Конкурсы для педагогов и детей

Как воспитать толерантного человека?

Родительское собрание в школе на тему: Толерантность
Тема: Как воспитать толерантного человека?
Методические рекомендации: родительское собрание можно провести в разных формах, например, игра-тренинг, собрание-лекторий, круглый стол, беседа и пр. Собрание включает в себя: упражнение-игра, беседа, рассмотрение некоторых практических ситуаций; разрешение конфликтов с позиции толерантности; подведение итогов родительского собрания.
Цели: повышение педагогической культуры родителей и духовно-нравственного воспитания.
Задачи: познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека, способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества, побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родитель! Радв каждого из вас приветствовать на родительском собрании! Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна! И звучит она так, «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.
И так, поговорим непосредственно о самом термине «толерантность». Что же оно означает, как вы считаете? (родители активно принимают участие в беседе и пытаются сформулировать понятие о толерантности).
Толерантность – понятие достаточно новое, это:
– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Вообще толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Как Вы считаете, как мы, взрослые, должны проявлять свои толерантное качества в отношение наших детей? (взрослые предлагают свои варианты толерантного отношения к детям).
Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.
Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Что сейчас мы заложим в наших детей, с тем они пойдут по жизни: с определенными понятиями, с определенными нормами поведения, с определенными личностными качествами и тд. Войдя во взрослую жизнь, наши дети должны понимать, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими, что люди разные по своей природе, различны по внешнему виду, социальному уровню и статусу и у каждого человека есть право сохранять свою индивидуальность.
При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.
Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать других, искать внешние отличия.
А сейчас предлагаю закрепить наши теоретические знания на практике небольшой игрой.
Задание:
Запишите на стикерах, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать толерантный человек. (Родители пишут на стикерах)
Черты толерантной личности: терпение; умение владеть собой; доверие; чуткость; способность к сопереживанию; снисходительность; расположение к другим; чувство юмора; терпимость к различиям; доброжелательность; гуманизм; любознательность; умение слушать; несклонность осуждать других; альтруизм. (На доске появляются лепестки ромашки с чертами толерантной личности)
Наша с вами задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства.
Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Межнациональные проблемы стали сегодня постоянным спутником российской действительности. Украина, Чечня – это тысячи погибших людей, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния. В последние годы увеличилась подростковая преступность, растет количество молодежных радикальных организаций, экстремистских группировок. Мы проживаем на территории, которую населяют представители множества национальностей. Это и русские, и башкиры, и татары, и мари, и удмурты, и азербайджанцы и др. национальности. Но, несмотря на это, мы все живем в дружбе мире и согласии.
Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам.
Предлагаем тест, который позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.
Тест: “Самооценка толерантности личности” (для родителей)
Вопросы и ответы Редко Иногда Часто
Я стараюсь работать, не помогая другим 1 2 3
Я переживаю за качество своей работы, а не других 1 2 3
Я бываю настроен агрессивно 1 2 3
Я не терплю критики в свой адрес 1 2 3
Я бываю раздражителен 1 2 3
Я стараюсь выделиться, где это возможно 1 2 3
Меня считают человеком настойчивым и напористым 1 2 3
Я не терплю конкуренции 1 2 3
Своим недругам я всегда даю отпор 1 2 3
Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности 1 2 3
Стараюсь не вникать в проблемы других 1 2 3
У меня возникают конфликтные ситуации 1 2 3
Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру 1 2
При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность 1 2 3
Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы 1 2 3
Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус 1 2 3
Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки 1 2 3
Я думаю, что религия разъединяет людей 1 2 3
Я думаю, что я должен жить на земле своих предков 1 2 3
Я думаю, что смешанные браки нежелательны 1 2 3
Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет 1 2 3
Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста 1 2 3
Не терплю людей, просящих милостыню 1 2 3
Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях 1 2 3

Более 50 баллов – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
25-50 баллов – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
До 25 баллов – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.
Итоги собрания: наше собрание подошло к концу и в заключении предлагаю разделиться на три группы и ответить на три основных вопроса (каждая группа получает по одному вопросу).
Вопрос к первой группе ПОЧЕМУ? (ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека?)
Вопрос ко второй группе ЗАЧЕМ? (ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека?)
Вопрос к третьей группе КАК? (КАК мы должны воспитывать толерантного человека?)
Рефлексия:
А теперь попрошу каждого из вас дать оценку сегодняшнему родительскому собранию: красные – удовлетворительно, желтые – хорошо, зеленые – отлично.

Рекомендуем посмотреть:

День толерантности в школе. Сценарий Мастер-класс «Дружба крепкая» День толерантности в 5 классе Классный час о толерантности в 5 классе

Похожие статьи:

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Толерантные и интолерантные люди

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Опубликовано: 317 дней назад (20 января 2016)
Просмотров: 658
+1
Голосов: 1
Олег Владимирович Мамаев # 20 января 2016 в 21:19 +1
Сколько ни говорят о необходимости воспитания толерантности, но терпимее ни дети, ни взрослые от этого не становятся. Слишком многое зависит от окружающей человека социальной среды, которая часто культивирует ценности прямо противоположные "таким общим понятиям, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п." Хорошо, когда есть мудрые родители, способные привить детям гуманистические принципы. А когда нет? Подросток, воспитание которого отдано на откуп российским СМИ, индустрии развлечений и улице - толерантным никогда не станет, это совершенно точно. Государство должно навести в этом деле порядок, способствовать оздоровлению общей нравственной ситуации в стране. Очень жаль, что борьба с повсеместной ксенофобией сводится у нас исключительно к высоким словам и формальным мероприятиям в школе, без изменения общественных отношений в целом.

Конкретно ваш конспект довольно неплохо написан, присутствует взаимодействие с аудиторией. Правда тест слишком прямолинейный, вряд ли родители будут отвечать на вопросы искренно. Успехов!
Мухтанова Александра Павловна # 28 января 2016 в 17:02 0
Светлана Сергеевна!В нашей школе тоже прошло родительское собрание, где знакомили родителей с понятием "толерантность".Самооценка толерантности родителей была разной.У Вас интересный тест приведён.Как воспитать толерантного современного человека? Вы дали правильный ответ:всё воспитание зависит от родителей.Успехов Вам и творческих открытий.
Александра Павловна Мухтанова # 2 февраля 2016 в 18:21 0
Светлана Сергеевна!В нашей школе тоже прошло родительское собрание, где знакомили родителей с понятием "толерантность".Самооценка толерантности родителей была разной.У Вас интересный тест приведён.Как воспитать толерантного современного человека? Вы дали правильный ответ:всё воспитание зависит от родителей.Успехов Вам и творческих открытий.