Конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки и буквы Р и Л

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки [р], [р’] - [л], [л’]. Буквы Рр, Лл
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной к школе логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Цель: закрепление навыка различения звуков [р], [р']— [л], [л'] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закрепить представления и расширять словарь по теме: "Водный, воздушный транспорт". Закрепить навыки различения звуков [р], [р']— [л], [л'] в слогах, словах и фразах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении.
Коррекционно-развивающие. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные. Формировать навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оборудование: иллюстрация с изображением моря, острова и скал, плоскостное изображение парусной лодки, предметные картинки со звуками [р], [р’], [л], [л’], карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта, в названии которых есть звуки [р], [р’], [л], [л’], карточки на определение места звука в слове, конверты со слогами, буквами, звуковые схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед приветствует детей на ковре и раздает карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта.
Логопед. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по морю. Но прежде прочитайте названия водного и воздушного транспорта на своих карточках.
Дети читают слова: лодка, катер, баржа, самолет, вертолет, плот, ракета, ледокол, пароход, теплоход, планер, шлюпка, фрегат.
Логопед. В названиях транспорта были звуки [р], [р’], [л], [л’]. Они будут нашими талисманами в путешествии на парусной лодке.

2. Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Логопед. К путешествию нам надо подготовиться и выполнить упражнения.
«Лодка» и «Удочка» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
«Лодочка» и «Гребем веслом» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик) от приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
«Теплоход» и «Пароход гудит» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
«Лодка с парусом» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кончик языка поднять за верхние зубы).

3. Дыхательная гимнастика
Логопед. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».
Дети выполняют упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

4. Артикуляция звуков по схеме.
Дети проходят на свои места за столом. На подставке расположено изображение моря. Плоскостное изображение парусной лодки прикрепляется к картине двумя магнитами с лицевой и обратной стороны картины.

Логопед. Наша парусная лодка отплывает от причала. Расскажите, чем похожи звуки [р], и [л]?
Дети. Звуки [р], и [л] согласные, твердые, звонкие, кончик языка находится вверху за зубами.

5. Пролив «Мелодия звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.

Логопед. Мы подплыли к проливу «Мелодия звуков». Чтобы плыть дальше, нам надо правильно проговорить чистоговорки.
Ри-ре –ри – в море корабли.
Ло-ла –ло – у лодки есть весло.
Ла- ло- ла - вот высокая скала.
Ло-ла-ло — на улице тепло.
Ре-ри-ре — стоит домик на горе.
Ры-ру-ры — нас кусают комары.
Оль-уль-оль — мы купили соль.
Арь-ирь-арь — на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра — тебе спать пора.

6. Скалы «Перемен».
Логопед передвигает изображение лодки.

Логопед. Наша парусная лодка подплыла к скалам «Перемен». На скале звук [л] заменяется на звук [р] и слова звучат иначе.

Логопед произносит слово со звуком [л], а дети заменяют его на звук [р] и произносят слово.
дал - дар
бал - бар
жил - жир
стал — стар
пил - пир
булки — бурки
жалко - жарко
Логопед. На другой скале звук [р] заменяется на звук [л].

Логопед произносит слово со звуком [р], а дети заменяют его на звук [л] и произносят слово.
рак – лак
ров – лов
рот – лот
рама – лама
рожь – ложь
город – голод

7. Море «Потерянных звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.У каждого ребенка на столе по три картинки и карточка с обозначением места звука в слове.

Логопед. Наша парусная лодка находится в море «Потерянных звуков». Нам надо найти место звуков [р], [р’], [л], [л’] в слове.


8. Течение «Звуков»
Логопед передвигает изображение парусной лодки.

Логопед. Мы плывем по течению «Звуков». Подберите к каждой картинке звуковую схему.

9. Упражнение «В море»
Дети становятся в круг на ковре и выполняют упражнение.
Над волнами чайки кружат,
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Полетим за ними дружно.
(Пальцы соединить в замок).
Брызги пены, шум прибоя
(Волнообразные движения руками)
А над морем — мы с тобою!
(Помахать руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
(Плавательные движения руками).
И резвимся на просторе.
(Волнообразные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками).

10. Остров «Брошенных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки.

Логопед. Наша лодка подплыла к острову «Брошенных слов». Составьте предложения из слов, которые я произнесу.
Логопед называет слова, дети составляют правильно предложения.
Логопед. Летать, море, над, чайки.
Дети. Чайки летают над морем.
Логопед. Море, плавать, рыба, в, огромная.
Дети. Огромная рыба плавает в море.
Логопед. Трап, матросы, на корабль, подниматься, по.
Дети. Матросы поднимаются на корабль по трапу.

11. Водопад «Заколдованных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У детей карточки с зашифрованными словами.
Логопед. Разгадайте слова на карточках и составьте предложения с этим словом.

Дети составляют предложения с разгаданными словами, называют количество слов в предложении.

12. Залив «Перепутанных слогов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка в конверте карточки со слогами.
Логопед. На озере «Перепутанных слогов» составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.

13. Озеро «Рассыпанных букв»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка конверт с буквами.
Логопед. В озере «Рассыпанных слов» из букв составьте слово.
Дети составляют слова из букв:
к, р, а; у, р, к, а; т, а, р, а, п; а, м, р, а; я, б, р, у; р, е, о, м; о, р, з, а; ы, р, у, к; а, п, р, е; р, м, е, к; к, е, а, р; б, а, ы, к, р.


14. Бухта
Логопед передвигает изображение парусной лодки.

Логопед. Наша парусная лодка находится в бухте. Мы можем выйти на берег, но для этого правильно произнесите скороговорку:
О коряги корабль все борта покарябал.
Дети произносят скороговорку тихо, громко, девочки, мальчики.
Логопед. В бухту приплывают парусные лодки, чтобы участвовать в парусной регате. Мы тоже можем принять участие в следующий раз.

Окончание занятия. Дети рассказывают, какие выполняли задания. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе Обучение грамоте в подготовительной группе Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра Конспект занятия по предшкольной подготовке. Тема: Звуки л
Участник №255 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе | Логосказки в коррекционной работе логопеда
Опубликовано: 207 дней назад (15 мая 2016)
Просмотров: 861
+21
Голосов: 21
Альмира Идрисовна Хамидулина # 15 мая 2016 в 18:53 +3
Светлана Михайловна! Добрый вечер и спасибо ,что пригласили на логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Все знания,которые Вы ребятам даете,обязательно пригодятся в школе!Вы продемонстрировали нам интересный подход в изучении звуков и букв,все выполнено грамотно,в игровой форме,с постоянным обращением к артикуляции,что немаловажно в данном виде работы.Хорошим завершением явилась Скороговорка. Считаю,что цель и задачи Вы реализовали полностью! Примите мой голос! Желаю Вам успехов!
Светлана Михайловна Радулова # 15 мая 2016 в 19:10 +2
Альмира Идрисовна, огромное спасибо за содержательный комментарий!
Татьяна Александровна Толстикова # 15 мая 2016 в 20:24 +3
Светлана Михайловна, здравствуйте! С большим интересом знакомлюсь с Вашими занятиями, пытаясь вникнуть в суть логопедической работы. Очень понравилось Ваше занятие, проведённое в форме увлекательного путешествия. Задания настолько разнообразны, но все способствуют достижению поставленной цели. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую.
Светлана Михайловна Радулова # 15 мая 2016 в 22:27 +1
Татьяна Александровна, благодарю за приятный комментарий!
Вера Александровна Орехова # 15 мая 2016 в 22:17 +2
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение.
С интересом познакомилась с предложенным конспектом занятия.
Умело интегрированное занятие, задействованы различные образовательные области.
Особенно ценно то, что занятие позволяет совершенствовать развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Хорошо подобран демонстрационный и раздаточный материал.
Введение таких элементов , как игровая ситуация,несомненно усиливает внимание и интерес детей.
Примите мой голос +1.
Желаю успехов и удачи!!!
Светлана Михайловна Радулова # 15 мая 2016 в 22:29 +2
Вера Александровна, большое спасибо за развернутый, положительный комментарий!
Любовь Владимировна Лычангина # 16 мая 2016 в 04:47 +3
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. Вы закрепляете навыка различения звуков [р], [р']— [л], [л'] в слогах, словах, фразах, развиваете фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движений, формируете навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оформлен материал грамотно, проиллюстрирован ярко. Чувствуется любовь к профессии и детям.
Голосую непременно!
Светлана Михайловна Радулова # 16 мая 2016 в 19:48 +1
Любовь Владимировна, благодарю за поддержку!
Анна Николаевна Книс # 16 мая 2016 в 09:19 +2
Светлана Михайловна, здравствуйте! Познакомилась с Вашим конспектом логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятие мне понравилось. Насыщенное, интересное, разнообразные задания, способствуют достижению поставленной цели. Примите мой голос.
Алла Ивановна Ефимова # 16 мая 2016 в 20:45 +3
Светлана Михайловна, здравствуйте! Примите мой голос! Спасибо за столь интересный, грамотно подобранный, а главное, очень познавательный материал!Сам конспект составлен грамотно, определена цель и поставлены задачи, выполнение которых достигнуто в ходе занятия. Очень разнообразен раздаточный и наглядный материал, дети с интересом и увлечением выполняют задания. Желаю Вам дальнейшего творческого вдохновения и успехов!
Валентина Николаевна Мельникова # 16 мая 2016 в 20:47 +3
Светлана Михайловна, здравствуйте!!!
Познакомилась с вашим конспектом логопедического занятия
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Звуки [р], [р’] - [л], [л’]. Буквы Рр, Лл.
Ценнейший материал, с вашего позволения, беру в свою копилочку!!!
Вы поставили цель закрепление навыка различения звуков [р],
[р']— [л], [л'] в слогах, словах, фразах, и с таким
замечательным материалом с успехом, я думаю, справились!!
Вам мой голос +1!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 16 мая 2016 в 22:41 +4
Светлана Михайловна, здравствуйте! С большим интересом знакомлюсь с Вашими занятиями. Очень понравилось Ваше занятие, проведённое в форме увлекательного путешествия. Задания разнообразны, все способствуют достижению поставленной цели. с удовольствием голосую.
Ирина Альбертовна Кириленко # 16 мая 2016 в 22:53 +2
Светлана Михайловна, познакомилась с вашей работой- замечательным путешествием в мир звуков. Знаю, какой за всем этим труд, сколько время и сил, но результат- оправдывает все затраты! Успехов Вам!
Галина Анатольевна Музыченко # 17 мая 2016 в 17:57 +1
Светлана Михайловна, спасибо за приглашение. Было интересно прочесть его и не смотря на то, что группа у меня малышей, как мама постараюсь использовать некоторые задания...Отдаю вам свой голос!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 17 мая 2016 в 21:48 +1
Добрый вечер, Светлана Михайловна! С интересом посмотрела Вашу разработку занятия по обучению грамоте. Мне очень понравился увлекательный сюжет занятия. Все задания, представленные в занятии, последовательно сменяют друг друга и связаны сюжетной линией. Огромная работа проводится по развитию и совершенствованию звукового анализа и синтеза слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении, что очень необходимо при обучении в школе. На протяжении всего занятия проводится работа по развитию фонематического слуха и закреплению навыков различения поставленных звуков. Занятие замечательное! Беру его себе в закладки. Примите голос!
Ирина Ивановна Гончарова # 17 мая 2016 в 22:54 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Вами представлено, безусловно, познавательное занятие по обучению грамоте. Продуман целевой блок, содержание материала выстроено логично, доступно. Учтён принцип коррекционной направленности. Материал адаптирован соответственно возрасту детей. Оборудование продумано и способствует усвоению знаний по предложенной теме. Спасибо за приглашение. Примите голос.
Ирина Николаевна Ступченко # 18 мая 2016 в 09:21 +1
Замечательное занятие. Грамотное и правильное. Всё чётко продумано. Каждый этап соответствует теме и цели. Удачно подобраное оборудование и сопроводительные карты и иллюстрации делают занятие увлекательным. Отличная работа. Голос!
Ирина Котова # 18 мая 2016 в 10:11 +1
Светлана Михайловна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение! Интересное занятие - путешествие. Много разнообразных заданий, которые направлены на различения звуков [р], [р']— [л], [л'] в слогах, словах, фразах. Цели и задачи достигнуты. Примите голос. Желаю успехов!
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 19 мая 2016 в 19:59 +2
Добрый вечер, Светлана Михайловна. Спасибо за приглашение. Очень интересный сюжет, который развивается постепенно, логично. Речевой материал подобран грамотно, с учетом возрастных особенностей. Картинки хорошо дополняют занятие. Достаточно большой материал взят на занятии. Задания разные по сложности. Спасибо ГОЛОС)))
Светлана Валентиновна Пантина # 19 мая 2016 в 22:31 +1
Светлана Михайловна занятие увлекательное,учит детей внимательности,задания подобраны интересные.на логику,на звуковку,красочный материал хорошо подобран.задания различной сложности.спасибо голос.
Марина Викторовна Киселева # 20 мая 2016 в 08:18 +1
Светлана Михайловна!
Благодарю за приглашение!
Богатейший материал по обучению грамоте!
Превосходно составлен конспект занятия!
Успехов!
Елена Григорьевна Полякова # 20 мая 2016 в 12:55 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна, с удовольствием Голосую!
Прекрасная логопедическая и образовательная работа.
Разнообразие заданий и приёмов даёт возможность разносторонне
подойти к изучаемым звукам, закрепить полученные знания и навыки.
Получаю большое удовольствие от знакомства с Вашей работой. Спасибо.
С уважением, Е.Г.
Ольга Анатольевна Осина # 21 мая 2016 в 17:25 +1
Здравствуйте, Светлана Михайловна! Хороший конспект занятия по обучению грамоте! Цель и задачи занятия достигнуты. Материал оформлен грамотно, аккуратно. Голос. Творческих успехов!
Елена Владимировна Иванова # 21 мая 2016 в 17:28 +1
Светлана Михайловна! Благодарю за приглашение на такое интересное занятие по обучению грамоте! Все цели и задачи, поставленные в начале, вы выполнили. Привлекло внимание множество разнообразного наглядного и раздаточного материала и дидактических игр, которые вы использовали на занятии. Ребята провели время весело и с пользой, отработав звуки "р"-"л". Я хоть и не логопед и садик у нас простой, но с удовольствием воспользуюсь вашей разработкой. Голосую.
Ольга Анатольевна Гребенщикова # 21 мая 2016 в 19:24 +2
Светлана Михайловна, в Вашем занятии мне понравилось много интересных моментов, это и: сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика, использование игровых моментов, скала "Перемен", море «Потерянных звуков», пролив «Мелодия звуков» и т.д. , все виды работы подчинены одной теме - обучению грамоте, дифференциации звуков [р], [р’] - [л], [л’].Голос!
Валентина Николаевна Разумова # 23 мая 2016 в 17:22 +1
Светлана Михайловна,замечательный конспект логопедического занятия. Мне особенно понравились игры, которые используются при знакомстве со звуками р и л. Думаю, детям должно понравиться такое динамичное и весёлое путешествие с корабликом. Ценная разработка для педагогов подготовительных групп. Спасибо.
Ирина Викторовна Родионова # 27 мая 2016 в 21:07 +1
Светлана Михайловна, здравствуйте! Ваш конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе интересный, соответствует возрасту детей. В игровой форме, дети учатся дифференциации звуков, делят слова на слоги, определяют местоположение звука в слове, закрепляют звуковой анализ слова, составляют слова из слогов, составляют предложение с заданным словом. Все это ообъединяет один игровой сюжет - морское путешествие! Очень динамично. Творческих успехов!
Маргарита Германовна Котовщикова # 16 августа 2016 в 05:49 +1
Светлана Михайловна, здравствуйте!Ваш конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе очень заинтересовал меня, как учителя-словесника. Очень интересные задания и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия и артикуляцию. Спасибо Вам за столь ценный материал. Желаю Вам творческих успехов!