Конкурсы для педагогов и детей

Дополнительная образовательная программа. Декоративные цветы

Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству
Автор Караева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД» с/п «Ровесник, г. Прокопьевск
Описание материала: Предлагаю Вам программу дополнительного образования «Декоративные цветы» изготовление цветов из различных материалов – лент, ткани, фоамирана, капрона, фольги. Программа предназначена для детей 9-11 лет
Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов.
Пояснительная записка.
Одним из самых совершенных воплощений на земле являются цветы.
В мире великое множество цветов и у каждого из них своя история, свой внешний вид, окраска, форма и неповторимый аромат. Цветы поднимают настроение, несут нам радость, возвращают бодрость и энергию. Цветы оживляют, украшают нашу жизнь и окружающую нас обстановку, они неизменные спутники праздников, ярких событий.
Чтобы сохранить праздничное настроение круглый год, люди начали изготавливать искусственные цветы из различных материалов: кожи, бисера, ткани, перьев.
Природа позволяет нам любоваться красотой цветов лишь летом.
А ведь как хочется созерцать эту красоту каждый день! С этой целью и была создана программа по изготовлению декоративных цветов.
Цветы, сделанные собственными руками – живые, ведь в них вложена частичка души и любви.
Искусственными цветами можно украсить интерьер, одежду, прическу. Сколько выдумки и фантазии можно проявить, создавая неповторимые букеты, заколки, броши, бутоньерки.
Цветоделие – это увлекательное рукоделие. В России процветает сравнительно недавно – с 1930 года. В наши дни интерес к искусственным цветам возродился с новой силой, так как появились новые технологии, дизайнерские разработки и новые современные материалы.

В освоении детьми изготовления декоративных цветов в программе выделяется 6 разделов:
I - Вводное занятие.
II – Изготовление декоративных цветов из лент
III - Изготовление декоративных цветов из ткани для украшения интерьера
IV – Изготовление сувенирной продукции декоративных цветов из фоамирана
V – Изготовление декоративных цветов из капрона для украшения волос
VI – Изготовление декоративных цветов из фольги для украшения интерьера

Направленность дополнительной образовательной программы-художественная
На занятиях объединения дети научатся изготовлению цветов из лент, ткани, капрона, фольги и фоамирана, изучат различные приёмы цветоделия, изготовление шаблонов цветов, составление композиции.
Кроме того, юные рукодельницы овладеют целым рядом трудовых навыков и умений: изготовление шаблонов (вырезание ножницами), умение пользоваться выжигателем, бульками, молдами, используя различные приемы изготовления изделий из новых материалов по новым технологиям.
На занятиях широко применяются наглядные пособия, образцы, книги, шаблоны, рисунки. Программой определен индивидуальный подход к детям.
Новизной в программе является:
Новые технологии, новые материалы и инструменты используемые в процессе работы. Это работа с бульками, молдами, пресс-формами. Новые материалы: фольга, фоамиран, капрон для цветов.
Программа «Декоративные цветы»» предполагает развитие у ребенка любознательности, интереса к изготовлению предметов интерьера, сувенирной продукции, украшений для волос и одежды своими руками.
У ребенка развивается самостоятельность, трудолюбие на начальном этапе обучения через репродуктивное копирование готовых изделий – сувениров и как результат освоения программы - развитие творчества у детей через творческую и поисковую деятельность, умение пользоваться справочной и специализированной литературой, библиотекой и интернетом, а создание индивидуальных творческих проектов формирует у детей дизайнерское мышление.
Актуальность программы «Декоративные цветы» заключается в том, что дети выполняют изделия, которыми могут пользоваться в быту, оформить интерьер своей комнаты, изготовить украшение для волос и платья своими руками. Самый маленький, выполненный своими руками сувенир, может доставить большое удовольствие как самому ребенку, который изготовил этот сувенир, так и обладателю сувенира принявшего его в дар. Сколько любви и нежности вкладывает ребенок в изготовление сувениров для своих близких, родственников и знакомых и друзей.
Дети в возрасте 9 – 11 лет нетерпеливы, неусидчивы и торопливы, ищущие себя как в учебе, так и в творчестве. Образовательная программа «Декоративные цветы» разработана в связи с необходимостью учета индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей ребенка 9 – 11 лет.
Программа нацелена на результативность и творческое развитие учащихся. Несложность выполняемых заданий на начальном этапе обучения и смена видов деятельности и материалов создаст ситуацию успеха, у ребенка появится стимул к дальнейшей работе в объединении.
Педагогическая целесообразность программы
Программа «Декоративные цветы» предполагает индивидуальную работу с детьми, учитывая возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы и различных видов деятельности для детей возраста 9-11 лет в зависимости от развития и способностей ребенка
Программа знакомит детей с новыми современными материалами и технологиями в изготовлении декоративных цветов.
Изготовление декоративных цветов является одним из видов декоративно-прикладного искусства, которое в свою очередь помогает формировать и развивать познавательный интерес, культуру личности, раскрывает творческие способности детей, усиливает художественную направленность.
Программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развития. Это поэтапное усложнение как техники изготовления, так и изделий. Репродуктивное копирование изделия, выполненного уже кем-то из детей, настраивает ребенка на положительный результат. Несложность выполняемых заданий по изготовлению декоративного цветка на начальном этапе обучения и плавный переход от одной техники к другой с использованием различных материалов создают ситуацию успеха, у ребенка проявляется стимул к дальнейшей работе. Несколько занятий, и ребенок уже не хочет копировать чье-то изделие, а создает свою авторскую работу, а в конце года – индивидуальный творческий проект. Работая над творческим проектом, ребенок применяет все свои знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.
Цель программы: ознакомление детей с технологией изготовления декоративных цветов, желание самосовершенствоваться в творческой деятельности.
Задачи реализации программы:
Образовательные задачи:
• обучить детей изготавливать декоративные цветы из ткани, лент, фольги и капрона;
• познакомить с основными понятиями и терминами;
• научить пользоваться бульками, молдами, пресс-формами для изготовления и оформления различных видов цветов;
Развивающие задачи:
• развить индивидуальные способности: самостоятельность трудолюбие, способность к восприятию новых знаний.
Воспитательные задачи:
• воспитать способность видеть и воспринимать прекрасное, прилежание и тщательность в работе, аккуратность, опрятность;
• воспитать уважительное отношение к товарищам по творчеству и их труду.

Отличительная особенность программы «Декоративные цветы» является вариативность - детям дается право выбора изделия, техники его выполнения, материалов и технологий, что очень важно для ребенка 9 – 11 лет. Такой подход рассчитан на большую эффективность обучения, заинтересованность детей в приобретении широкого круга разнообразных знаний и навыков по цветоделию из различных материалов.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей 9-11 лет. Она предполагает индивидуальную работу и работу с подгруппами детей; учитывает возрастные и физиологические особенности детей и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала программы и различных видов деятельности.
Программа рассчитана на 144 часа по 2 часа два раза в неделю. Прохождение программы индивидуальное, по выбору самого ребенка, оптимальное количество детей на занятии 10 человек Набор в группы - свободный, он основан на желании детей заниматься изготовлением декоративных цветов, изготовлением различных сувениров – изделий, украшений и предметов для дома своими руками.
Программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развития. Это поэтапное усложнение как техники изготовления, так и изделий. Репродуктивное копирование изделия, выполненного уже кем-то из детей, настраивает ребенка на положительный результат. Несложность выполняемых заданий по изготовлению декоративного цветка на начальном этапе обучения и плавный переход от одной техники к другой с использованием различных материалов создают ситуацию успеха, у ребенка проявляется стимул к дальнейшей работе. Несколько занятий, и ребенок уже не хочет копировать чье-то изделие, а создает свою авторскую работу, а в конце года – индивидуальный творческий проект. Работая над творческим проектом, ребенок применяет все свои знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.
Практический выход реализации программы:
• Участие в выставках, проводимых в объединении.
• Участие в исследовательской деятельности по программе.
• Выполнение коллективных работ для пополнения фонда творческого объединения
• Выполнение общественно - полезной работы (изготовление подарков ветеранам, изготовление работ для детей с ограниченными возможностями, работ ко дню пожилого человека).

К концу года обучения учащиеся:
имеют обобщенные представления:
*об основных материалах, инструментах, приспособлениях используемых в цветоделии;
*об истории цветочного рукоделия, о декоративных цветах, как украшение;
*о дизайне цветочных изделий и основах композиции;
*о сочетаемости цветов в цветоделии;
*об общей последовательности выполнения цветов;
*о параметрах, влияющих на качество цветка;
*о факторах, определяющих художественную ценность;
*о составных частях проекта;
*о понятии дизайн.

Учащиеся знают:
*правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами и материалами (иглами, шилом, ножницами, проволокой);
*правила техники безопасности при работе с электроприборами (выжигателем, паяльником, пресс-формами, бульками)
*знать основные понятия и термины в изготовление декоративных цветов.
*элементарные основы рисования. Цветосочетание в композиции.
*основные технологии изготовления цветов из ткани, капрона, фольги, фоамирана
*названия цветов и их характерные свойства.
*свойства материалов, специфику обработки и подготовки к работе.
*составные части дизайна.

Учащиеся умеют:
*пользоваться инструментами и материалами. Подготовить электробульки к работе;
*четко сформулировать последовательность выполнения того или иного цветка, а также выполнить его;
*построить симметрическую и асимметричную композицию. Соединить в единое целое несколько разнородных цветов, в основе которых лежит идея.
*изготовить цветы из лент: маргаритка, астра, роза, тюльпан;
*изготовить цветы из ткани: гвоздика, ромашка, георгин, мак, лилия;
*изготовить цветы из фоамирана: ромашки, розы, одуванчики;
*изготовить цветы из фольги: лилию, тюльпан;
*изготовить цветы из капрона:лилии, пион;
*подбирать цветовую гамму цветка.
*изготовить и оформить сувениры из цветов (маленькие букетики, броши).
*выполнить творческую работу по собственному замыслу.
*производить приблизительный экономический расчет стоимости изготовленного цветка.

Учащиеся приобретут навыки:
*работы с тканью, капроном, лентами, фоамираном, фольгой.
*Работами с бульками, нитками, леской, проволокой.
*Сборки различных цветов с использованием различных материалов и инструментов.
Практический выход реализации программы:
• Участие в выставках, проводимых в объединении.
• Участие в исследовательской деятельности по программе.
• Выполнение коллективных работ для пополнения фонда творческого объединения
• Выполнение общественно - полезной работы (изготовление подарков ветеранам, изготовление работ для детей с ограниченными возможностями, работ ко дню пожилого человека).

К концу учебного года дети изготовят 17 контрольных изделий

Учебно – тематический план

Содержание образовательной программы
Раздел 1. Вводное занятие
Тема 1.1. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов.
Теория. Правила поведения на занятиях, режим работы. Путешествие по мини выставке работ учащихся прошлых лет Экскурсия по Центру
Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами. История изготовления цветов. Техника безопасности при изготовлении декоративных цветов
Практика: Пробное вырезание деталей цветов по выкройкам с помощью выжигателя.
Раздел 2. Изготовление декоративных цветов из лент
Тема 2.1. Заколка для волос «Маргаритка» из шелковых лент шириной 3 см
Теория. История изготовления цветов. Знакомство с технологической картой изготовления цветка Последовательность изготовления цветка. Техника выполнения цветка
Практика. Нарезка лент с помощью выжигателя. Сборка лепестков с помощью нитки с иголкой. Сборка цветка с помощью клеющего пистолета. Приклеивание на основу.
Тема 2.2. Резиночка «Астра» из шелковых лент шириной 0,6 см
Теория. Цветосочетания. Теплые и холодные цвета. Техника и технология работы на шаблонах тенерифе. Сборка цветка при помощи выжигателя и клеющего пистолета. История возникновения ножниц.
Практика. Изготовление цветка «Астры» на трех шаблонах. Сборка цветка с помощью клеющего пистолета. Крепление к резинке для волос
Тема 2.3. Корзинка с цветами из лент шириной 0,6см
Теория. Цветосочетания. Холодные и теплые цвета. Понятие дизайн. Техника работы на шаблонах тенерифе Технология изготовления цветка. Крепление цветка на иглу с шариком.
Практика. Выполнение 7 цветов в корзинку. Изготовление листьев из ленты шириной 5 см по шаблону с помощью выжигателя. Сборка цветов и листьев на иглу с шариком. Распределение игл на мыле.
Оплетение корзинки. Оформление корзинки цветами и листьями.
Тема 2.4. Цветы в вазу «Розы»
Теория. Легенда цветка розы. Строение цветка розы. Цветовая гамма роз. Что такое интерьер. Дизайн интерьера. Техника изготовления цветка розы из лент шириной 5 см
Практика. Изготовление трех роз в вазу. Нарезка лент с помощью выжигателя. Сборка цветка на длинную проволоку с помощью нитки с иголкой. Придания листьям фактурной поверхности при помощи пресс формы. Изготовление цветоножки при помощи гофрированной бумаги или тейп ленты.
Тема 2.5. Цветы в вазу «Тюльпаны»
Теория. Строение цветка тюльпана. Цветовая гамма Тюльпанов. Подготовка лент к работе.
Практика. Обработка лент желатином для придания жесткости. Техника изготовления цветка тюльпана из лент шириной 3 см Обработка лент раствором желатина. Изготовление выкроек цветов тюльпана. Сборка лепестков на длинную проволоку с помощью нитки с иголкой. Изготовление цветоножки при помощи гофрированной бумаги или тейп ленты.
Оформление интерьера с помощью вазы с тюльпанами
Раздел 3. Изготовление декоративных цветов из ткани для украшения интерьера
Тема 3.1.Украшение интерьера. Цветы «Гвоздика» в вазу
Теория. Строение цветка гвоздика Основные сведения о тканях их свойствах. История возникновения иголки. Технология изготовления гвоздики. Изготовление трех гвоздик в вазу
Практика. Обработка ткани желатином или сухим спиртом. Изготовление шаблонов из картона для гвоздики. Выжигание лепестков и листьев гвоздики с помощью выжигателя. Сборка лепестков гвоздики с помощью клеющего пистолета. Оформление цветоножки гофрированной бумагой или тейп лентой. Оформление интерьера с помощью вазы с тремя гвоздиками.
Тема 3.2. Украшение интерьера «Букет ромашек» в вазу
Теория. История цветка ромашки. Цветовая гамма ромашек. Изготовление сложных тычинок и серединки для ромашек. Технология изготовления цветка ромашки.
Практика. Обработка ткани желатином или сухим спиртом. Изготовление шаблонов из картона для ромашки. Изготовление тычинок и серединок для ромашки Выжигание лепестков и листьев ромашки с помощью выжигателя. Сборка лепестков ромашки с помощью клеющего пистолета. Сборка лепестков и листьев ромашки на проволоку. Оформление цветоножки гофрированной бумагой или тейп лентой.
Тема 3.3. Украшение интерьера. Цветок «Георгин» (в вазу)
Теория. История о георгине. Цветовое решение цветка георгина. Техника изготовления цветка георгина. Сборка бутона и цветка.
Практика. Обработка ткани желатином или сухим спиртом. Изготовление шаблонов из картона для георгина Изготовление бутона георгина Выжигание лепестков и листьев георгина с помощью выжигателя. Сборка лепестков георгина с помощью клеющего пистолета Оформление цветоножки гофрированной бумагой или тейп лентой.
Тема 3.4. Украшение интерьера. Цветок «Мак» (в вазу)
Теория. Цветовое решение цветка мака. Техника изготовления цветка мака. Сборка бутона и цветка.
Практика. Обработка ткани желатином или сухим спиртом. Изготовление шаблонов из картона для мака Изготовление бутона мака Выжигание лепестков и листьев мака с помощью выжигателя. Изготовление тычинок и серединки мака Сборка лепестков мака с помощью клеющего пистолета Подкрашивание цветка акварельными красками или акриловыми красками по выбору учащихся. Сборка лепестков и листьев мака на проволоку. Оформление цветоножки гофрированной бумагой или тейп лентой.
Тема 3.5. Тигровая «Лилия» (в вазу)
Теория. Легенда о лилии. Цветосочетание. Одноцветные сочетания. Технология изготовления тычинок и пестика цветка. Технология изготовления и сборка цветка.
Практика. Обработка ткани желатином или сухим спиртом. Изготовление шаблонов из картона для лилии Изготовление тычинок для лилии Выжигание лепестков и листьев лилии с помощью выжигателя.
Подкрашивание цветка акварельными красками или акриловыми красками по выбору учащихся.
Раздел 4.Сувенирная продукция. Декоративные цветы из фоамирана
Тема 4.1. Декоративная корзинка с полевыми ромашками
Теория. Что такое фоамиран. Свойства фоамирана. Цветовая гамма фоамирана Техника и технология выполнения полевой ромашки из фоамирана
Практика Изготовление корзины из шпагата на твердой основе. Плетение ручки в корзину из шпагата. Обработка клеем ПВА и просушка. Изготовление шаблонов ромашки из картона. Обработка лепестков ромашки с помощью рук. Сборка ромашек на иголку с шариком. Выполнение листьев ромашки с применением молдов, для придания листьям фактурной поверхности с прожилками, как у настоящих листочков ромашки. Оформление корзинки цветами на иглах.
Тема 4.2. Сувенир декоративная корзина с одуванчиками
Теория. Целебные свойства одуванчика. Технология изготовления цветов одуванчика из фоамирана.
Практика. Изготовление корзины из шпагата на твердой основе. Плетение ручки в корзину из шпагата.
Обработка клеем ПВА и просушка. Разметка и нарезка полосок фоамирана для одуванчика. Нарезка полосок для лепестков одуванчика. Скручивание и приклеивание лепестков на иглу с шариком с помощью клеющего пистолета. Обработка цветка на горячем утюге или над свечкой для придания естественного вида цветку. Сборка корзинки: приклеивание ручки корзинки с помощью клеющего пистолета, приклеивание поролоновой губки.
Оформление корзинки цветами на иглах.
Тема 4.3. Сувенир декоративная корзина с фантазийными цветами. Творческая работа детей
Теория. Выбор цветов в корзинку. Выбор формы корзинки. Технология изготовления цветов из фоамирана.
Практика. Изготовление корзины из шпагата на твердой основе. Плетение ручки в корзину из шпагата. Обработка клеем ПВА и просушка. Разметка и нарезка полосок фоамирана для цветов. Нарезка полосок для лепестков цветка. Скручивание и приклеивание лепестков на иглу с шариком с помощью клеющего пистолета. Сборка корзинки: приклеивание ручки корзинки с помощью клеющего пистолета, приклеивание поролоновой губки. Оформление корзинки цветами на иглах.
Тема 4.4. Сувенир декоративная корзина с розочками
Теория. Техника выполнения розочек на иглах с шариками. Выбор размера роз в корзину
Практика. Изготовление корзины из шпагата на твердой основе. Плетение ручки в корзину из шпагата. Обработка клеем ПВА и просушка. Выполнение шаблона лепестка и листочка розы из картона. Обрисовка лепестков и листьев по шаблону на фоамиране. Вырезание лепестков и листьев розы. Обработка лепестков цветка на горячем утюге для придания естественного вида лепесткам. Оформление корзинки цветами роз на иглах.
Раздел 5. Декоративные цветы из капрона
Тема 5.1. Украшение для волос «Лилия»
Теория. Основные сведения о капроне. Свойства капрона. Проволока для цветов из капрона. Формы для цветов из капрона Техника и технология выполнения лилии из капрона. Цветовое решение цветка «лилии».
Практика. Выбор формы и цветности цветка Выполнение заготовок лепестков и листьев для цветка из проволоки на формах. Обтяжка форм лепестков и листьев цветка капроном. Изготовление тычинок лилии из пластики. Сборка цветка. Обработка фоамираном изнаночной стороны цветка. Приклеивание на основу (заколка) клеющим пистолетом.
Тема 5.2. Резинка для волос «Пион»
Теория. Техника и технология выполнения цветка пиона из капрона. Цветовое решение цветка «пиона».
Практика. Выбор формы и цветности цветкаВыполнение заготовок лепестков и листьев для цветка из проволоки на формах. Обтяжка форм лепестков и листьев цветка капроном. Изготовление тычинок лилии из пластики. Сборка цветка. Обработка фоамираном изнаночной стороны цветка. Приклеивание резинки к готовому изделию клеющим пистолетом
Раздел 6. Декоративные цветы из фольги
Тема 6.1. Украшение интерьера. Букет лилий из фольги
Теория. Что такое фольга. Свойства фольги. Техника выполнения цветка ли-лия из фольги. Техника соединения готовых жгутиков.
Практика. Нарезание полосок из фольги для изготовления жгутиков. Скручивание фольги в жгутики.
Сборка лепестков лилии из готовых жгутиков. Сборка листьев лилии из готовых жгутиков. Сборка цветов на цветоножку из фольги. Обвив цветоножки жгутиками из фольги добавляя листья.
Тема 6.2. Украшение интерьера Тюльпан из фольги
Теория. Техника выполнения цветка тюльпана из фольги. Техника соединения готовых жгутиков.
Практика. Нарезание полосок из фольги для изготовления жгутиков. Скручивание фольги в жгутики. Нарезание полосок из фольги для изготовления жгутиков.
Скручивание фольги в жгутики. Сборка лепестков тюльпана из готовых жгутиков. Сборка листьев тюльпана из готовых жгутиков. Обвив цветоножки жгутиками из фольги добавляя готовые листья
7. Итоговое занятие
Тема Подведение итогов работы за год.
Практика. Тестирование.

Методическое обеспечение программы
Методы реализации программы.
Наглядный метод. Это показ образца цветка, демонстрация техники выполнения различных видов цветов, всевозможные схемы, иллюстрации с изображением цветов. Этот метод помогает привлечь внимание детей к изготовлению цветка, заинтересовать их перспективой дальнейшей работы над ним.

Словесный метод. Объяснение, разъяснение последовательности,
техники выполнения и применения к различным видам цветов. Беседы о декоративно - прикладном искусстве России. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат

Метод исследовательской работы Это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными творческими проектами, постепенно формируя у детей дизайнерское мышление. Это могут быть книги по различным видам декоративно – прикладного искусства, журналы по искусствоведению, книги по истории. Метод исследовательской работы помогает педагогу воспитывать в детях вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания и умения на практике.

Практический метод. Выполнение практических упражнений, выполнение образцов цветка и авторских работ по каждой теме программы и т.д. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике и технологии выполнения различных видов цветов, закрепляет знания и умения, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки.

Метод проектной деятельности. Обучаясь по программе «Декоративные цветы» каждый ребенок выполняет проекты по каждому большому разделу программы. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возможностям ребенка. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных воспитательских функций, углублению и закреплению знаний, умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет педагогу проследить усвоение различных разделов программы, прочность знаний, умений и навыков, приобретённых на занятиях по изготовлению декоративных цве тов.

Метод контроля. Метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности детей и родителей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки учеников на начальном этапе обучения
Основной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми про-граммы и помогает педагогу скорректировать программу для каждого
ребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность учащихся по образовательной программе и участию в выставках.

Условия и средства реализации программы.
Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно – ги-гиенический требованиями и эргономическим подходом.
Помещение для занятий декоративными цветами должно иметь хорошее, качественное освещение (желательно лампы дневного света).
Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола.
Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям детей.
Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов и материалов: (бульки, паяльник, клей ПВА, ткань, желатин, фоамиран, капрон, фольга, ножницы, шило, проволока, резиновая подушечка, гофрированная бумага или тейп лента).

Формы реализации программы:

• Беседы по темам программы. • Убеждения. • Индивидуальные занятия. • Коллективные занятия.
• Игры. • Викторины. • Тесты. • Тесты - опросы. • Решение кроссвордов. • Ре-шение ребусов (по темам программы)
• Исследовательские задания. • Выставки.
• Проблемные задания. • Заполнение различных карточек - заданий. • Конкурсы на закрепление полученных знаний. • Исследовательские работы. • Написания рефератов.
• Написание сообщений. • Выступление перед аудиторией. • Выполнение практических упражнений. • Выполнение образцов и авторских работ. • Оформление выставок.
• Оформление работ. • Экскурсии

Средства реализации программы.
* Таблицы, плакаты, рисунки, наглядный материал.
* Выкройки-шаблоны цветов
* Образцы цветов.
* Образцы тканей.
* Бульки и электропаяльник к ним
* Образцы ниток. Нитки х/б №10, №20 (для тычинок).
* Шило.
* Ножницы для вырезания лепестков из ткани.
* Проволока для стеблей цветка
* Бумага гофрированная для обвивания проволочных стеблей.
* Вата, нитки для тычинок и серединок цветов.
* Клей ПВА
* Клей «Момент Кристалл»
* Презентационный видеоальбом с фотографиями работ
* Технологические карты последовательности.
* Схемы, карточки.
* Видео-мастер-классы изготовления цветов
* Справочная и специализированная литература

Словарь терминов
Дизайн от английского - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок, термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Декорирование – это украшение, какого либо изделия различными видами отделки.
Прочность - это стойкость ткани к механическим воздействиям (при растяжении).
Проект – это творческая, самостоятельно выполненная работа.
Пропорция - определенное соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой.
Тема – главная мысль, идея, содержание художественного произведения.
Ткани – текстильные изделия, образующиеся в процессе ткачества. Путем пе-реплетения взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей. Продольные нити в тканях называются основными или основной, - поперечные – утком.
Техника - это совокупность средств труда, орудий, с помощью которых создают что-либо.
«Краткий толковый словарь русского языка» под редакцией В.В.Розановой, Москва, 1989г.
Технология. Слово «технология» произошло от двух латинских слов: «техно» (искусство, мастерство, умение) и «логос» (учение, слово, наука).
Трафарет - картонная форма с вырезанными в ней отверстиями.
Узор – рисунок, представляющий собой сочетание линий, цветов, теней.
Фон – цвет основного материала, на котором выполняется аппликация.
Шаблон – образец (из картона), по которому размечают и вырезают много одинаковых фигур.
Эскиз – предварительный набросок рисунка для последующего выполнения аппликации или другого художественного произведения.
Название инструментов для изготовления цветов и их применение
Бульки — шарики (полусферы), насаженные на стержни. Число применяемых булек, как правило, не менее восьми от 3 мм до 30 мм в диаметре. Бульками обрабатываются лепестки, а также венчики, чашелистники и в отдельных случаях листья. Проводят мягкие, округлые линии, отворачивают кончики лепестков и оформляют середину цветка.
Бульки малого диаметра помогут в создании незабудок, ландышей, кустовых розочек, левкоев и других маленьких цветов. Также ими можно обработать края пиона мака, ириса, и других крупных многолепестковых цветов
Крючок — металлический стержень в форме крючка с утонченным кончиком. Крючок необходим для обработки (завивания краев) листьев и продолговатых лепестков. Идеален для обработки лилий и роз. Также может быть использован при изготовлении хризантем, орхидей.
Ножи – одинарный и двойной необходимы в обработке листьев. Режущие кромки ножей должны быть несколько притуплены во избежание прорезывания ткани. При движении режущей кромки по материалу с относительно легким нажимом ножи должны оставлять ясно видимый след, а при более сильном нажиме нож должен скручивать материал.
Одинарный круглый нож служит для нанесения прожилок на листьях и обра
ботки лепестков некоторых цветов.
Круглый двойной нож необходим для обработки середины листьев (прорисовки центральной жилки), а также может использоваться для обработки язычковых лепестков, чашелистиков.
Пяточки – узкая и широкая
Узкая пяточка (ролик 1 мм) для обработки лепестков и листьев. Прорисует более мягкие прожилки на листьях, придаст красивый поворот лепесткам при обработке края. Используется при изготовлении хризантем, подсолнухов, лилий, клевера, фантазийных цветов,
Широкая пяточка (ролик 4 мм) - используется при обработке листьев. Именно этот инструмент придает натуралистичность искусственному листу. Также может применяться для завивки лепестков и гофрировки краев лепестка на цветах мака, ириса, гладиолуса, пиона.
Фильера инструмент с отверстиями разного диаметра для создания трубчатых деталей, стеблей, травы (например, травки в полевом букете), декоративных трубочек
Ландышница состоит из двух деталей: бульки в форме небольшого колокольчика и металлического основания, повторяющего форму бульки. Используется соответственно для изготовления ландышей.
Копейка или клеверный нож. Обрабатываются мелкие детали цветка, используется как основной инструмент для обработки клевера. Копейка может стать альтернативой одинарного ножа при необходимости получить при обработке более мягкие линии. Это достигается благодаря чуть более широкой, чем у одинарного ножа рабочей поверхности.

Кольцо применяется для придания краям лепестков мелкой гофрировки. Может быть использовано вместо крючка. Но если крючок отвечает за обработку роз и лилий, кольцом можно обрабатывать хризантемы.
Узкий хризантемный нож - инструмент, сочетающий в себе одинарный нож и узкую пяточку. Дает красивые естественные линии при обработке листьев, гофрировке лепестков, обработке хризантем. Позволяет обработать лепестки ромашки одним движением и применения других инструментов в изготовлении цветка не требует.
Широкий хризантемный нож - по параметрам и свойствам повторяет узкий хризантемный нож, но с более широкой рабочей поверхностью. Позволит обработать лепестки хризантем, астр, подсолнуха, гербер

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков по программе
1. Работа с тканью, выкройками.
- правильно и экономно располагает выкройки (лекала) на ткани;
- аккуратно и правильно вырезает детали из ткани;
- выполняет работу четко и быстро;
- умеет правильно обрабатывать ткань желатином (подготавливать к работе).
2. Работа с инструментами.
- соблюдает технику безопасности при работе с острыми, режущими и горячими инструментами, электроприборами;
- правильно выбирает нужные для обработки инструменты, и пользуется ими четко и правильно;
- умеет пользоваться схемами при обработке деталей.
3. Качество выполнения технологических операций.
- правильно подбирает толщину и длину проволоки для деталей;
- правильно и быстро обкручивает проволоку;
- правильно и качественно изготавливает различные виды тычинок;
- соблюдает последовательность технологических операций.
4. Качество сборки и оформления изделий.
- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке изделия;
- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке букета, панно, композиции;
- оценка качества выполненной работы в целом.
5. Творчество, фантазия, креативность.
- проявляет нестандартный подход к изготовлению изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид;
- самостоятельно подбирает цветовую гамму изделия, композиции;
- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;
- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении панно и композиций.
6. Знание основных биологических особенностей цветов.
- знает название изученных цветов;
- знает морфологические и биологические особенности изученных цветов, их экологию, значение для человека;
- знает правила и владеет навыками составления композиций и аранжировок из цветов.
7. Знание последовательности технологического процесса.
- знает название специальных инструментов;
- знает название и последовательность технологических операций;
- умеет объяснять правила обработки и сборки изделия.
8. Организация рабочего места.
- поддерживает порядок на рабочем месте во время занятий и наводит порядок по окончании работы.
Оценка критериев:
0 баллов – критерий не выполняется; 1 балл – критерий выполняется плохо; 2 балла - критерий выполняется хорошо; 3 балла - критерий выполняется отлично.
Учебно – тематический план

Рекомендуемая литература для педагогов:
1.Дворниченко, Н.В. Украшения к одежде [Текст ] / Н.В. Дворниченко. – Мин.: Полымя, 1987.- 80 с.
2.Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшаю я сама [Текст с иллюстрациями] / Н.В. Ерзенкова. - С-Пб.: Диамайнт ТОО – Лейла, ТОО Диамант, 1995.- 478с.
3.Козникина , Е.А. Цветы из ткани [Текст, иллюстрации, выкройки] / Е.А. Козникина. –М.: Леггромбытиздат , 1990.- 184 с.
4.Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных материалов [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2005.- 208 с.
5.Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов [Учебный курс] / Е. Малахова. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.- 20 с.
6.Писарева, Е.С. Цветы для девочек [Текст] / Е.С. Писарева. – М.: Издательство АСТ Олимп Премьера, 2000.- 192 с.
7.Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. Искусство делать цветы [Текст] / Е.П Сухорукова, Л.Г Чечулинская.– М.: Культура и традиции, 1994.-144 с.
8.Чибрикова, О. Прикольные подарки к любому празднику [Текст] / О. Чибрикова.- М.: ЭКСМО, 2006.- 64 с.

Рекомендуемая литература для детей:
1.Дворниченко, Н.В. Украшения к одежде [Текст] / Н.В. Дворниченко. – Мин.: Полымя, 1987.- 80 с.
2.Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшаю я сама [Текст с иллюстрациями] / Н.В. Ерзенкова. - С-Пб.: Диамайнт ТОО – Лейла, ТОО Диамант, 1995.- 478 с.
3.Козникина , Е.А. Цветы из ткани [Текст, иллюстрации, выкройки] / Е.А. Козникина. –М.: Леггромбытиздат , 1990.- 184 с.
4.Максимук, А.М. Предметы интерьера, сувениры и украшения из природных материалов [Текст] / А.М.Максимук. - Р- н- Д.: ФЕНИКС, 2005.- 208с.
5.Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов [Учебный курс] / Е. Малахова. - Р-н- Д.: ФЕНИКС, 2000.- 20 с.
6.Писарева, Е.С. Цветы для девочек [Текст] / Е.С. Писарева. – М.: Издательство АСТ Олимп Премьера, 2000.- 192 с.

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка Программа студии "Город мастеров" 1 год обучения учебно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Вазочка в технике гильоширования. Шаблоны. Мастер-класс с пошаговыми фото | Как сделать тычинки для цветов своими руками. Мастер-класс
Опубликовано: 461 день назад (30 августа 2015)
Просмотров: 4258
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Азарова Ирина # 30 августа 2015 в 18:28 +4
Спасибо за очень нужный материал, а особенно для начинающих работать в данной области. Голосую!
Татьяна Александровна Караева # 30 августа 2015 в 18:57 +2
Ирина большое спасибо!
Вероника Дмитриевна Кузнецова # 2 сентября 2015 в 20:06 +3
Очень интересная программа дополнительного образования. Подчерпнула много нового для себя. Голосую с огромным удовольствием! Разрешите добавить себе в закладки.
Татьяна Александровна Караева # 4 сентября 2015 в 15:05 +1
Доброе время суток Вероника! Буду рада, если моя программа Вам поможет в работе.
С уважением Караева Т.А.
Раиса Ивановна Больба # 5 сентября 2015 в 18:31 +2
Татьяна Александровна! Очень понравилась Ваша программа. она будет полезна не только для полного копирования начинающими педагогами, но и педагогам со стажем, которые захотят подкорректировать свои программы. Для себя я скачала Вашу программу, спасибо. Удачи Вам!
Татьяна Александровна Караева # 9 октября 2015 в 17:13 0
Доброе время суток Раиса Ивановна, рада, что Вам моя программа понравилась и пригодится в работе. С уважением Караева Т.А.