Конкурсы для педагогов и детей

Обучение грамоте в подготовительной группе

НОД в подготовительной группе
Тема: «Звук и буква Ш»

Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Назначение материала: для педагогов ДОУ, работающих с детьми 6 - 7 лет.
Цель: знакомство детей со звуком и буквой Ш.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Закрепить правильное произношение звука Ш. Упражнять в определении звука Ш на фоне других звуков, слогов, слов. Совершенствовать навык составления прямых и обратных слогов, чтения и осознание прочитанного.
2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, мелкую и общую моторику, координация речи с движением.
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества.
Оборудование: «загадочные картинки» ( наложенные друг на друга контурные изображения предметов на формате А4), карточки для обозначения артикуляции звука, карточки для определения характеристики звука, буква Ш, образ буквы Ш, буквы (Ш – 6 шт., гласные – по одной) для составления слогов, картинки и слова: мышка, мишка, мошка, кошка, вышка, пушка, предложение на карточках: У мышки ушко.; индивидуальный набор: 4 счетные палочки, карандаш, тетрадь.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
- Сядет тот, кто последний звук в слове мне назовет: стол, рупор, укол, комар, самовар, стул.
- На прошлом занятии мы познакомились со звуками Л, Р.
2. Повторение пройденного материала:
А сегодня познакомимся с новым звуком и новой буквой.
3. Знакомство с новой темой:
- С каким звуком познакомимся, узнаете, когда все загадочные картинки отгадаете.
- Д/и «Загадочные картинки».

- Назовите все картинки.
- Какой звук встречается во всех словах?
4. Работа со звуком:
- Сегодня мы познакомимся со звуком Ш.
- Произнесем звук Ш.
А) Артикуляция звука.
- Покажите, что делают губы, зубы и язык.
- Губы рупором, зубы сближены, язык смотрит вверх. Воздушная струя теплая.
Б) Характеристика звука
- Что делает преграду для воздуха? Значит это звук…
- Что еще можете о нем рассказать? Глухой, твердый.
- Самое главное ребята этот звук всегда твердый. Значит, будем обозначать каким цветом?

В) С/и «Разведчик»
На разведку мы пойдем,
Звуки разные найдем.
- с, ш, м, в, ш, ж;
- са, ша, жа, ра, иш, ош, су;
- кошка, суп, рука, уши, шутка.
5. Физминутка
Физминутку выполняем, слова со звуком Ш запоминаем.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все выше, выше,
Деревцо все ниже, ниже.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
6. Работа с буквой:
А) - А сейчас пришло время познакомится с буквой Ш

Б) - На что она похожа? (Стих)
У расчески зубьев много,
А буквы Ш лишь три.
Только буква не расческа,
На картинку посмотри.
В) - Сколько в ней элементов? Покажите на пальчиках.
Г) – Кто покажет квартирку буквы Ш? Почему квартирка синяя?
Д) - Выложим букву из палочек.
Д/и «День – ночь»
(Дети закрывают глаза. Во время сна взрослый мешает палочки, путает элементы)
Наступает ночь.
Ребята глазки закрывают. Спать друг другу не мешают.
Ночью ветер пролетал, наши буквы разломал.
Глаза скорее открывайте свои буквы поправляйте.
Д) – А сейчас посмотрите, как эту букву нужно записать.
Большую букву будем писать высотой в 2 клетки: пишем три вертикальные линии и соединяем снизу 1 горизонтальной линией.
Е) - Пришло время написать букву в тетради. Возьмите карандаш, поприветствуйте его.

А теперь откройте тетради, найдите букву Ш. В начале будем писать большую букву, а потом маленькую.Между буквами пропускаем 1 клеточку. Вначале обводите по точкам, а потом продолжайте писать самостоятельно.
7. Чтение:
А) – А теперь с буквами поиграем и с новой буквой слоги составим.
АШ ИШ ЫШ
ШО ШУ ШЭ
Б) - С составленными вами слогами «музыкальная пауза» (мелодия №2)
В) – Д/и «Слова читаем – картинки подбираем»
МЫШКА МИШКА КОШКА ПУШКА ШИШКА КУКУШКА
- Один картинку подбирает, а остальные предложение с этим словом составляют.

В) – А теперь и я составила предложение с одним из слов, проверьте, получилось ли у меня оно:
кошки, У, ушко.
- Почему?
- Помогите расставить слова в предложении правильно.
- Прочитайте предложение, которое получилось? (У кошки ушко.)
- Какие мы знаем правила про предложение? (Первое слово пишем с заглавной буквы. В конце ставим точку. Слова между собой дружат. Слова между собой пишутся раздельно.)
- Сколько слов в предложении?
- Прочитайте только первое слова, второе, последнее.
- Назовите самое короткое слово.
8. Итог занятия:
- С какой буквой познакомились?
- Кто расскажет нам все о звуке Ш?
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Отдыхать пойдет тот, кто слово со звуком Ш мне назовет.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной к школе группе. Обучение гра Конспект занятия по предшкольной подготовке. Тема: Звуки л

Похожие статьи:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»

План-конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Дидактическая игра для детей 5 - 7 лет | Рассказы об осени для детей 6-7 лет с использованием мнемотехники: "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь"
Опубликовано: 749 дней назад (17 ноября 2014)
Просмотров: 4242
Рубрика: НОД
+11
Голосов: 11
Галина Николаевна Отургашева # 17 ноября 2014 в 19:10 +1
Здравствуйте!Хороший материа,интересный.Молодцы!Голос!
Елена Викторовна Багрова # 17 ноября 2014 в 19:16 +1
Интересное, запоминающееся занятие! Всё подробно, доступно показано и рассказано! Спасибо! Голос!
Ольга Жановна Лянгузова # 17 ноября 2014 в 19:29 +1
Спасибо, уважаемые коллеги, за помощь и отзыв. Очень благодарна!!!
Галина Валентиновна Соболева # 17 ноября 2014 в 19:37 0
Ольга Жановна, спасибо за занятие. Очень здорово, что используете разнообразные приемы работы. Это активизирует работу детей, повышает их интерес, развивает познавательную деятельность.Ведется большая работа по развитию речи. Голосую! Желаю творческих успехов!!!
Ольга Жановна Лянгузова # 17 ноября 2014 в 20:46 +1
Галина Валентиновна! Для привлечения внимания, особенно детей с ОВЗ (с которыми мне пришлось работать с недавних пор),действительно приходится использовать много приемов. Большое спасибо за отзыв.
Порохова Эльвира # 18 ноября 2014 в 12:03 +1
Ольга Жановна, голосую за вашу работу! грамотно составленное занятие,с интересными приемами по активизации внимания детей сообщения темы занятия.Выдержана вся последовательность и структурные моменты. изучение идет от простого к сложному. Все соответствует методике, уделяется внимание проработке навыка письма и чтения. Спасибо. Воспользуюсь вашим конспектом!
Ольга Жановна Лянгузова # 18 ноября 2014 в 16:42 0
Большое спасибо за отзыв! Пользуйтесь, мне очень приятно!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 18 ноября 2014 в 19:56 0
Ольга Жановна, с удовольствием отдаю свой голос за вашу работу. Согласна с коллегами, что занятие построено грамотно, много разнообразных приемов, что способствует удерживанию внимания детей. Желаю творческих успехов!
Вера Рафаиловна Ощепкова # 15 февраля 2015 в 13:22 0
Ольга Жановна! Замечательный конспект получился, потому что в нем все соответствует методике, используются различные приемы для активизации ребят, все этапы занятия прописаны верно. Возьму себе в копилочку.
Анна Николаевна Жукова # 5 мая 2015 в 15:24 +1
Здравствуйте! Материал насыщенный, познавательный и занимательный. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Вера Николаевна Наполова # 14 мая 2015 в 13:39 +1
Добрый день, Ольга Жановна, я ознакомилась с несколькими материалами на Вашем блоге. Очень ценный материал для практикующего логопеда. Успехов Вам в дальнейшей работе Голосую за Вас
Ольга Геннадьевна Грачева # 19 августа 2016 в 17:49 +1
Здравствуйте Ольга Жановна!
Хочется отметить, что конспект составлен методически грамотно. Четко выделены его основные части. Он предусматривает развитие всех компонентов речи в игровой и стихотворной форме.
Неоднократно, различными приемами предусматривается развитие зрительного и тактильного образа буквы.
Развитие навыка чтения, проводиться тоже на материале слов со звуком [ш].
Интерес поддерживается ярким и цветным картинным материалом. И не «уходя от него далеко», предполагаются задания на развитие логического мышления и связной речи.
В целом конспект занятия читается легко и плавно. Проводя занятие с использование Вашего хода и общей идеи игровой и стихотворной формы, оно проходило бы плавно, переходя от задания к заданию.
Спасибо за Ваш материал. Конечно, голос!