Конкурсы для педагогов и детей

Полоцк в годы Великой Отечественной войны

«ПОЛОЦК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ
Автор: Бузо Н.Н., учитель истории

Цель: воспитание гражданской позиции учащихся через знакомство с историческим прошлым города и его знаменитыми горожанами.
Задачи:
- формировать способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность;
- сформировать навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;
- познакомить с историей города Полоцка в годы Великой Отечественной войны
Вступление
«Что такое война, я не знаю,
Я – счастливого мира дитя.
Почему же тогда вспоминаю
То, что вспомнить, не зная, Нельзя?»
Эти стихи написала моя одноклассница…. В них – пронзительные отголоски вопросов, пульсирующих в сердце каждого из нас. Мы, представители молодого поколения Беларуси, родились и живем в мирные дни, далекие от тех трагических огненных событий, но мы уверены: память о войне и ее героях должна жить в нас и наших потомках, ведь мирная жизнь – это главная величайшая ценность для каждого мыслящего человека.

Именно поэтому мы изучаем историю Великой Отечественной войны, собираем материалы, связанные с военными событиями на Полотчине и судьбами их участников. Этой важной теме посвящен один из основных разделов экспозиции нашего школьного музея, который включает стенды с фотографиями, документы, воспоминания, диски «Живые голоса истории», экспонаты, найденные нами во время походов по местам боевой славы. Мы приглашаем совершить вместе с нами волнующее путешествие во времени и стать виртуальными очевидцами тех грозных событий, имя которым – ВОЙНА.

(группа подходит к экспозиции «Полоцк в годы Великой Отечественной войны»)
1.Оборона Полоцка
(звучит обращение Левитана)
…Июнь 1941 года. Успешно сданы выпускные экзамены, и уже вчерашние 10-классники 1-й средней Полоцкой школы взволнованно готовятся к выпускному вечеру, полные надежд и планов на будущее. Но пышному балу, назначенному на 23 июня, не суждено было состояться: накануне, 22-го, в воскресенье, из всех полоцких динамиков прозвучало, как приговор, страшное слово «война»… Получив аттестаты в строгой обстановке, многие выпускники сразу отправились на призывной пункт военкомата. Утром 27 июня гитлеровские подразделения, двигавшиеся в сторону города с целью захвата мостов через Западную Двину, встретили яростный отпор воинов 390-го артполка. В этот же день в город начали прибывать эшелоны 174-ой стрелковой дивизии во главе с полковником Алексеем Ивановичем Зыгиным, который принял командование Полоцким гарнизоном. Дивизия упорно удерживала плацдарм на левом берегу Западной Двины, пресекая яростные попытки гитлеровцев форсировать реку на подступах к Полоцку. (экскурсовод демонстрирует диорамы)
Благодаря огромной энергии и организаторской работе полковника А.И. Зыгина и его штаба, коменданта Ура полковника Н.С. Дэви Полоцкий УР был приведен в боевую готовность. 3 июля УР и Полоцк подверглись массированной бомбардировке с воздуха. (звук бомбардировщика)
Попытайтесь хоть на секунды представить себе тот ужас, который пережили жители нашего прекрасного, мирного, утопающего в зелени города: фашистские самолеты идут гудящими волнами несколько часов подряд, бомбы летят на железнодорожный узел, промышленные здания, жилые дома, школы, детские сады, гибнут дети, женщины, старики, повсюду слышны крики, детский плач, стоны раненых…
Вот так писал об этом в своем дневнике довоенный директор нашей школы Иван Прокопович Гарбуков: «3 июля 1941 г. Какой это страшный день! В 10 часов утра в небе над городом появились вражеские самолеты. Я побежал к райисполкому, но рядом с ним разорвалась бомба. Еще одна бомба упала около райкома партии. Я упал на мостовую и пополз. Собрал все силы, поднялся и побежал к подвалу под зданием прокуратуры. Там было очень много раненых. После бомбежки я увидел страшную картину разрушений. Многие дома и предприятия горели.» Так полочане впервые испытали на себе огненное коварство войны. Пройдя по местам кровопролитных боев Полоцкого УРа, члены нашего поискового отряда нашли молчаливых свидетелей тех событий. Вот пулеметная лента, гильза от ПТР, диск под ППШ, минометный стабилизатор, немецкая обойма… Вместе с ними в нашем музее хранятся две каски, советская и немецкая – как напоминание о том, что смерть не делит солдат на своих и чужих, перед ней все равны – и защитники, и захватчики. (группе предлагается взять экспонаты и придумать синквейн)

2.Оккупационный режим
16 июля в Полоцк вошли немецкие солдаты, для полочан, оставшихся в городе, начался 3-летний период оккупации – страшное время унижения, издевательств, голода и смерти.
Для содержания военнопленных были созданы лагеря: пересыльный лагерь №125 в Полоцке и стационарный лагерь №354 в Боровухе. Военнопленные умирали в них от болезней и голода. Через 2-3 недели после оккупации города было создано еврейское гетто. Всего за годы оккупации в полоцких лагерях было уничтожено около 200 тысяч человек.
В городе была введена всеобщая трудовая повинность для жителей в возрасте от 14 до 65 лет. Самовольно покидать рабочее место запрещалось. Отказ от выполнения трудовых обязанностей или их недобросовестное исполнение карались по законам военного времени.

3.Героическая борьба подпольщиков и партизан
(группа переходит к стенду, посвященному Д.В. Тябуту, звучит фрагмент песни «Священная война»)
Но, несмотря на жестокие условия гитлеровского оккупационного режима, дух полочан и их воля к победе над врагом не были сломлены. Сразу после захвата Полоцка в городе начала разворачиваться борьба против оккупантов.
Огромную помощь партизанам оказывали подпольщики. Командир партизанской бригады, бывший ученик нашей школы Дмитрий Васильевич Тябут так вспоминал о событиях, происходивших в конце 1943 г.: «Утром в штаб бригады пришло донесение из Полоцка. Наши подпольщики сообщали, что на станцию прибыл эшелон с живой силой и танками… Машинист и диспетчер, связанные с подпольщиками, сообщили время отправления эшелона и его направление. Эшелон обязательно нужно было взорвать. Выполнение этого задания было поручено подрывникам во главе с Николаем Павловым. Операция была блестяще выполнена, но сам Николай погиб».
Активное участие в деятельности подпольщиков и партизанском движении принимали учителя и выпускники нашей школы, память о которых бережно хранит экспозиция школьного музея.
(Группа переходит к стенду «Со школьной скамьи на фронт»)
«Пред памятью павших героев
Здесь скажем, что мужество есть,
Что встать мы готовы горою
За Родину, волю и честь», -
эти проникновенные строки о себе и своих одноклассниках, вчерашних мальчишках и девчонках, написала выпускница 1941 г. Надежда Платоновна Ермак.

Через биржу труда Надежда отправлена на работу в немецкую комендатуру, где вместе с остальными пилила дрова, топила печки, мыла полы. Ей удалось познакомиться с работниками 7-го отдела, связанного с жандармерией. Пожилой немец по фамилии Штрасс за продукты сообщал, где и в какой тюрьме находились арестованные люди. Когда начали создаваться партизанские отряды, Надежда установила связь с отрядом им. Лазо. Сведения она передавала через связных или через маму. Когда стало известно, что ее собираются отправить в Германию, вся семья Ермак ушла к партизанам. Вместе с отцом Надежда Платоновна принимала участие в борьбе с оккупантами, взяв в руки оружие. Юной девушке удалось стойко пережить все лишения и тяготы партизанской жизни и дождаться прихода войск Красной Армии.
После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков отважная партизанка уехала учиться в Минский пединститут, а с 1948 г. много лет работала преподавателем Полоцкого педучилища. Известная в городе поэтесса, «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель БССР», награжденная орденом Отечественной войны и медалью «За боевые заслуги», Надежда Платоновна Ермак была большим другом нашей школы и частым гостем детской аудитории. В нашем музее хранятся подаренные ею рукописи стихов, любимые книги, копии документов и наград, фотографии. А вот чернильница «непроливайка», стойкая «подруга» молодой поэтессы по творчеству, много лет помогавшая запечатлевать на бумаге стихотворные шедевры – ее «полет души».
(группа переходит к стенду «Учителя школы-участники Великой Отечественной войны»)
Учитель истории, ученик нашей школы 20-х годов Николай Александрович Манис

в годы оккупации участвовал в деятельности одной из первых в городе подпольных групп, затем был партизаном 3-ей Белорусской партизанской бригады. После войны работал в системе образования города. Награжден нагрудным знаком «Отличник народного образования БССР», удостоен звания «Заслуженный учитель БССР», известный в Полоцке краевед, один из авторов книги «Полоцк». В нашей экспозиции храниться книга Н.А. Маниса «Память о них жива в Белоруссии» - важный источник информации о тех огненных событиях.
Елена Федоровна Лобанова, учитель физики, которая в годы войны участвовала в деятельности партизанского отряда бригады «Смерть фашизму», оставила такие воспоминания о трудностях партизанской жизни: «Хорошо помню, как ночевали порой в окопе или холодной землянке, где было сыро, заедало комарье. Чтобы совсем не замерзнуть, подстилали еловые лапки. Иногда не удавалось пополнить запасы продовольствия из-за невозможности связи с жителями окрестных деревень, занятых фашистами, и нам приходилось по несколько дней голодать, особенно в зимнее время, когда в лесу собрать было нечего».
Учитель математики была медсестрой прифронтового госпиталя. Мария Степановна Борейко, много лет отдавшая обучению малышей в нашей школе, вспоминала: «Когда привезли к нам, еще не видевшим крови девчонкам, первую партию раненых, мы не столько водой их обмывали, сколько слезами…»
Стенды нашего музея хранят сведения об учителях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны: послевоенном директоре школы Павле Ивановиче Федотенко, учителе истории, затем заведующим Полоцким гороно Анатолии Алексеевиче Крутько, заместителе директора по учебной работе Иване Андреевиче Сухорукове (чьи учебники 40-х годов издания хранятся в нашем музее), учителе физики, Герое Советского Союза Борисе Михайловиче Подалко, военруке, участнике Сталинградской битвы Борисе Николаевиче Соколове, учителе географии, участнике боев на Курской дуге Семене Герасимовиче Соколове, военруке Андрее Ивановиче Казарцеве и других. За скупыми, лаконичными строчками их биографий – яркие, насыщенные событиями судьбы людей, ковавших победу над врагом вместе со своим народом.
4. Полочане – Герои Советского союза
Мы гордимся каждым своим земляком, боровшимся в те грозные годы с врагом. Отдельный стенд в нашем музее посвящен полочанам, удостоенным высокого звания Героя Советского Союза. В строгой музейной тишине с него смотрят светлые, мужественные лица обычных людей, снискавших славу и почет благодаря своей отваге и героизму.
Символом мужества и стойкости во время войны и после нее стал образ полочанки Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко. Во время кровопролитных боев на Курской дуге она, юная медсестра полевого госпиталя, рискуя жизнью, спасла 128 раненых, вынеся их с поля боя. Потеряв обе ноги и кисти рук, она оставалась в строю, совершив гражданский подвиг служения своей Родине и народу, став женою и матерью, ведя большую общественную работу в городе. В 1957 году Зинаиде Михайловне было присвоено звание Героя Советского Союза, в 1965 году ей вручили высокую награду Международного Красного Креста – медаль Флоренс Найтингейл, а в 1967 году З.М. Туснолобова-Марченко удостоена звания «Почетный гражданин г.Полоцка», города, с которым связана почти вся ее жизнь. В нашем музее на почетном месте хранится старая потертая книжечка в красной обложке. Это удостоверение Героя Советского Союза Степана Ивановича Жукова, выданное ему в 1947 году. Герой фронтовик имеет богатый арсенал наград: орден Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, ордена Славы III степени, Отечественной войны I степени, многочисленные медали. Проживая в микрорайоне нашей школы, он часто бывал в гостях у школьников, рассказывал о своей боевой жизни, давал мудрые советы. Узнав, что ребята-краеведы ведут работу по поиску материалов для музея, передал в дар школьному музею свое удостоверение.
Экскурсовод задает вопросы группе:
1.Какой подвиг совершила З.М. Туснолобова-Марченко?
2.Кто из полочан удостоен высокого звания Герой Советского союза?
5.Освобождение Полоцка
23 июня 1944 года войска 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов начали операцию «Багратион» по освобождению Беларуси. 2 июня с юга в составе саперной бригады в Полоцк на одном из танков ворвался Василий Халев. В ходе боя танк был подбит. Немцы пытались взять экипаж в плен, но танкисты не сдались, сгорев заживо. Василию Халеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он похоронен в братской могиле на площади Свободы. В память об этом подвиге на въезде в Полоцк со стороны Минской трассы установлен танк. (экскурсовод демонстрирует диорамы танкового сражения и экспонаты)
(группе предлагается послушать песню Ю.Визбора «О Полоцке» и рассказать
о каких событиях поет автор)
3 июля к берегу Двины вышли воины 158-го гвардейско-стрелкового полка 51-ой гвардейской стрелковой дивизии. Из трех мостов уцелел только один. Немцы подготовили его к взрыву. Непростая задача предотвратить взрыв моста была поставлена перед сержантом Дмитрием Филиным. С небольшой группой бойцов вплавь он переправился на правый берег. Смельчакам удалось не допустить взрыва, однако под ожесточенным огнем противника они вынуждены были отступить. И тогда за выполнение задачи взялась группа из 23 добровольцев во главе с лейтенантом Григорьевым. (слайд 27) Им удалось штурмом взять мост и закрепиться на небольшом клочке земли на правом берегу Двины. Немцы предприняли 14 атак против мужественных гвардейцев, но всякий раз, встретив их отчаянное сопротивление, теряли неудачу. Лишь с помощью огнеметов гитлеровцам удалось подавить героическую оборону храбрецов. (Звучит фоновая песня «Журавли»)
Группа подходит к стенду «Никто не забыт, ничто не забыто»
На том месте, где погибли гвардейцы-григорьевцы, установлен памятник – стая летящих журавлей, словно укрывающих город над Двиной своими могучими крыльями. А на противоположном берегу реки находиться улица 23-х гвардейцев. Всего в Полоцке более 30-ти улиц названы именами защитников и освободителей нашего города. К 6 часам утра 4-го июля Полоцк был полностью очищен от немецких оккупантов, и на здании бывшего кадетского корпуса взвился красный флаг. Из 24 тысяч довоенного населения в Полоцке к моменту освобождения осталось не более 200 человек. Люди выбегали на улицу, обнимали друг друга и плакали. Это были первые слезы радости на истерзанной, но теперь уже свободной родной земле. Впереди были долгие дни самоотверженного труда по восстановлению родного города из руин, возобновлению работы предприятий и школ, но этот день был для полочан особенным.
Заключение
Прошло уже 70 лет, а 4 июля остается по-прежнему одним из главных праздников в Полоцке: в этот незабываемый день наш город пережил свое второе рождение. Сегодня древний Полоцк, восставший из руин и пепла, уверенно смотрит в будущее, храня светлую память о воинах, ценой жизни защитивших мир от коричневой чумы. Здесь каждая пядь земли обагрена кровью героев. Здесь каждый шаг отзывается эхом Священной войны. Вглядитесь в пламя Вечного огня на кургане бессмертия, насыпанном руками полочан, помолчите у скромного обелиска, положите цветы на могилу с надписью «Неизвестный», поклонитесь воинам-освободителям у их могил на центральной площади. И, возможно, ваше сердце застучит сильнее, и сами собой появятся стихи, как они рождаются у нас – школьников, не видевших войны:
Нет, не просто свобода досталась,
Скорбь навечно оделась в гранит:
Над Двиной журавлиная стая
Души павших героев хранит,
Мы им тоже поклонимся низко,
Тем, кто Полоцк сумел защитить,
И цветы принесем к обелиску,
Чтобы памятью мир укрепить.

Рефлексия
Экскурсовод берет свечу и говорит слова благодарности участникам Великой Отечественной войны, далее передает горящую свечу участникам группы.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной программы ко Дню Победы в начальной школе Внеклассное мероприятие для 5-9 классов к 9 мая. Сценарий Конспект классного часа ко Дню Победы для старшеклассников Вечер памяти к 9 мая - День Победы в школе. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы в начальной школе

Классный час на тему 9 мая День Победы, 10 класс

Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс

Классный час ко Дню Победы – 9 мая, 2 класс

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая – День Победы. Сценарий

Экскурсия к 9 мая со школьниками. Дорогами сожженных деревень
Опубликовано: 584 дня назад (5 мая 2015)
Просмотров: 1469
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!