Конкурсы для педагогов и детей

О роли болельщиков на соревнованиях по плаванию

Роль болельщиков и зрителей на соревнованиях различного уровня в спортивном плавании
Автор: Писарев Валентин Николаевич.
Назначение работы: работа из области ФК, спорта и спортивной психологии. Материал будет полезен для тренеров по спорту, спортивных психологов и родителей спортсменов.
Введение. Выступление пловца на соревнованиях практически никогда не обходится без реакции зрителей, аудитории. Внимательные товарищи по команде и тренер влияют на действие спортсмена во времени тренировки. Присутствие зрителей, поддерживающих пловца или его соперников, их отношение к происходящему на соревнованиях может оказать существенное влияние на результат выступления. Неопытный пловец может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, тогда как более опытный участник соревнований не так легко поддается воздействиям среды и в той же соревновательной ситуации сохраняет самообладание. Расположение зрителей – близко или далеко они находятся от спортсмена - может вызывать тонкие изменения в его нервно-мышечных реакциях. Ведь если пловца окружают заполненные трибуны, то на него действуют бесчисленные факторы (величина шума зрителей, их количество и способность пловца не реагировать на замечания зрителей, обращенных к нему лично). Особенности личности спортсмена влияют на его реакцию на присутствие болельщиков в бассейне. У пловцов с высоким показателем личностной тревожности обнаруживаются выраженные нарушения в деятельности, нежели чем у низкотревожных пловцов. Кроме того, пловцы, стремящиеся к высоким достижениям, как правило, положительно реагируют на одобрение и поддержку зрителей и показывают в этих условиях лучшие результаты.
Содержание.
В изучении влияния зрителей на спортивную деятельность можно выделить два параметра: а) возраст и соревновательный опыт участника б) характер задачи, стоящий перед участником.
Выделяется система классификации спортивных болельщиков, согласно которой выделяют три типа:
1. «Первичные, т.е. основные болельщики» - весьма активно интересуются спортом и посещают соревнования.
2) «Вторичные болельщики» - систематически следят за спортивными соревнованиями по радио и телевидению, и изредка посещают их.
3) «Третичные болельщики» - они обсуждают спортивные новости с другими и следят за выступлениями по сообщениям прессы. Известно, что зрители отличаются друг от друга по характеру реакций. Различная аудитория будет всегда по-разному влиять на эмоциональное состояние спортсмена и, следовательно, на успешность его выступления. Зрителей можно классифицировать в зависимости от их отношения к спортсмену, их явных реакций, а также от психологической близости, которая может быть между ними и спортсменом. Если зрителей разместить по шкале, то их типология будет такой:
• Зрители, состоящие из немаловажных для спортсмена людей, реагируют положительно.
• Зрители реагируют положительно, но не особо знакомы спортсмену.
• Зрители бездейственно наблюдают за практикой спортсмена без каких-либо реакций в его адрес.
• Зрители не проявляют выраженного интереса к деятельности спортсмена.
Помимо информации пловца о возможных изменениях в его деятельности, когда он впервые начнет выступать перед зрителями, тренер может предпринимать и другие меры для подготовки спортсмена к соревновательному процессу. Он создает на тренировках «шум трибун» или приглашает специальных зрителей для создания помех, подобных тем, с которыми пловцу придется встретиться непосредственно на соревнованиях. С помощью шума, выкриков и других способов необходимо выработать у спортсмена помехоустойчивость к подобного рода воздействиям, которые встречаются на стартах. Иногда, во время тренировочного процесса можно включать записанный шум, крики болельщиков, в других случаях специально подбираются группы людей для «моделирования» условий предстоящих стартов. Спортсмен подозревает, что болельщики так или иначе сопереживают их успех или удачу, однако не прикладывая к этому никаких усилий. Ведь болельщики и зрители редко бывают на тренировках и, естественно, не выполняют никакой работы вместе с ним. Большинство спортсменов видят, как болельщики появляются только лишь на стартах, громко приветствуя, а затем обсуждают результаты, после выигрыша. Есть мнение, что на некоторых спортсменов призыв «выиграть ради болельщиков» может оказать обратное влияние, поскольку болельщики и зрители воспринимается как группа относительно малой референтной значимости. Старты для пловца могут вызвать подавленное состояние, поскольку одной из основных задач состязания является победа над своими соперниками. Проигравший переживет свое поражение, он подавлен и может как во время стартов, так и после них проявлять агрессивность.
Рекомендации тренерам.
1. Начинающих спортсменов необходимо приучать к восприятию зрителей, пытаясь их склонять к выступлению в присутствии болельщиков.
2. Высокотревожным пловцам необходимо оказывать специальную помощь с учетом стрессов, которые на них будут влиять при выступлении в присутствии зрителей и болельщиков.
3. Следует обращать внимание на прочность освоения спортсменами двигательных навыков, чтобы присутствие зрителей не влияло на последующее выполнение упражнений.
4. Пловец должен ясно представлять себе характер тех изменений, которые с ним произойдут при выступлении перед зрителями.
5. Тренер должен оперативно внести определенные коррективы к действию различных факторов, повышающих тревожность и агрессивность.
6. Тренер должен научить своих подопечных понимать ситуации, когда возможны враждебные реакции со стороны болельщиков и зрителей.
7. Тренер не должен удивляться, если спортсмен будет проявлять явные или косвенные признаки враждебности по отношению к своим болельщикам. Тренер должен помогать спортсменам понять мотивы поведения болельщиков и зрителей.
8. В ряде случаев пловцам следует на тренировочном процессе готовится к шуму толпы и применять затычки для ушей. Для адаптации спортсменов к возможным выкрикам и критическим высказываниям можно использовать неожиданное посещение тренировок посетителями, которые по просьбе тренера будут делать неблагоприятные замечания.
9. Спортсменам следует объяснять, что тревожность и признаки возбуждения, которые у них могут возникнуть в присутствии большого количества зрителей, являются нормальными и часто могут помочь успешному выступлению, если заранее к этому подготовиться.
10. При очень ответственном старте пловца, необходимо, всеми удобными и различными способами, ограждать от впечатляющих зрителей. По мере освоения и привыкания восприятия зрителей можно использовать и для повышения уровня деятельности.
Выводы.
Зрители и болельщики по психологической близости к соревнующему спортсмену, а также по качеству и количеству реакций, которые они могут проявлять. В целом на более тревожных спортсменов болельщики действуют неблагоприятно. На спортсменов с высоким и устойчивым желанием достичь высокого успеха и низкой тревожностью, наличие зрителей действует положительно. Зрители чаще всего благоприятно влияют на мужчин, нежели чем на женщин. Они также благоприятно влияют и на юношей, родители которых не только наказывали их из-за неудачи, но и хвалили за успех.

Рекомендуем посмотреть:

Актуальность учета критериев биологического возраста в младшем школьном возрасте (этап НП-1) Нормативная модель гребкового движения в спортивном плавании Оптимизация управления подготовкой ватерполисток Планирование работы групп детей 7-9 лет НП в спортивном плавании
Нормативная модель гребкового движения в спортивном плавании | Монотонность в спортивном плавании
Опубликовано: 475 дней назад (23 августа 2015)
Просмотров: 743
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!