Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие по литературе в библиотеке, 10 класс

В мире книжных сокровищ
Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину Русская литература 20 века. Материалом для составления литературной викторины послужили книги по школьной программе рекомендуемые для внеклассного чтения в 10 – 11 классах.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка книги.
В мире книжных сокровищ 20 века

Литература рождается из глубины народной души.
Адам Мицкевич

1. Из какого произведения, какого автора взяты приводимые отрывки? Какую роль играет в процитированном произведении мотив «плаката»? кого пародирует автор во втором упоминании о плакате в четвёртом отрывке?

а. Но я уже видел, что жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повышенными на стене для красоты.

б. По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался столом, - редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой. Но я свыкся с ним, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи. Шуршанье их – была их жизнь.
И с грубой плакатной красавицей я свыкся, которая со стены постоянно протягивала мне Белинского, Панферова и еще стопу каких-то книг, но – молчала.
Я совсем свыкся, что было в избе Матрены.

в. И вот всю толпу фикусов, которых Матрена так любила, что, проснувшись когда-то ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму), – фикусы вынесли из избы. Чисто вымели полы. Тусклое Матренино зеркало завесили широким полотенцем старой домашней вытоки. Сняли со стены праздные плакаты. Сдвинули мой стол. И к окнам, под образа, поставили на табуретках гроб, сколоченный без затей.

г. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

- Приведен отрывок из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Плакат – одновременно символ советской показухи и некий «эрзац» иконы. В филиале рассказа (фрагмент «г») образ Матрены – праведницы (первоначальное заглавие рассказа «Не стоит село без праведника») освобождает от «советской» шелухи, и потом плакат не упомянут. В отрывке «б» пародируются знаменитые строки Н.А. Некрасова о том, что «народ» «Белинского и Гоголя с базара понесет»

2. Согласно теории филолога Юрия Тынянова, «периферийные» жанры стремятся вытеснить «центральные» и занять их место. Так развивается литература (ср. у Тынянова в статье «Литературный факт»: «Вся революционная суть пушкинской «поэмы» «Руслан и Людмила» была, «не поэма»; претендентом на место героической «поэмы» оказывалась легкая «сказка» 18 века, однако за эту свою легкость не «извиняющаяся»). Какой «не поэмный», «периферийный» жанр лежал в основе поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин»?
- Стихотворение газетный фельетон. Как известно, первые, не вошедшие в окончательную редакцию главы поэмы, которые тогда не предполагалось объединить в цельный текст, Твардовский публиковал в качестве стихотворных фельетонов еще во время финской войны.

3. Какому поэту посвящены стихотворения Марины Цветаевой, фрагмент которого приведен ниже?
Давно бездействует метла,
И никнут льстиво
Над музой царского Села
Кресты крапивы.
- Анне Ахматовой

4. Определите, чей портрет дан в следующем фрагменте:
В его позе было что – то вызывающее, надменное и презрительное и в то же время в высшей степени жалкое и комическое, потому что чем внушительнее становилась его польза, тем ярче выступали на первый план его короткие брюки, куцый пиджак, карикатурный нос и вся его птичья, общипанная фигура.
- Речь идет о еврее Соломоне из повести А.П. Чехова «Степь»

5. Начало, какого произведения пародируется в следующем фрагменте сказки Корнея Чуковского «Крокодил»?
Там наши братья, как в аду, -
В зоологическом саду.
О, этот сад, ужасный сад!
Его забыть я был бы рад.
- Начало поэмы Велимира Хлебникова «Зверинец»:
«О, Сад, Сад!
Где железо подобно отцу, напоминающему кровопролитную схватку»


6. Печатая это стихотворение (кто его автор?), советские издания предпочли выбросить одну строфу. Одну строфу не печатали и эмигрантские издания. Какую?
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяненная блудница,
Не знала, кто берет ее,
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Осень 1917
- В книге Анны Ахматовой «Подорожник», вышедшей в советской России, это стихотворение опубликовано без второй строфы (в дальнейшем перепечатывалось без двух первых строф). В эмиграции это стихотворение иногда перечитывали по первой публикации (в газете «Воля народа», 1918, 12 апреля) – без последней строфы.

7. Как соотносятся между собой эти два фрагмента?
а. По улице бежит Иван Приблудный. В зубах у него шницель. Ночь.
б. Как ни был расстроен Иван (Бездолный), все же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади. Еще несколько секунд, и вот какой – то темный переулок с покосившимися тротуарами, где Иван Николаевич грохнулся и разбил колено.
- По –видимому, никак. Фрагмент «а» взят из записных книжек Ильи Ильфа, фрагмент «б» - из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».


8. Что объединяет все эти заглавия? Какое заглавие выбивает из ряда?
а. «Радуница»
б. «Вечер»
в. «Тихие песни»
г. «Камень»
д. «Стихи о Прекрасной Даме»
е. «Пепел»
- Все это заглавия первых авторских книг:
а. Сергея Есенина
б. Анны Ахматовой
в. Иннокентия Анненского
г. Осипа Мандельштама
д. Александра Блока
Заглавие «Пепел» носила вторая книга стихов Андрея Белого.


9. Кого пародирует И. Сельвинский в приводимом ниже стихотворении? Как вы об этом догадались?
Над Невой (та тата) вьюга
Об (тата татата) лицо
Моя (тата тата) подруга
На (татата тата) крыльцо
И вот (тата тата) улиц
Под (тата тата) метель
Я (тата татата) сутулясь
И (татата та) не те ль?
О (тата тата) вечер
О (тата та) черты
И (татата тата) свечи
То (тата татата) ты.
- И. Сельвинский пародирует Александра Блока. Имитируются блоковские рифмы, а также типичная для Блока ритмико – синтаксическая организация стиха. Кроме того в пародии И. Сельвинского отчетливо намечены лирические мотивы и образы книги Блока «Снежная маска».

Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом.
Ж. Бюффон


Рекомендуем посмотреть:

Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса Литературный вечер для старшеклассников с презентацией. Конквистадор Николай Гумилёв Сценарий литературного вечера для старшеклассников к 100-летию со дня смерти Толстого Внеклассное мероприятие по литературе для 10-11 класса. Творчество Блока
Классный час, 7-9 класс. Чайные традиции | Литературная викторина с ответами, 10 класс
Опубликовано: 2276 дней назад (10 февраля 2018)
Просмотров: 1427
+49
Голосов: 49
Ирина Николаевна Кириллова # 10 февраля 2018 в 20:15 +10
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение! Примите мой голос за разработку такой сложной, на мой взгляд, викторины. Главное, прививать интерес детям к художественной литературе, к книгам, что в наш компьютеризированный век очень сложно делать. А Вам педагогам- библиотекарям честь и хвала за это! Удачи и творческих успехов!
Юлия Александровна Дерягина # 11 февраля 2018 в 13:22 +11
Инна Владиславовна, добрый день.Спасибо за приглашение!Изучила вашу викторину и пришла к выводу, что нужно бы освежить знания и самой.Интересная викторина,и если дети не готовились, трудновато будет с ответами.Поэтому и задачи соответственно решаются верно.Спасибо за викторину.
Тамара Александровна Новичкова # 11 февраля 2018 в 21:03 +10
Инна Владиславовна, ваша публикация "В мире книжных сокровищ" заслуживает внимания и положительной оценки. Вы отлично продумали ход занятия, подобрали интересный материал, который дал возможность детям узнать много нового и показать свои знания в области литературы. Занятия в виде литературной викторины дают возможность прививать интерес к книгам, желание познать более глубоко произведения великих поэтов и писателей. Поставленные задачи выполнены. Всего вам доброго и удачи. Голосую с удовольствием.
Ирина Александровна Захарова # 11 февраля 2018 в 22:50 +10
Здравствуйте, Инна Владиславовна, познакомилась с вашей публикацией - литературная викторина по Русской литературе 20 века "В мире книжных сокровищ". Очень интересный материал, позволяющий не только продемонстрировать знания литературы 20 века, но и развивающий мыслительную деятельность, внимание, эрудицию. Очень важно развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам. Примите и мой голос)) Удачи!
Мира Симеунович # 12 февраля 2018 в 01:34 +10
Инна Владиславовна, здравствуйте! С большим интересом я прочитала Вашу публикацию «В мире книжных сокровищ»! Очень интересный материал! Особенно для молодых людей, которые начали погружаться в глубокий мир литературы. Поскольку материал соответствует школьной программе, то им, наверное, не слишком трудно ответить на вопросы. Вы выбрали очень интересный способ пробуждения интереса к чтению самой богатой, самой глубокой, лучшей в мире – русской литературы! Вы даёте учащимся возможность углубить знания по литературе, развивать мышление и творческие способности, наряду с формированием общекультурной компетентности. Примите голос! Творческих Вам успехов!
Ирина Юрьевна Ручина # 12 февраля 2018 в 18:05 +11
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Внеклассное занятие по литературе очень интересное, мне понравилось. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Салозграф Ирина # 13 февраля 2018 в 15:03 +8
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение на такую интересную и познавательную викторину. Вопросы довольно не простые, но тем радостнее осознавать, что молодежь хорошо знакома с русской литературой и может принимать участие в занятиях такого уровня. Спасибо Вам за любовь к детям и своей работе. Желаю дальнейших творческих успехов!
Валентина Политова # 13 февраля 2018 в 22:48 +8
Инна Владиславовна, с интересом прочитала вашу методическую разработку "В мире книжных сокровищ". Подобран содержательный, подробный, информационный, разнообразный литературный материал. Соответствует заявленной категории учащихся. Способствует достижению поставленной цели и задач и положительно влияют на окончательный результат. Мой голос в вашу копилку.Викторина достойна внимания педагогов.
Любовь Владимировна Лычангина # 14 февраля 2018 в 13:47 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Благодарю за приглашение на педагогически полезный материал, представленный на высоком профессиональном уровне.
Такая викторина действительно вызывает интерес учащихся к литературе, развивает познавательный интерес к чтению, прививает стойкий интерес к книгам.
Спасибо за бесценный опыт!
С удовольствием за Вас проголосовала.
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 14 февраля 2018 в 15:18 +5
Инна Владиславовна, здравствуйте. Заглянула к ВАМ и очень даже понравилось. Нынче викторина эвстречается в деле очень редко. Но в деле она очень даже помогает общему развитию. Главное с вопросами угадать, ведь предмет не из легких. Спасибо. ГОЛОС)))
Елена Ивановна Каменева # 14 февраля 2018 в 17:29 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна, познакомилась с вашей публикацией - литературная викторина по Русской литературе 20 века "В мире книжных сокровищ". Очень интересно и познавательно. Некоторые вопросы мне показались сложноватыми, но если дети отвечали на них, то только браво учителю, который так познакомил их с литературой 20 века. Голос!
Елена Борисовна Лисицына # 14 февраля 2018 в 20:10 +4
Добрый вечер! Спасибо за приглашение.Мне понравилось, очень интересный и сложный материал. Я думаю информация будет полезной , сейчас мало совместных работ с библиотекой. Мой голос
Вера Анатольевна Варенцова # 15 февраля 2018 в 23:16 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Очень интересный содержательный материал представлен. Каждый вопрос викторины заставляет учащихся думать, вспоминать и проявлять свою эрудицию. Это даёт хороший толчок к совершенствованию своих знаний и прививает любовь к литературе. Спасибо за полезную публикацию. С удовольствием голосую!
Марина Викторовна Соснина # 16 февраля 2018 в 22:32 +4
Спасибо за приглашение, Инна Владиславовна! Викторина очень познавательна, вопросы грамотно составлены, дают учащимся возможность проверить свои знания. Примите от меня заслуженный голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 22 февраля 2018 в 20:09 +4
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Сложная викторина, что бы ответить нужно будет "покопаться" в библиотеке или Интернете, или обладать глубокими знаниями по литературе. Можно использовать для домашней работы. Голосую +1
Оксана Анатольевна Данильченко # 26 февраля 2018 в 10:10 +2
Интересная викторина!
Голос!