Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока музыки, 4 класс. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Урок по музыке в 4 классе: "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы"
Автор:Цепелева Татьяна Павловна. Учитель музыки, МКОУ "Школа-интернат № 92", города Нижнего Новгорода.
Материал предназначен для обучающихся 4 классов. В этом уроке рассматривается о том, что стало бы с музыкой, если не было бы литературы. Может использоваться на своих уроках учителями музыки, музыкальными работниками, воспитателями ГПД.

Назначение материала:Этот урок музыки говорит о том, что стало бы с музыкой, если не было бы литературы. Материал будет интересен учителя музыки, музыкальным работникам, воспитателям ГПД.
Цель: сформировать представление о ПЕСНЕ как неразрывном союзе поэзии и музыки.
Задачи: продолжать учить петь спокойным, ровным звуком; слушать-слышать-понимать музыкальное произведение. Дать понятие « Вокальная музыка» и ее жанры.
Развитие музыкального слуха, голоса, памяти, речи.
Воспитание внимательного слушателя, исполнителя;
Чувство любви, гордости к Родине.
Ход урока:
Организационный момент-приветствие.
«Музыка, здравствуй!»
Ребята, вспомним упражнения для развития голоса,
музыкально-ритмического слуха.
Распевание:
1.Упражнение на правильное дыхание
2.«Эхо».
3.Упражнение на дикцию.
4.«До-воробышка гнездо»
ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
-Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец! (Е.П.Растопчина)
Ребята, о чем говорит нам поэтесса?
В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
( ответы детей)
Правильно! В ПЕСНЕ!
Тема нашего урока: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Цель: понять - что же такое-ПЕСНЯ. Как она рождается.
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
У каждого человека есть характер. И у песен , как у людей , свой характер. Вспомним песню Георгия Струве « Песня о России»
Какой характер у этой песни?
Откройте, пожалуйста, « Цветные странички» стр..№ 6 и волшебный цветик - семицветик поможет нам вспомнить средства музыкальной выразительности этой песни.
Кто хочет подобрать иллюстрации к этой песне?
Я предлагаю вам еще раз исполнить эту песню.
Исполнение песни о России.
- Из чего состоит песня?
Правильно, из стихов и музыки.
Музыку сочиняет композитор, а стихи пишет поэт.
А что же станет с песнями , если все стихи исчезнут?
Попробуем спеть песню о России без слов, на слог « ля».
Исполнение песни без слов.
Изменилось ли что – нибудь? ПЕСНЯ ПОТЕРЯЛА
СМЫСЛ. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям , которые связаны с литературой. И чтобы ответить на данный вопрос - ЧТО СТАЛО бы С МУЗЫКОЙ , ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ- нам необходимо понять Что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений?
Предлагаю вам «Музыкальную угадай-ку».
1. «Дорога добра»
2. «Красивые мамы»
3. «Прадедушка»
-Что помогло вам угадать эти песни?
ИНТОНАЦИЯ!
Где вы встречали это слово?
Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные , взволнованные , торжественные , величественные- мы слышим и в разговорной , и в литературной и в музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций, мы отличаем одно произведение от другого.
Музыка и литература очень похожи:
НОТА (звук) – интонация – фраза - предложение.
БУКВА (звук) – слово – фраза - предложение.
Поэт пишет стихи, композитор сочиняет музыку - получается ПЕСНЯ. Композитор Андрей Варламов и поэт Людмила Демидова сочинили песню « Дождик»
Предлагаю исполнить ее.
( физминутка)
А как же рождается песня?
Однажды в газете « Автозаводец» я прочитала стихотворение, оно мне понравилось. Когда я перечитывала его – во мне звучала музыка.
Я попробовала сыграть и спеть - получилась песня.
Послушайте, пожалуйста, песня «АВТОЗАВОД», а затем ответьте на вопрос - что же такое ПЕСНЯ?
У Волги державной, что к морю
По русской равнине течет.
Эпохе стремительной вторя раскинулся Автозавод.
Прямые, как стрелы, проспекты,
Высокие в небо дома,
Кварталов жилых километры
И скверов зеленых кайма.
Гудит деловито конвейер
И дышат ритмично станки,
И едут машины на юг и на север
С именем гордой реки.
И лучшие люди района
Работают именно здесь.
За то, что бегут по дорогам «Газели»
Сегодня хвала им и честь.
Ответы детей на вопрос - что такое ПЕСНЯ.
Песня - это неразрывное соединение слова и звука, ритма и интонации. Кажется, что музыка рождается из интонации слова.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА-это союз музыки и литературы. Основные ее жанры:
ПЕСНЯ, РОМАНС, КАНТАТА, ОРАТОРИЯ, ОПЕРА.
Я приглашаю вас в театр оперы и балета, мы послушаем фрагменты известных во всем мире опер в исполнении Хора Турецкого, а затем обсудим - ЧТО потеряла бы опера, если бы исчезли слова?
Ответы детей. Обсуждение.
Ученик:
-Я думаю о современной России,
Где степи привольны и реки красивы,
Где горы доходят до самых небес!
Бескрайним и сказочным кажется лес!
Здесь люди упорством своим восхищают,
Их трудности только лишь гнут, не ломают.
В мир новый с надеждой и верой идут
Все, кто в современной России живут!
Ребята, о чем эти стихи?
А мы знаем песню «Звезда России»? Определим ее характер.
Исполнение песни «Звезда России».
Звезда России (Хохлома)
(автор Ю.Таран)
1-й куплет:
Хохлома, волжский плес,
Ширь полей, плач берез.
Это ты, Родина моя,
Это ты, Россия.
Купола, неба высь.
Для тебя наша жизнь.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.
Припев:
Россия, Россия - ты моя звезда!
Россия, Россия - ты моя судьба!
Россия, Россия - повторю я вновь:
Россия, Россия - ты моя любовь!
2-й куплет:
Журавли, тополя...
Хлеб, да соль, лик Кремля
Это ты, Родина моя
Это ты, Россия
Детский смех, перепляс.
Доброта синих глаз.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.
Припев:
Россия, Россия - ты моя звезда!
Россия, Россия - ты моя судьба!
Россия, Россия - повторю я вновь
Россия, Россия - ты моя любовь!
Бридж:
Россия, Россия...
Россия...
ИТОГ УРОКА.
-Ребята, что нового вы узнали на уроке?
-Что такое – ПЕСНЯ?
-Для чего нужна вокальная музыка?
-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы.
Песня - неразрывный союз музыки и поэзии.
Вокальная музыка – это отражение реального мира. Ведь МУЗЫКА-САМА ЖИЗНЬ.
Песни потеряли бы смысл, если бы не было литературы.
Оцениваю детей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока музыки в 4 классе Конспект урок музыки для 4 класса. Танцы Конспект урока музыки для 4 класса на тему «Музыкальные инструменты»
Конспект урок музыки для 4 класса. Танцы
Опубликовано: 386 дней назад (17 ноября 2015)
Просмотров: 976
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ирина Владимировна Глебова # 18 ноября 2015 в 14:29 0
Грамотно изложенное содержание, соответствующее заявленной тематике и возрастному восприятию детей. Спасибо.