вы будете с ребёнком по очереди называть: домашних животных, диких, насекомых, цветы, например: астра, бархатцы, васильки, георгины...)."Я нашел на чердаке"(Игра начинается с этой фразы, а затем надо добавлять по одному слову, повторяя всё предложение: Я нашел на чердаке куклу. Я нашел на чердаке куклу и старый велосипед...).
Названа и игра с мячом, что так важно. Ведь игры с мячом развивают не только ловкость и быстроту реакции, но и расширяют словарный запас детей. Назову лишь несколько таких игр: "Я знаю 3..."(имени мальчика, птицы, месяца...), "Кто как разговаривает": Мяч лови поскорей, называй язык зверей: Корова мычит, а тигр - (рычит)..." "Доскажи словечко": Ворона - каркает, а сорока - (стрекочет), корова ест сено, а лиса - ест... "Лови да бросай, цвета называй": Что у нас какого цвета , мы расскажем вам об этом: Красный- (мак, флаг,огонь...), Оранжевый - (апельсин, морковь...). Ещё раз спасибо за интересный материал.
Людмила Анатольевна Панова # 14 июня 2014 в 09:06 0
Очень полезный материал, особенно для родителей. Т.к. не часто увидишь родителей, которые играют и уделяют время своим детям. Спасибо. Вам голос.
Елена Александровна Ходзицкая # 16 июня 2014 в 01:09 0
Материал ,изложенный в вашей статье,полезен не только для родителей, чьи дети посещают детский сад, но и начальную школу тоже.Сколько детей приходит в школу со скудным словарным запасом,с неумением согласовывать и т.д. и т.п. С удовольствием голосую и беру на заметку для игр с первоклашками, а так же для консультации их родителей.
Елена Владимировна Егорова # 25 июня 2014 в 18:51 0
В раннем возрасте малыш учится управлять своим телом, овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки. Задача родителей и педагога, помочь ему в этом. Ему все интересно, он везде хочет залезть, но поскольку он еще учиться управлять своим телом, движения его еще некоординированные, его нужно оберегать от опасностей: где поддержать, где-то - дать руку, а где-то - он уже справляется сам, но мама все равно должна быть рядом, чтобы в нужный момент подстраховать своего ребенка. Для закрепления точного двигательного навыка ребенку необходимо множество повторений. Весь ранний возраст уходит на обучение движениям и только в дошкольном возрасте ребенок способен, после определенных повторений, воспроизводить движения по слову взрослого, т.е. начинается конкретное качественное воздействие на мышцы. Данные игры позволяют родителям формировать двигательные навыки в домашних условиях! Голосую! +3