Конкурсы для педагогов и детей

Библиотечный урок для 5 класса. Музей – заповедник Есенина

Библиотечный урок «Всю душу выплесну в слова…»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам о литературном музее. Отечественная классическая литература от Пушкина до Пастернака тесно связана с теми памятными местами, где жили и творили русские писатель и поэты.
Такие музеи занимают особое место в культурной и общественной жизни нашей страны…
Библиотечный урок рассчитан для учащихся 5 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о музеях отечественной классической литературы. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к музеям, поэтам, литературе.
Оборудование: Выставка книг о музеях, литература поэта
Библиотечный урок «Всю душу выплесну в слова…»

«Константиново». Государственный музей – заповедник С.А. Есенина

Прорязанился я в это лето!
Полевым стал с макушки до пят,
По оврагам гулял бересклетом,
Вечера проводил у опят,

По дорогам пылил и чубучил…
Завалившись в пшеничную звень,
Гнал руками ворчливые тучи,
Выжимая дождливую лень

И ловил на уду блики солнца…
И шершавый кувшин с молоком
Выпивал аж до самого донца
И усы утирал рукавом.

Вместе с Ванькой пастись гнал скотину
И, бродяжа по березнякам,
Выплетал берестою картины –
И текла русокось по рукам.

Прорязанился я в это лето,
Надышался косьбой косарей.
Может быть, в междустрочиях где-то
Выспрет горечь ромашковых дней.
Терентий Травник


Есть в сияющем созвездии литературных музеев России яркая звезда – музей Сергея Есенина в селе Константинове. Здесь все – и любовно сохраненные подлинные экспонаты музея, и широкое раздолье заливных лугов, и «березовый ситец» этого уголка рязанского края – хранит память о великом поэте России… И каждому, кто побывал здесь и любовался с высокого берега Оки свободными, захватывающими дух просторами, зеленым ковром полей, кто дышал этим чистым воздухом, напоенным ароматом цветущих садов, - тому откроются чудесные истоки творчества Сергея Есенина.

Музей официально был организован и открыт только в 1965 году, но в Константиново вскоре после смерти поэта стали приезжать со всех уголков страны любители поэзии, ценители и поклонники творчества Есенина.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье.

Дом, где родился и жил Сергей Есенин
Из окна родного дома видны белые стены и купола сельской церкви иконы Казанской Божией Матери,

в которой когда – то венчались родители и был крещен младенец Сергей. С ранних лет Сергей Есенин жил в доме деда. Спустя годы Есенин напишет в своей автобиографии: «С двух лет, по бедности отца… был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери… Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах». За озорство будущего поэта бранила только бабушка, любившая внука «изо всей мочи и нежности». Она рассказывала сказки, напевала старинные народные песни, частушки.

В красном углу висят иконы
В доме часто бывали странники, слепцы, певшие по селам духовные стихи. С самого детства будущий поэт слышал народную песенную и устную речь. Все это нашло свое отражение в творчестве поэта.
Сергей Есенин вспоминал, что стихи начал писать рано, а «толчки давала к этому бабка», а если сказки с плохим концом, услышанные от бабушки, не нравились, то он их переделывал на свой лад.
Земскую начальную школу Сергей Есенин закончил с похвальным листом.


Земская начальная школа

Похвальный лист

(Правда, однажды пришлось остаться на второй год из–за плохого поведения). И этот похвальный лист мы сегодня можем увидеть в музее – заповеднике поэта. Потом была учеба в церковно – учительской школе в Спас – Клепиках, но сельским учителем Сергей Есенин не стал.
В1912году Есенин уезжает в Москву, работает в типографии. Он становится членом Суриковского литературно – музыкального кружка, объединяющего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян, посещает лекции в Народном университете имени А.Л. Шанявского. И какое – то время участвует вместе с революционно настроенными рабочими в массовках, распространяет листовки.
Но Есенин понимает: главное дело его жизни – служение искусству, поэзия. Он много пишет. В январе 1914 года в детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» появляется стихотворение Есенина «Березка», это первая известная публикация поэта. Сегодня эти строки знакомы каждому школьнику:

Белая березка
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…


Вскоре появляются и новые публикации, уже без псевдонима. Есенин в одном из писем сообщает: «Расписался я вовсю ивановскую». В Петрограде Есенин читает свои стихи А.Блоку. Знаменитый поэт дал такую оценку стихам Есенина: «Стихи свежие, чистые, голосистые…»
В 1916 году выходит первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница». Так начиналась литературная слава поэта. И в том же году Есенина призывают на военную службу – санитаром в Царскосельский военно – санитарный поезд.
«В годы революции был всецело на стороне Октября, - напишет позже Есенин,- но понимал все по – своему, с крестьянским уклоном».

Тайна записной книжки:
Из «Автобиографии» С.А. Есенина (1923 г.)

В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском (Царском Селе).
По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такая вся Россия.
Ссылался на бедность, климат и проч.
В революцию покинул самовольно армию Керенского…

Но мы не станем анализировать творчество поэта и подробно рассказывать обо всех важных датах его биографии. Скажем только, что слава поэта Сергея Александровича Есенина была огромной. Были поездки по всей стране, многочисленные выступления, свет увидели новые сборники стихов, поэмы. В 1919 году Сергей Есенин вместе с поэтами А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и другими опубликовал «Декларацию» нового литературного направления в русской поэзии – имажинизма. Но позже Сергей Александрович отходит от этого направления, у него свой путь. В этот период выходят новые сборники стихов Есенина – «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая»,поэма «Пугачев» и другие произведения.
Больше года, с мая 1922 по август 1923 года, Сергей Есенин с женой – танцовщицей Айседорой Дункан – провел в зарубежной поездке: Германия, Франция, Италия, США… В одном из писем Есенина на Родину, одному из друзей, есть такие строки: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства… В страшной моде Господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик –холл».

По возвращении на Родину Сергей Александрович много и увлеченно работает, много путешествует. Из – под его пера выходят такие произведения, как «Русь Советская» и «Русь уходящая», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина». Одно из последних произведений поэта – поэма «Черный человек».
В ночь на 28 декабря 1925 года С.А.Есенин трагически ушел из жизни.

Ворочусь я в отчий дом –
Жил и не жил бедный странник…
В синий вечер над прудом
Прослезится конопляник.


Уже в первый январский день 1926 года в Москве прошло собрание, посвященное памяти поэта. И было предложено устроить в его родном селе избу – читальню имени С.А. Есенина. В настоящее время Государственный музей – заповедник С.А. Есенина в селе Константиново – это один из крупнейших, уникальных литературных музеев нашей страны.

В комплекс музея входят: усадьба Есениных, музей поэмы «Анна Снегина»


в усадебном доме Л.И.Кашиной, церковь иконы Казанской Божией Матери, земская школа, литературная экспозиция (в здании научно – культурного центра музея), дом священника И.Я. Смирнова, Спас- Клепиковская второклассная учительская школа.
О каждом музейном объекте можно много рассказать, но лучше всего приехать в странное село на высоком берегу Оки.

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
С.А. Есенин


Музей – заповедник С.А. Есенина ежегодно принимает более 200 тысяч посетителей из России и других стран. В музее проводятся различные фестивали, выставки, фольклорные и музыкально – поэтические праздники и концерты.



Каждый год в начале осени Константиново принимает гостей Всероссийского Есенинского праздника поэзии.

Есенина читаю каждый день…
Россия в снег, как в серебро одета.
А где-то на земле цветёт сирень,
И девушка в накидке лёгкой где-то.

Всё ждёт и не дождётся соловья,
Что пел весенней ночью у калитки.
Цветные иноземные открытки
Летят в его российские края.

И мчатся сани, расписные сани,
Взметая снег до звёздного ковша.
Под бубенцы завьюженной Рязани
Поёт и плачет русская душа.

Уже в другом столетье вороные
Его несут по серебру России.
Голубоглазый.
Шапка набекрень…
А где-то на земле цветёт сирень.
Валео Мн


В 2011 году музей –заповедник С.А.Есенина победил в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» - проект «Волшебный свет игры».

Он жил в поющем мире этом,
Охвачен светлой синевой.
Быть заблудившимся поэтом –
Прелестный облик теневой.

Вёл сквозь дрожащие берёзы
Свою сусальнейшую Русь,
С душевной жалостью, сквозь слёзы,
Я поклонюсь и примирюсь.

Его я повторяю путь,
Проехав мимо многих станций,
Где он писал такие стансы, -
Сейчас попробуй позабудь.

Безвестен, молод в мире новом,
Светил он с каждым днём ясней.
Путь строгий помыслом и словом,
Пред музой не грешил своей.

Баку, Дербент, Махачкала,
Кавказ и море голубое…
Он всё оставил за собою,
Как всё просеять Русь могла.

Он здесь увидел Шаганэ
И родину больших поэтов,
Он пережил всё это где-то
Что недоступно нынче мне…
Валео Мн

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для школьников 5-7 классов. Конспект Конспект библиотечного урока для школьников 5-7 классов Православный библиотечный урок. Конспект для школьников 5-7 классов Библиотечный урок для учащихся 5-7 классов
Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса «Под сенью берез ветвистых» | Классный час о хлебе, 7 класс
Опубликовано: 159 дней назад (2 июля 2016)
Просмотров: 569
+58
Голосов: 58
Татьяна Леонидовна Капитонова # 2 июля 2016 в 14:44 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Большое спасибо за приглашение на "экскурсию" в дом-музей великого русского поэта С.А. Есенина. Очень отрадно, что Вы знакомите учащихся с биографией и творчеством моего земляка. Подобные мероприятия чрезвычайно важны для формирования культурной и коммуникативной компетенции школьников. Кроме того, Вы расширяете кругозор, прививаете любовь к литературному творчеству, воспитываете гордость за свою страну. Уверена, после таких уроков учащиеся захотят ближе познакомиться с творчеством поэта, выучить его стихи наизусть.
Спасибо за интересную публикацию, оформленную по всем правилам сайта. Без сомнения, цели и задачи данного урока соответствуют возрастным особенностям детей и будут успешно выполнены. Ваша работа заслуживает высокой оценки! ГОЛОС!
P.S.: Я также посвящаю свои уроки творчеству этого выдающегося человека. Ребята пробуют свои силы в стихотворном переводе стихов Есенина на английский язык.
Наталья Ильинична Андриевская # 2 июля 2016 в 16:02 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна. С большим удовольствием приняла Ваше приглашение. Публикация выполнена грамотно и аккуратно. Цели и задачи реализуются в ходе всего мероприятия. Очень познавательно и доступно Вы доводите до сведения учащихся биографию С.Есенина. Прекрасно дополняют материал чудесные иллюстрации. После Вашего урока хочется не только перечитать стихи этого замечательного поэта, но и побывать в музее "Константиново". Мой голос!
Светлана Михайловна Радулова # 2 июля 2016 в 16:39 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Интересный и познавательный библиотечный урок «Всю душу выплесну в слова…» знакомит с музеем – заповедником С.А. Есенина. Доступно рассказано об экспонатах музея и связанных с ними биографическими сведениями русского поэта. Использованы стихи по теме, прекрасные иллюстрации. Поставленные задачи достигнуты. Примите голос!
Мира Симеунович # 2 июля 2016 в 17:11 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Ваш библиотечный урок – путешествие в какой-то другой мир, другое время, в чудесную страну стихов великого Есенина! Урок, конечно, предоставлен грамотно. В нём познавательная информация, знакомящая детей с жизнью и творчеством поэта. И фотографии прекрасные: сразу хочется поехать туда, увидеть своими глазами те поля, реку, дом, в котором вырос поэт, его школу. Спасибо, что напомнили о биографии и стихотворениях Сергея Есенина. Я уверена, что русские учащиеся с восторгом просмотрели Ваш урок, что получили кусочек души, культуры, творчества поэта, что обогатились новыми знаниями. С большим удовольствием голосую! Желаю успехов!
Ангелина Владимировна Чернега # 2 июля 2016 в 21:05 +5
Добрый вечер, Инна Владиславовна! С удовольствием совершила экскурсию по Есенинским местам, село Константиново, Рязанская область.Мне посчастливилось побывать в этих краях. Неописуемой красоты природа, поля, рощи. Село стоит на высоком берегу реки Оки. На родине С. Есенина создан музей - заповедник.
"Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать".
Очень интересный и познавательный материл. Красочные фотографии подобраны в соответствии с текстом. Вы вносите большой вклад в формировании духовного мира своих учеников, только духовно богатый учитель может передать чувства любви к поэзии С. А. Есенина и культурным ценностям нашей родины. Удачи и творческих идей! Мой голос вам.
Галина Валерьевна Волкова # 2 июля 2016 в 22:10 +1
Подскажите, пожалуйста, что такое "бересклет"?
Галина Валерьевна Волкова # 2 июля 2016 в 22:21 +4
Большое спасибо за приглашение! Но для меня, как для преподавателя, урок - это взаимодействие с учащимися, совместное творчество. Ваш материал- это, скорее, очень интересная, познавательная, но презентация, информация о музее. Не сомневаюсь, она может обогатить кругозор учеников, но к уроку в современном понимании, она не имеет никакого отношения. Современный урок согласно ФГОС нового поколения предполагает активную роль учащегося и в постановке цели, проблемы, и в усвоении материала, и в его применении за пределами урока.
Оксана Михайловна Жидикина # 2 июля 2016 в 23:59 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна. С интересом ознакомилась с публикацией. Материал интересный, оформление яркое. В доступной форме совершили заочный экскурс по памятным местам поэта. С удовольствием голосую за библиотечный урок под №5.
Татьяна Александровна Толстикова # 3 июля 2016 в 02:13 +8
Инна Владиславовна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на такое душевное, содержательное мероприятие, посвящённое жизни и творчеству великого русского поэта Сергея Есенина. С удовольствием виртуально посетила и музей поэта. Примите мой голос. Успехов Вам!
Елена Александровна Шашенко # 3 июля 2016 в 05:07 +3
Доброе утро !!!!Инна Владиславовна ,большое спасибо за приглашение ,Очень мне понравилась ваша работа ,она выполнена и оформлена очень интересна ,ярко ,познавательно ,доступно для детей ,коллег !!! Да,стихи Сергея Есенина очень люблю .С удовольствием посетила вашу страничку .Спасибо ! Успехов Вам!!!! Голос Ваш !!!
Елена Николаевна Кривенко # 3 июля 2016 в 10:04 +2
Доброе время суток! Спасибо за замечательную и познавательную экскурсию. В юности зачитывалась стихами Есенина. И сейчас иногда с удовольствие читаю стихи Есенина. Не только для детей, но для взрослых педагогов и родителей ваших учеников будет полезно познакомится с вашей работой. Очень интересная работа. Голос.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 3 июля 2016 в 21:29 +1
Есенин это мой любимый поэт, рисовала в юности его портрет, на конкурсе читала его стихи. С большим удовольствием познакомилась с материалом. +1
С уважением, Т.Н.
Светлана Владимировна Иванова # 4 июля 2016 в 10:52 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение. С большим интересом и удовольствием ознакомилась с публикацией и посетила памятные есенинские места. Материал, безусловно, богатый и интересный, оформление очень яркое. Беру на заметку Ваш библиотечный урок. Примите мой голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 4 июля 2016 в 10:54 +4
Здравствуйте! Спасибо за интересную экскурсию! С удовольствием прочитала ваш содержательный материал с фото. Думаю он будет интересен как для детей , так и взрослых. Рекомендую на его основе сделать виртуальную экскурсию с презентацией. Это даст возможность познакомить с вашим музеем и работой большее количество людей. Еще раз спасибо.
Марина Викторовна Соснина # 4 июля 2016 в 14:23 +7
Добрый день, Инна Станиславовна! С большим удовольствием прошлась по музею-заповеднику великого русского поэта. Очень интересный материал Вами подобран для библиотечного урока. И, вообще, мне всё в публикации понравилось, оформление, повествование о жизни и творчестве С.Есенина. Спасибо за душевность и спасибо за приглашение. Примите от меня голос.
Елена Николаевна Залужная # 4 июля 2016 в 16:22 +6
Интересный познавательный материал о биографии и творчестве С. Есенина, о музее в селе Константинове. Вспомнились школьные годы, заучивание стихов, и конечно пятерки по литературе. Спасибо за экскурсию.Примите голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 4 июля 2016 в 18:47 +6
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на библиотечный урок. С интересом «побродила» вместе с вами по есенинским местам. Познавательная информация чередуется с фотографиями, написано доступным для школьников языком. Было интересно! Успехов +1!
Ирина Юрьевна Ручина # 4 июля 2016 в 19:16 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Библиотечный урок "Всю душу выплесну в слова…" очень интересный, познавательный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Софья Владимировна Юхнина # 4 июля 2016 в 21:00 +7
Инна Владиславовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией и посетила Музей – заповедник Сергея Есенина. Материал грамотно подобран и выстроен. Вы создаёте условия для формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы. Разработка оформлена красочными и качественными фотографиями, это важно.
Голосую за достойный труд, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Валентина Петровна Чурепкина # 5 июля 2016 в 16:35 +4
Инна Владиславовна, молодцы, что посвящаете свои уроки знакомству учащихся с памятными местами, где жил, учился выдающийся человек, великий русский поэт С.А. Есенин.
Очень ценная подборка фотоматериалов, просто замечательные библиографические сведения.
Спасибо за профессионализм в работе, за приглашение. С удовольствием оставляю голос+22! УДАЧИ ВАМ! v
Валентина Петровна Чурепкина # 5 июля 2016 в 16:35 +2
Инна Владиславовна, молодцы, что посвящаете свои уроки знакомству учащихся с памятными местами, где жил, учился выдающийся человек, великий русский поэт С.А. Есенин.
Очень ценная подборка фотоматериалов, просто замечательные библиографические сведения.
Спасибо за профессионализм в работе, за приглашение. С удовольствием оставляю голос+22! УДАЧИ ВАМ! v
Ирина Владимировна Глебова # 6 июля 2016 в 10:26 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Очень содержательно насыщенный урок,
отлично представленный методически,
качественно оформленный фотографиями smile
Благодарю Вас за приглашение))).
Обязательный голос! Новых Вам идей))).
Наталия Владимировна Пуханова # 6 июля 2016 в 22:12 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение.С большим удовольствием ознакомилась с вашей публикацией Библиотечный урок «Всю душу выплесну в слова…».Думаю,обучающиеся с восторгом просмотрели Ваш урок и обогатились новыми знаниями. Очень познавательно и доступно Вы рассказываете детям биографию С.Есенина. Примите мой голос. Успехов Вам!
Любовь Николаевна Филимонова # 8 июля 2016 в 07:15 +2
Инна Владиславовна, с большим удовольствием ознакомилась с вашим уроком.Материал интересный, доступно изложен,познавательный. Как будто сама побывала в тех местах. Успехов. С удовольствием голосую!
Ольга Сергеевна Дьякова # 10 июля 2016 в 22:25 +2
Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Юлия Ефремова # 11 июля 2016 в 10:55 +2
Инна, спасибо Вам за интересный рассказ о родине Есенина. Я читала это с удовольствием и вспоминала, как много лет назад, еще будучи сама школьницей, побывала в Константиново. Красивые места, простое очарование природы "страны березового ситца". Хотелось бы побывать там еще, Ваша работа меня как раз к таким мыслям и подтолкнула.
Татьяна Гуляева # 11 июля 2016 в 19:49 +1
Инна Владиславовна!
С удовольствием читала Вашу публикацию, она навеяла воспоминания о моем пребывании несколько лет назад в Константиново.
А вообще, такие библиотечные уроки очень нужны нашим детям.
Непременно голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 14 июля 2016 в 22:03 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Интересный и познавательный библиотечный урок «Всю душу выплесну в слова…» знакомит с музеем – заповедником С.А. Есенина. Доступно рассказано об экспонатах музея и связанных с ними биографическими сведениями русского поэта. Использованы стихи по теме, прекрасные иллюстрации. Творческих успехов! голос
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 20 июля 2016 в 18:51 +1
Уважаемая Инна Владиславовна! Лирическое повествование о поэте, музее, сопровождаемое наглядностью хорошего качества, послужит приобщением школьников к культуре, классике. Примите голос!
Наталья Владимировна Ежевская # 24 июля 2016 в 21:43 +2
Инна Владиславовна, здравствуйте! С огромным удовольствием изучила вашу разработку. Я литератор, а все-таки не все знала про своего любимого поэта... Похвальный лист! Этот факт так меняет мое восприятие озорного юного Сережи Есенина. Спасибо! Очень интересно и информативно!
Филиппи Надежда # 22 сентября 2016 в 13:17 +3
Уважаемая, Инна Владиславовна!Очень ценная подборка фотоматериалов, просто замечательные библиографические сведения. Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!