Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса «Под сенью берез ветвистых»

Внеклассное мероприятие «Под сенью берез ветвистых»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна – учитель ОПК, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам о литературном музее. Отечественная классическая литература от Пушкина до Пастернака тесно связана с теми памятными местами, где жили и творили русские писатели и поэты.
Такие музеи занимают особое место в культурной и общественной жизни нашей страны…
Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся 5 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о музеях отечественной классической литературы. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к музеям, поэтам, литературе.
Оборудование: Выставка книг о музеях, литература поэта
Внеклассное мероприятие «Под сенью берез ветвистых»
«Усадьба «Муратово». Музей – заповедник Ф.И. Тютчева.

А там счастливый дом… туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!
Е. А. Баратынский


Мураново усадебный дом и луг перед ним. Художник Д. Путята

Так, в жизни есть мгновения –
Их трудно передать,
Они самозабвения
Земного благодать.
Шумят верхи небесные
Высоко надо мной,
И птицы лишь небесные
Беседуют со мной...
Ф.И. Тютчев


В усадьбе по торжественным, праздничным дням гремел пушечный салют. Хозяин усадьбы, вышедший в отставку генерал – майор Лев Николаевич Энгельгардт, в мундире,

Л.Н. Энгельгардт. Неизвестный художник, 1810-е гг.
на котором сверкали ордена, внимательно следил, как его младшая дочь Сонечка поджигала фитиль. Ей обычно доверяли эту почетную и, наверное, очень ее пугающую обязанность. Две бронзовые пушки «времен Очакова и покорения Крыма» грохотали и окутывались дымом. Испуганные стаи птиц еще долго кружили над аллеями старинного парка…

Век шествует путем своим железным,
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
Е. Баратынский


Все это происходило еще в начале 19 века в подмосковном имени Мураново. Сегодня здесь уникальный музей, памятник усадебной архитектуры. На протяжении долгого времени эта была «обитель искусств», усадьбы по праву называли «дом поэтов». История Муранова тесно связана с именем, занимающими достойное место в истории отечественной литературы: Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, С.А. Аксакова, Н.В. Гоголя, Н.В. Путяты и многими другими.
Первое упоминание о «сельце Муранове» относится к 17 веку, им владел князь Ф. Шаховский. В течение полутора веков сменилось несколько владельцев. И вот осенью 1816 года усадьбу купила жена Л.Н. Энгельгардта – Екатерина Петровна, урожденная Татищева.

Е.П.Энгельгардт. неизвестный художник, 1810-е гг.

И с этого момента начинается новая страница истории Муранова.
Семейство Энгельгардтов проводило в Муранове летние месяцы,

Семья Энгельгардт. Художник К. Барду, 1816 г.

а на зиму перебиралось в Москву, в собственный дом на Никитской улице. Лев Николаевич Энгельгардт служил под знаменами светлейшего князя Потемкина, генерал – фельдмаршала Румянцева – задунайского и непобедимого Суворова. И теперь, в Муранове, выйдя в отставку, принялся за написание воспоминаний о временах Екатерины Великой, Павла I, Александра I. Быть может, к литературным трудам его подвиг пример родственника – гусара и поэта, лихого партизана Дениса Давыдова. Ему, кстати, были завещаны пушки из имения.
Денис Давыдов познакомил Энгельгардтов с молодым поэтом Евгением Баратынским (встречается и другое написание фамилии – Боратынский). В ранней юности он учился в Пажеском корпусе и вряд ли отличался идеальным поведением. С друзьями мог прибыть к подоконнику шляпу начальника, обрезать шарф дежурного офицера. Из – за одной нелепой шалости в духе «благородный разбойников» был отчислен из Пажеского корпуса. За эту шалость будущему поэту пришлось расплачиваться несколькими годами солдатской службы. И это был добровольный выбор. Но к моменту знакомства с семейством Энгельгардтов Евгений Баратынский уже приобрел славу поэта. Его А.С.Пушкин называл «певец пиров и грусти томной» и так оценивал его поэтический дар: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален – ибо мыслит, мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем, как чувствует сильно и глубоко».
В 1826 году состоялась свадьба Евгения Баратынского и старшей дочери Л.Н. Энгельгардта – Анастасии.

Е.А. Баратынский. Художник Ж.Вивьен, 1826

А.Л. Баратынская. Художник Ж.Вивьен, 1826

Баратынскому пришлось заниматься всеми делами по управлению имением. Поэт оказался рачительным хозяином. В одном из писем он сообщает: «С тех пор, как я здесь, я еще ни разу не думал о литературе. Оставлю все поэтические планы до осени, после уборки хлеба». Баратынский всегда стремился к уединению, к жизни в «счастливой глуши». Об этом говорят его поэтические строки, в них желание обрести:
Приют, от светских посещений
Надежной дверью запертой,
Но с благородною душой
Открытый дружеству и девам вдохновений.
(Из письма к И.В. Киреевскому)

Баратынский устраивает сады, фруктовые и цветочные оранжереи, сажает и пилит лес на продажу, а главное, строит новый усадебный дом по своему архитектурному проекту.

"Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых;
За ним встает гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкой,
А там счастливый дом... туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!
Там сердце томное, больное обрело
Ответ на всё, что в нем горело,
И снова для любви, для дружбы расцвело
И счастье вновь уразумело."
Е. А. Баратынский


Ведь в семье подрастают три сына и четыре дочери. В письме матери Баратынский сообщает: «Слава Богу, все мало – помалу уладилось… Новый дом в Муранове уже стоит под крышей и оштукатурен внутри. Получилось нечто в высшей степени привлекательное…»

Да, новый дом отличается удобством для всех своих обитателей, в нем все, говоря современным языком, было функционально и продуманно. Был даже особый ход, по которому прислуга в зимние месяцы приносила дрова для печей и не беспокоила хозяев. А дети свою комнату для занятий в шутку называли «тужиловка» - окна в ней находились высоко под потолком, и развлекаться во время уроков, заглядывая в окна, не получалось.
В письме П.А. Вяземскому Е.А. Баратынский замечает: «Проживать можно, где хочешь и где судьбе угодно, но жить надобно дома». Но счастливая жизнь в новом доме оказалась не долгой. В 1844 году во время заграничной поездки Е.А. Баратынский умирает.
Новая страница в истории Муранова открывается в середине 19 века. Имение переходит во владение младшей дочери Энгельгардта Софьи и ее мужа, литератора и историка Николая Васильевича Путяты.

Н.В. Путята

С.Л. Путята

Он был другом и родственником Е. А. Баратынского, знаком с А. С. Пушкиным и Н.В. Гоголем.
Мураново вновь стало «домом поэтов», в имении гостят Н.В. Гоголь и С.Т. Аксаков (имение Абрамцево находится неподалеку – «в 8 верстах»), поэтесса Е.П. Растопчина, литераторы С.А. Соболевский и В.Ф. Одоевский.
Сергей Тимофеевич Аксаков не раз сидит с удочкой на берегу мурановского пруда, вылавливая судаков – их он назвал «постная говядина». А комната на втором этаже, где останавливается Н.В. Гоголь в 1849 году, с тех пор так и называется – «гоголевская».
Среди добрых знакомых Н.В. Путяты был и поэт Ф.И. Тютчев.

Ф.И. Тютчев. Художник С. Александровский, 1876 г.

Их связывали не только дружеские, но и родственные связи. Младший сын Ф.И. Тютчева Иван Федорович был женат на единственной дочери Путяты.
После смерти Ф.И. Тютчева (1873) его вдова Эрнестина Федоровна каждое лето проводила в Муранове. Для нее даже был выстроен отдельный флигель. И позже в Мураново «переехала» обстановка кабинета Ф.И. Тютчева.

На письменном столе – чернильница и перо, которым поэт написал свои последние строки… Сегодня в помещении, где находится кабинет Тютчева, можно увидеть и обстановку кабинета Е.А. Баратынского. Вот почему эта комната называется «кабинетом двух поэтов». Со временем в мурановском доме появился и кабинет писателя и публициста Ивана Сергеевича Аксакова. Усадьбу «Мураново» по праву величают «дом поэтов».




Это уникальный памятник отечественной культуры.
«Мураново» - О.Н. Тютчева и Н.И. Тютчева – получили Охранную грамоту на усадьбу. А в августе 1920 года открывается музей. И в наши дни музей живет яркой, интересной и разнообразной для посетителей жизнью. Посетители усадьбы могут увидеть и уникальные коллекции живописи и графики, фотографий и дагерротипов, мебели и фарфора, редких книг. Регулярно проводится Мурановские чтения, выставки и разнообразные праздники, театрально – концертные представления, фестивали. Но сухое перечисление мероприятий, наверное, мало кого заинтересуют. Надо просто побывать в Муранове. И согласиться со словами поэта М.Волошина: «Все в Муранове – дом, парк и пейзаж составляют честь отечественному музейному делу».
Приехала нынче в "Мураново",
В усадьбу, известную всем.
Пройдусь по аллеям заново,
(Достойно... кисти, поэм.)
Ромашки кивают приветливо,
Их много растёт на лугу.
Следы их повсюду заметны,
Сорвать я их вряд ли смогу.
Раскинулось поле ширОко,
Холмы, перелески, луга...
И речка довольно глубока,
Над нею плывут облака.
Спустилась к реке осторожно,
Ступая по мягкой траве.
Окинуть взором несложно,
Любуюсь полётом шмелей.
Ромашки и клевер медовый,
Просторы России моей.
Но как не замолвить слово!?
Чаруют просторы полей.
Раздолье и птичье пение,
А дышится так легко.
Здесь черпаю вдохновение,
Душе отрадно, светло.
Под сенью дубов могучих,
Средь липовых стройных аллей -
Душе становится лучше,
И сердцу всего милей.
"Мураново" снова поманит
Своей первозданной красой.
И сердце навеки ранит,
Вселяя радость, покой.
Марьяна Бажанова


Тайна записной книжки:
В июле 2006 года в усадьбе «Мураново» случился пожар. По заключению экспертной комиссии. Виновницей пожара была … шаровая молния. Непрошеная гостья влетела со стороны парка, подожгла бельведер, венчающий дом, и, «гуляя» в пространстве между кирпичной кладкой и деревянными конструкциями, опалила внешнюю часть бревен, обработанных противопожарной пропиткой. К счастью, уникальная коллекция музея не пострадала, а последствия визита шаровой молнии уже ликвидированы.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов Зимние олимпийские игры, 6-7 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие, 6-7 класс «Дело всей жизни…» | Библиотечный урок для 5 класса. Музей – заповедник Есенина
Опубликовано: 310 дней назад (30 января 2016)
Просмотров: 616
+54
Голосов: 58
Ольга Сергеевна Дьякова # 30 января 2016 в 17:06 +4
Инна Владиславовна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный,актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Хороший зрительный ряд, как будь то сама прогулялась по комнатам дома музея и окрестностям усадьбы Мураново. Огромное Вам спасибо! Беру себе на заметку. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Ирина Владимировна Жабина # 30 января 2016 в 17:08 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Материал содержательный,интересный, познавательный. Методическая разработка имеет конкретный целевой блок и направлена на достижение поставленных задач и реализации цели. Материал систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки лаконичный, грамотный. Работа своевременно дополнена качественными фотографиями и стихотворениями. Мне очень понравилась представленная работа. С уважением и голосом 2, И.В.
Ольга Валерьевна Мастина # 30 января 2016 в 18:14 +3
Прекрасный иллюстративный материал, много интересной информации.Доступно возрасту школьников, но и мне было интересно. Спасибо!
Ольга Геннадьевна Лебедева # 30 января 2016 в 19:05 +2
Добрый вечер, Ирина Владиславовна, с удовольствием ознакомилась с представленным Вами материалом внеклассного часа с таким поэтичным названием "Под сенью берёз ветвистых". Увлекло и впечатлило, читала на одном дыхании, рассматривала прекрасные иллюстрации пейзажей и портретов.. Спасибо, работа тронула, заинтересовала (с удовольствием возьму материал на заметку). Примите голос за Мастерство литературного слова и полученное вдохновение!
Ирина Ивановна Гончарова # 30 января 2016 в 21:16 +3
Добрый вечер, Ирина Владиславовна! Вы представили замечательный материал, который дополнен интересными фото. Спасибо Вам за работу, которая расширяет наш кругозор, пополняет сведениями о жизни писателей, поэтов, укладе их жизни. Примите голос.
Любовь Сергеевна Новоселова # 31 января 2016 в 09:37 +4
Добрый вечер, Ирина Владиславовна! Спасибо за приглашение. Мне очень понравилось Ваше мероприятие. Замечательная информация о музее-заповеднике Ф. И. Тютчева. С удовольствием ставлю голос № 6. Желаю творческих успехов и удачи в дальнейшей работе.
Татьяна Куриленко # 31 января 2016 в 11:00 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение, ознакомилась с вашей работой - самой интересно стало, узнала много интересного о Ф.И.Тютчеве. Понравились и фотографии. Желаю вам в дальнейшем таких же интересных творческих работ. Голос от меня.
Ирина Юрьевна Ручина # 31 января 2016 в 13:44 +6
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Внеклассное мероприятие по литературе "Под сенью берез ветвистых" получилось очень интересное, актуальное, содержательное, мне понравилось. Такой материал будет востребован многими педагогами. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Наталья Николаевна Ерыгина # 31 января 2016 в 15:52 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с Вашей разработкой "Под сенью берез ветвистых". Познавательный, интересный материал, замечательная подборка фотографий и стихотворений помогут расширить представление о музеях отечественной классической литературы. Материал изложен просто, и воспринимается легко благодаря Вашему мастерству. Примите голос! Дальнейших творческих успехов!
Алия Таировна Абибуллаева # 31 января 2016 в 23:03 +6
Информация будет интересна и в 11 классе, при изучении творчества Тютчева. Здесь как бы совершаешь виртуальную экскурсию по местам пребывания поэта. Спасибо.
Марина Алексеевна Дурнева # 1 февраля 2016 в 10:13 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Очень интересное путешествие. Вами представлен объемный материал. Содержание выстроено методически грамотно, логично, подкреплено фотографиями. Очень полезный материал. Цели и задачи, поставленные вами в начале занятия достигнуты. Думаю многие педагоги возьмут себе на заметку данный материал.
Ольга Николаевна Гельденберг # 1 февраля 2016 в 18:32 +5
Здравствуйте Инна Владиславовна!Очень яркое литературное мероприятие ,которое будет полезно учащимся при изучении поэта Тютчева. Получилась виртуальная экскурсия.Продолжайте в том же духе, успехов И МОЙ ГОЛОС!!!
Елена Александровна Карпухина # 4 февраля 2016 в 22:18 +3
Внеклассное мероприятие «Под сенью берез ветвистых» увлекает в недра литературной России. Материал представлен красочно, нескучно, просто для усвоения информации. Превосходно расширит кругозор учащихся, даст возможность подробней узнать как жили великие мастера пера.
Ирина Котова # 13 февраля 2016 в 12:08 +3
Здравствуйте,Инна Владиславовна!
Спасибо за приглашение.И спасибо за знакомство с музеем "Усадьба "Муратово". Вы провели очень интересную экскурсию, познакомили с его историей, хозяевами и красивыми стихами. Голос.
Марина Викторовна Киселева # 2 марта 2016 в 19:51 +1
Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение!
Спасибо за познавательную экскурсию по литературному музею!
Иллюстрации помогли понять как жили люди в то время!
Успехов!
Пасынкова Ирина Викторовна # 2 марта 2016 в 23:48 +1
Инна Владиславовна, здравствуйте!Спасибо за приглашение.Занятие очень интересное, познавательное. Голос!!!
Елена Сергеевна Зайцева # 5 марта 2016 в 23:53 +1
В России много чудесных мест. Спасибо за такой интересный рассказ об одном из них.Прекрасный иллюстративный материал дополняет прекрасные стихотворные строки.
Жанна Генриховна Ищенко # 13 апреля 2016 в 00:49 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
С удовольствием познакомилась с Вашей работой. Материал содержательный,интересный, познавательный. Спасибо за познавательную экскурсию по литературному музею!Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос
Вера Александровна Павлухина # 17 апреля 2016 в 14:39 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна. С интересом познакомилась с Вашей работой «Под сенью берез ветвистых». Спасибо за удивительный и познавательный материал, который будет полезен многим педагогам в разных областях деятельности образования. Совершая вместе с Вами экскурсию по музею и его территории, я узнала и почерпнула для себя много новой и интересной информации. С Вашего позволения беру Ваш материал себе в копилку. С удовольствием голосую.
Валентина Петровна Чурепкина # 14 июня 2016 в 17:45 +1
Внеклассное мероприятие по литературе «Под сенью берез ветвистых» - замечательный материал для формирования общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.
Инна Владиславовна, вы представили интересную информацию о литературном музее. Учащиеся могут использовать её при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
Примите мой голос с пожеланиями УДАЧИ! С уважением, В.П.
Ольга Александровна Николаева # 28 июня 2016 в 12:37 +1
Инна Владиславовна! Голосую за Ваш материал. Содержательно, интересно, доступно для каждого. В наш век детям полезно знакомиться с подобными материалами.