Конкурсы для педагогов и детей

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения
Автор:Татьяна Анатольевна Новичихина,заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Место работы: ГБОУ НСО Областной центр диагностики и консультирования
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения
Цель: Организация психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного обучения
Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование».
В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база в области инклюзивного образования:
- Конституция Российской Федерации
- «Конвенция о правах ребенка»
- «Конвенция ООН о правах инвалидов»
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
- Закон РФ «Об образовании»
- Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г
- Декларации прав ребенка
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617
- Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
- Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Программа «Доступная среда для инвалидов»,
- Концепция непрерывного образования.
Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия.
Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников. Создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции.
Кто входит в группу сопровождения? Учитель-дефектолог, педагог-логопед, педагог-психолог, врач-педиатр, тьютор, координатор, социальный педагог.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
- Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
- Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
- Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
- Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
Существуют три модели интегрированного обучения.
- Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.
- Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.
- Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:
1. Психодиагностика.
2. Психологическая реабилитация.
3. Психологическое консультирование.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.
В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.
Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивного образования.
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.
Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:
- все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
- родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
- специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями;
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Список литературы
1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.
2. Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего факультативного занятия в 6 классе «Одуванчик - солнечный цветок Занятие в начальных классах коррекционной школы на тему: Дом, квартира Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Конспект для детей с ОВЗ по предмету «История и культура родного края»

Похожие статьи:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Внеклассное мероприятие на тему Здоровье, 1 класс
Опубликовано: 841 день назад (21 августа 2014)
Просмотров: 14743
Рубрика: статьи
+17
Голосов: 17
Наталья Александровна Швырева # 21 августа 2014 в 18:06 +5
Статья умная, качественная, содержит все аспекты организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях школьного обучения.
Елена Борисовна Юлинская # 21 августа 2014 в 18:21 +6
В Казахстане накоплена достаточно серьёзная нормативная база в области инклюзивного образования. Порекомендую вашу статью нашему школьному психологу!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 21 августа 2014 в 18:22 +10
Татьяна Анатольевна, спасибо за приглашение на дебютную публикацию на Педкопилке! С большим интересом познакомилась с вашим материалом, так как тема, которую вы предлагаете, не оставляет равнодушным никого. В своей статье вы раскрываете один из путей реализации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а также знакомите с основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования. Уверенна, что информация будет полезной для педагогов, работающих в данном направлении. К содержанию замечаний нет, да и они быть не могут, так как материал заслуживает внимания, но у меня к вам будут небольшие пожелания по оформлению публикации. Ваша статья выглядит не показательно, и это в вашем случае исправимо, используя редактор, измените шрифт темы, автора, цели, также в самом тексте можно выделить(Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:..
1
2
3
)
Список литературы. Наверное вы со мной согласитесь с высказыванием, что по одёжке встречают, а провожают по уму. Желаю успехов! Голосую за профессиональный подход в обучении детей с ОВЗ.
С уважением и желанием помочь, Т.Н.
Татьяна Анатольевна Новичихина # 21 августа 2014 в 18:26 +6
Спасибо, Татьяна Николаевна за дельные советы. joke Отредактировала свою статью.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 21 августа 2014 в 18:55 +6
Вот и молодцы! Успехов! v
Мила Кузьмина # 21 августа 2014 в 18:34 +8
Актуальная и полезная теоретическая статья. Только теория далеко расходится с практикой.Пока наше общество еще не готово принять детей с ограниченными возможностями здоровья такими, какие они есть.Если бы хоть один закон издавал человек, у которого самого нестандартный ребенок, может быть что-то сдвинулось бы с места. Возможность получения эффективного образования - только благодаря родителям. С уважением мама - педагог ребенка с ограниченными возможностями.
Ирина Ивановна Васильева # 21 августа 2014 в 18:54 +3
Интересная статья! Возьму на заметку !+1!
Любовь Викторовна Горобцова # 21 августа 2014 в 18:55 +4
К сожалению, очень наболевшая тема! Детям с ОВЗ очень нужна психологическая поддержка, а еще нужно хоть какое-то понимание со стороны их сверстников, с которыми необходимо вести беседы о терпимости, милосердии, толерантности. Спасибо за материал, который упорядочивает знания педагогов в этой области.

С уважением, Л.В.
Наталья Сергеевна Терентьева # 21 августа 2014 в 19:00 +4
Дети с ограниченными возможностями здоровья,это особые дети требующие большего внимания. От профессионализма педагога работающий с данными детьми зависит многое, его знания и общее психологический комфорт.
Татьяна Анатольевна Новичихина # 21 августа 2014 в 19:21 +5
Согласна с Вами, Наталья Сергеевна! Поэтому и создается группа психолого-педагогического сопровождения, в которой участвуют профессионально подготовленные специалисты (педагог, логопед, психолог, соц.педагог...)
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 21 августа 2014 в 19:27 +6
Татьяна Анатольевна, спасибо за приглашение и за статью на очень актуальную тему. Поздравляю вас с дебютом на сайте! Успехов, творческих идей и солнечного настроения! +1!
Татьяна Вениаминовна Волкова # 21 августа 2014 в 19:40 +5
Татьяна Анатольевна, спасибо за приглашение. Ваш материал актуален и необходим. Инклюзивное образование, психолого-педагогическая диагностика - как сейчас, в наше время, можно без этого обойтись? Материал статьи интересен и познавателен. Дети с ограниченными возможностями и способностями требуют повышенного внимания и специального подхода, нельзя не учитывать их индивидуальность и оставаться равнодушным, обучая их. Я считаю, что ваш материал поможет многим преподавателям и многие возьмут его себе в копилку. Примите мой голос +1.
Людмила Васильевна Мигунова # 21 августа 2014 в 20:02 +4
Татьяна Анатольевна, очень актуальная статья. Жаль таких детей, им без сомнения нужна как профессиональная помощь, так и поддержка и понимание сверстников. Примите мой голос.
Юлия Владимировна Мещерякова # 21 августа 2014 в 20:03 +5
Татьяна Анатольевна,ваша статья о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в условиях школьного обучения заслуживает особого внимания.Поставленной цели достигли,доступно изложены принципы,на которых строится психолого -педагогическое сопровождение в образовательное учреждение,доступно изложили материал о существовании трех моделей интегрированного обучения и предложили желающим список литературы.Спасибо.Мой голос +1.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 21 августа 2014 в 20:09 +5
Татьяна Анатольевна спасибо за приглашение. Ваш представленный материал в наше время очень актуальный, ведь в наше время очень много детей с ограниченными возможностями. Им как и обычным детям необходимо развиваться, общаться со сверстниками, получать образование. Соглашусь с Милой, что наше общество не готово принять детей с ограниченными возможностями. В начале необходимо воспитывать родителей, а они в свою очередь будут воспитывать в детях толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. А если на эту проблему взглянуть с другой стороны, дети которые сейчас будут учиться с таким детьми оказывая им посильную помощь, общаясь, помогая адаптироваться к обществу. То повзрослев, они уже будут своих детей воспитывать терпимость, положительное отношение, чувство взаимопомощи и сотрудничества. Успехов Вам!!! Голосую +1.
Гессель Татьяна # 21 августа 2014 в 20:59 +4
Очень качественная работа, логически правильно изложен материал. Думаю, что поставленные цели вы достигли. Инклюзивное образование, психолого-педагогическая диагностика - как сейчас, в наше время, можно без этого обойтись? Было полезно ознакомиться с такой работой.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 21 августа 2014 в 22:47 +3
Татьяна Анатольевна, спасибо за приглашение! Соглашусь со всеми выше предыдущими комментариями, что тема эта актуальна. Что таким детям на самом деле нужна помощь профессионалов, а так же поддержка сверстников. Но...Соглашусь с Милой Владимировной, не готово еще наше общество принять деток с ограниченными возможностями, такими как они есть. Хотя с чего-то надо начинать, может быть вот это поколение вырастит, начиная понимать, что необходимо быть терпимее по отношению к другому, спешить на помощь.
Татьяна Анатольевна Новичихина # 22 августа 2014 в 04:41 +3
Уважаемые коллеги! Благодарна Вам за Ваши положительные отзывы в адрес моей статьи. Немного хочется добавить. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школьной жизни. Для таких детей необходимы различные методы и способы подачи информации учителями. Учителя должны организовать процесс обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности каждого ребеночка. В наших образовательных школах особый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебной деятельности.
Елена Александровна Хвостикова # 22 августа 2014 в 10:10 +4
Татьяна Анатольевна, спасибо за приглашение. Статья получилась очень хорошая, грамотно и правильно написана и оформлена. Тема статьи очень актуальна в современном мире. Все больше и больше появляется детей с ограниченными возможностями. Государство оказывает большую поддержку семьям, где есть такие дети. Но нужно, чтобы и общество принимало таких детей. Детям нужно общение, нужно отвлекать их от болезни. В этом большая роль отводится социальным работникам, учителям и родителям. Спасибо, что подняли такую тему. У нас в ДДТ проводится большая работа с детьми ЦСА, и дворовые клубы тоже не остаются в стороне. Детям нравится делать с нами поделки, играть и просто общаться.
http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-aleksandrovna-hvostikova/scenarii-igrovoi-programy-zdravstvui-leto-dlja-detei-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami.html
Надежда Владимировна Рябиченко # 22 августа 2014 в 14:54 +2
Татьяна Анатольевна, спасибо за приглашение. Ознакомилась с Вашим материалом по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях школьного обучения. Считаю Вашу статью актуальной и полезной для тех, кто работает с детьми с ОВЗ. Вы представили нашему вниманию современные принципы п.-п. сопровождения детей с ОВЗ, рассказали о моделях интегрированного обучения, ознакомили с основными направлениями деятельности педагога-психолога. Конечно же, детям с ОВЗ очень нужна психологическая поддержка. Спасибо за интересный материал. Успехов Вам! +1
Наталья Николаевна Сегенюк # 22 августа 2014 в 18:27 +2
Татьяна Анатольевна, интересную тему вы затронули, важную. Соглашусь с коллегами, с каждым годом особых детей становится все больше. Но, по-моему, общество не готово всецело принять таких ребят. А они в этом нуждаются, как никто другой. Спасибо за приглашение! +1
Сидорова Зоя Григорьевна # 5 сентября 2014 в 20:21 0
Татьяна Анатольевна! Очень важную тему Вы затронули. Хорошо, если мы стали задумываться о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями. Сейчас принимают закон о совместном обучении и воспитании таких детей в общеобразовательной школе, детском саду. Закон - то примут, а как это будет на практике, трудно сказать. Хотя, конечно, особым детям полезно общение с большим кругом детей. Материал, опубликованный Вами, полезен и интересен. Думаю, пригодится людям, занимающимся данной проблемой. Спасибо за приглашение, удачи!
Зоя.
Юлия Олеговна Теплищева # 18 апреля 2015 в 07:30 0
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна. С большим интересом ознакомилась с вашей статьей. Эта тема сейчас очень актуальна. Я сама по ней работаю. В массовую школу приходят такие сложные дети, что порой и не знаешь с какой стороны к ним подступить. Не хватает знаний и опыта. Поэтому очень важно нам помогать друг другу. Делиться своими наработками. Примите мой голос. Удачи!