Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Открытый урок по фортепиано в донотный период. Конспект

Методическая разработка
Открытый урок по специальности «Фортепиано» в донотный период по теме: «Использование в работе с обучающимися первого класса инструментального отделения школы искусств элементов обучающей цветомузыкальной программы «Grad-Piano7» v.6.1»
Автор: Седова Вера Олеговна, преподаватель по специальности «Фортепиано» МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров
Описание и назначение методического материала. Конспект урока содержит один из вариантов изучения нот детьми дошкольного периода 4-6 лет на основе обучающей цветомузыкальной программы «Grad-Piano7» v.6.1. Материал урока может использоваться преподавателями дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по «Фортепиано» и «Сольфеджио» при изучении нотной грамоты, воспитателями и музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений, заинтересованными в музыкальном развитии своих детей родителями.
Класс: первый
Форма урока: индивидуальная
Продолжительность урока: 40 минут
Оборудование урока: инструмент фортепиано, стол для преподавателя, стулья по числу присутствующих в классе
Методический материал: конспект урока, методическая литература (список в конце разработки)
Дидактический материал: нотный материал обучающей цветомузыкальной программы «Grad-Piano7» v.6.1, цветная клавиатура, волшебный сундучок с грамотой и гостинцем (сок, мандарин или яблоко по выбору преподавателя), поощрительная звёздочка, изображение Феи музыки (Варианты: красивая кукла в образе феи, преподаватель в костюме Феи музыки)
Тип урока: урок-повторение и закрепление пройденного материала
Приёмы и методы: беседа, диалог, поисковый метод, метод самостоятельного задания, исследовательский метод, метод сюрприза, приём введения сказочного персонажа, приём поощрения, похвалы, приём загадки
Цель: изучение нот первой октавы с помощью обучающей цветомузыкальной клавиатуры.
Задачи
обучающие
1. Учить воспитанника уверенно ориентироваться на клавиатуре.
2. Осваивать музыкальные понятия «звук», «нота», «клавиша», «клавиатура», «forte», «piano», «non legato».
3. Обучать правильной посадке за инструментом, положению рук на клавиатуре, ног.
развивающие
1. Развивать координацию движений пальцев, рук, корпуса.
2. Развивать мелкую моторику и мускульную силу пальцев.
3. Развивать память, мыслительные процессы, внимание, воображение.
4. Развивать мелодический слух, ощущение длины звуков.
воспитательные
1. Воспитывать бережное отношение к инструменту и нотному материалу.
Этапы урока
Организационный момент
I. Гимнастика для пальцев, кистей, рук и тела — 2 минуты
Основная часть
I. Проверка домашнего задания - 14 минут
II. Физкультминутка - 3 минуты
III. Новый материал, закрепление - 14 минут
IV. Физкультминутка - 3 минуты
V. Домашнее задание - 2 минуты
Заключение
I. Подведение итогов урока, рефлексия - 2 минуты
Ход урока
Организационный момент
I. Гимнастика для пальцев, кистей, рук и тела
Приветствие ученика и гостей. Объявление темы урока и цели.

Преподаватель: Здравствуйте, преподаватели и гости. Начинаем открытый урок с обучающейся первого класса V. Тема урока: «Использование в работе с обучающимися первого класса инструментального отделения школы искусств элементов обучающей цветомузыкальной программы «Grad-Piano7» v.6.1». Цель нашего урока - изучение нот первой октавы с помощью обучающей цветомузыкальной клавиатуры.

Преподаватель: Перед началом — разминка.
Преподаватель проводит гимнастику с обучающейся V на освобождение корпуса, рук, шеи от мышечных зажимов (по методам А. Д. Артоболевской и А. А. Шмидт-Шкловской)
Основная часть
I. Проверка домашнего задания
Преподаватель: Разминка закончена. Переходим к занятию на инструменте. Фея музыки будет сегодня с нами.
Преподаватель: Она прилетела из далёкой сказочной музыкальной страны «Цветомузыкальная Нотляндия» с загадками и волшебным сундучком.

Преподаватель: Хочешь узнать, что в этом сундучке?
Тогда отгадай загадки Феи музыки, сыграй ей свои песенки и Фея откроет свой волшебный сундучок.
Загадка Феи музыки
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.
(ответ: ноты)
Загадка Феи музыки

Если звуки встали в ряд,
Мы зовем их ... (ответ: звукоряд)
Преподаватель: Перед повторением изученных на прошлых уроках пьес вспомним, как называются цветные ноты (ответ: красная - до, оранжевая - ре, жёлтая - ми, зелёная - фа, голубая - соль, синяя - ля, фиолетовая - си).
Преподаватель: Нас окружает много слов. И все они - музыкальные. Не веришь? Сыграй и спой слова, которые тебя окружают в нашем классе.
Обучающаяся поёт и играет: стол, стул, окно, зеркало, пианино.
Преподаватель: Посмотри на цветные кружочки. Каждый кружок соответствует своей клавише. Маленький — звук короткий, острый, большой кружок — звук длинный, протяжный.
Преподаватель: Сыграй слова, словосочетания и предложения, изображённые на картинке.
Обучающаяся играет и поёт. Преподаватель предлагает обучающейся играть слова, словосочетания и предложения, а также пьесы определённым пальцем (вторым или третьим) и правой или левой рукой. Обучающаяся исполняет пьесы, пропевая нотой (например, «до»), потом словами (например, «кла-ви-ши»).




Преподаватель: А теперь вспомни музыкальные инструменты, пропой и сыграй их на фортепиано
(пример: гитара, балалайка, рояль).
Преподаватель: Какие пьесы ты играла на прошлом занятии? (перечисление обучающейся нотного репертуара)
Преподаватель: Сыграй пьесы, предварительно давая себе задания: какой рукой и каким пальцем ты будешь играть первую пьесу, споёшь её нотами или со словами. Расскажи, какие звуки в пьесе длинные, как ты сыграешь пьесу: forte или piano и почему? (ответы обучающейся: тихо, потому что пьеса спокойная, громко, потому что пьеса весёлая)
Примеры заданий
1.Сыграть пьесу вторым пальцем правой руки и пропеть нотами.
2.Прохлопать ритмический рисунок пьесы в ладоши и проговорить слова.
3.Прохлопать короткие ноты в ладоши, длинные — ногой и проговорить слова.
4.Простучать ритм пьесы по крышке инструмента карандашом (вариант выполнения задания: простучать ритмический рисунок пьесы ложками, на ксилофоне, металлофоне, в треугольник, в бубен).
5.Сыграть пьесу третьим пальцем правой руки и спеть со словами.
Пьесы подобраны по мере возрастания сложности. Сначала обучающаяся показывает свои умения и навыки на одной клавише, затем материал усложняется: игра проходит на нескольких клавишах.




II.Физкультминутка
Прыжки со скакалкой
III.Новый материал

Преподаватель: А теперь внимательно посмотри на пьесу и скажи, что нового в ней появилось? (ответ обучающейся: знак с двумя точками).

Преподаватель:
Ты запомни выраженье:
"Знак реприза – повторенье".
На репризу посмотри,
Снова песню повтори.

Преподаватель предлагает обучающейся сыграть пьесу с репризой, пропев её нотами, потом сыграть и спеть со словами.
Преподаватель: А в этой песенке знак лига между нотами одной высоты. Такую ноту не повторяй, она долго тянется: нот две, а звук один.
Обучающаяся V играет пьесу, закрепляя понятие длинной ноты.
Преподаватель: Молодец! Ты отлично справилась с новыми пьесами, да и Фее музыки выполнение тобой заданий понравилось. Фея хочет с тобой поиграть. Выходи на середину класса и делай, как она.
IV.Физкультминутка от Феи музыки
Пальчиковая игра

Раз,два,три, четыре,пять, (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу).
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок"),
Птичек крошками кормили ("кормим птичек"),
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки),
Весело в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой),
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки).
Суп поели ("едим суп"),-
спать легли (ладошки под щечку).
V. Домашнее задание
Преподаватель: Предлагаю тебе придумать песенки со словами и цветными нотами, нарисовать к ним рисунки.
Заключение
I. Подведение итогов урока
Рефлексия

Преподаватель: Ответь на вопросы Феи музыки:
Вопросы Феи музыки
1. Что ты делала на занятии? (ответ: играла песенки и пела нотами и со словами)
2. О каких новых музыкальных знаках ты узнала? (ответ: о репризе, лиге, удлиняющей ноту)
3. Что такое реприза? (ответ: знак повторения мелодии)
4. Если между одинаковыми по высоте нотами стоит лига, как ты сыграешь эти ноты? (ответ: Как один звук. Ноты две, а звук один.)
Преподаватель: За правильные ответы ты получаешь звёздочку (преподаватель наклеивает звёздочку в дневник обучающейся)
Преподаватель: А теперь сюрприз от Феи музыки. Она пришла с волшебным сундучком, помнишь?

Для тебя там есть подарок (преподаватель или Фея достают из сундучка красивую грамоту за успешное обучение и гостинцы — по выбору преподавателя - и вручают обучающейся награду).
Преподаватель: Урок подошёл к концу. Если есть вопросы по мероприятию, прошу гостей и преподавателей их задать.
Заключение
Предлагаю авторские дидактические материалы по тематике урока в донотный период преподавателям инструментального отделения школ искусств, воспитателям и музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений, расположенные на сайте «Учебно-методический кабинет» по адресам: /blogs/vera-olegovna-sedova/ispolzovanie-didakticheskogo-materiala-v-podgotovitelnom-klase-dshi-skazka-o-tuchkah-s-prezentaciei.html (Методическая разработка на тему «Использование дидактического материала в подготовительном классе ДШИ» (Сказка о тучках) с презентацией), /blogs/vera-olegovna-sedova/didakticheskie-igry-dlja-detei-na-urokah-muzyki.html (Музыкальные игры на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств).
Используемая литература
1. А. Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой, учебное пособие, издание шестое "Советский композитор", 1992 г. Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
2.А. А. Шмидт-Шкловская. О воспитании пианистических навыков издание 2-е. Ленинград «Музыка» 1985 г.
3.Обучающая цветомузыкальная программа GRad-Piano67 v.6.1
4.Пальчиковая игра, загадки и стихи из ресурсов интернета
5.Авторский материал, разработанный на основе пьес из нотного репертуара пианистов первого года обучения в детской школе искусств (сборник нот А. Николаева «Школа игры на фортепиано»)
6.Использование репродукции художницы японского происхождения Kinuko Craft

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре Конспект урока по хору в ДШИ, 1 класс Сценарий музыкально-литературной композиции для учащихся детской музыкальной школы
Музыкальная викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 3 класс | Сценарий музыкального развлечения совместно с родителями для младших школьников 1-2 класса
Опубликовано: 2707 дней назад (27 ноября 2016)
Просмотров: 5734
+3
Голосов: 3
Наталья Викторовна Полторацкая # 29 ноября 2016 в 12:19 0
Добрый день, Вера Олеговна! Просто замечательный дидактический материал, который можно использовать не только на уроках специальности и сольфеджио, но и в классе народного пения, т.к. весь материал построен на пропеваниях длинных и коротких звуков, небольших попевочек, которые могут служит и элементом распевания для вокалистов на занятиях в донотном периоде! Спасибо большое! Удачи в творческой деятельности!