Конкурсы для педагогов и детей

Как сохранить зрение у школьников

Как сохранить зрение у школьников
Автор: Якушина Вера Васильевна, учитель математики МБОУ "Заринская СОШ" Омская область, Марьяновский район, с.Заря Свободы
В статье представлен опыт работы учителя по здоровьесбережению современных школьников. Материал может быть полезен коллегам, работающим в этом направлении.
Цель: формирование ответственного отношения к профилактике и сохранению острого зрения учащихся.

За последнее время значительно увеличилось число страдающих нарушениями зрения. Закономерно, что заметно увеличилось и число школьников с такими формами нарушения зрения, как дальнозоркость, близорукость, астигматизм, спазм аккомодации. Сегодня школьному учителю нужно быть особенно внимательным в этом вопросе. Так как не все дети, имеющие проблемы со зрением, носят очки. Многие, особенно старшеклассники, заменяют их контактными линзами.
В рамках подготовки и проведения конференции старшеклассников «Мы выбираем здоровье!» был проведен опрос среди учащихся школы. Результаты опроса : « Уже 4 - 5% детей имели проблемы со зрением до начала периода обучения». В школе же, как правило, ребенок попадает в особые условия: значительно возрастает нагрузка на глаза, редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен. Объем зрительной нагрузки у младших школьников составляет 5 - 7 ч. в день, у школьников среднего и старшего возраста - 8 - 10 ч. в день.
Убеждена, что профилактика нарушений зрения очень важна для каждого школьного учителя. Придаю этому вопросу огромное значение при построении и организации уроков и перемен, организации занятий во внеурочное время.
В 2014-15 учебном году в нашей школе, как уже говорилось выше, была подготовлена и проведена конференция. Учащиеся 9 – 11классов выступали с докладами, которые они подготовили под руководством учителей естественно-научного цикла. Обсуждались темы: «Компьютер и зрение», «Линзы или очки», «Как сохранить хорошее зрение».
Особый интерес у ребят вызвала тема: «Гимнастика для глаз по методике Э.С. Аветисова». Аветисов Эдуард Сергеевич - офтальмолог, профессор, один из создателей службы охраны зрения детей в России. Это методика профилактики зрительных расстройств у детей школьного возраста. Комплекс упражнений состоит из трех групп: для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости; для укрепления мышц; для улучшения аккомодации.
Учителя школы распечатали комплекс упражнений и повесили его на видном месте.
Теперь упражнения делаем не от случая к случаю, а каждый день на уроке математики, в том числе.
Всем хорошо известно, что плохая освещенность школьных кабинетов резко снижает зрительные функции. Освещение должно быть достаточным и равномерным, на рабочей поверхности должны отсутствовать резкие тени и блеск. Таким же требованиям должно отвечать рабочее место ребенка дома, где он выполняет домашние задание
Любой учитель знает, какой должна быть посадка школьника во время чтения, письма:
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; высота ножек стола должна равняться длине голеней; голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; между краем стола и твоей грудной клеткой необходимо выдерживать расстояние, равное ширине твоей кисти; книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии не менее 33 см от глаз.
В начале учебного года у учителя возникает вопрос: « За какой партой и в каком ряду лучше посадить ребенка?» Для здорового ребенка это не играет существенной роли. Если близорукость начала развиваться, и ребенок не пользуется очками, в этом случае первая парта менее вредна, чем последняя. Но если школьник пользуется очками, то он может сидеть за любой партой.
Большой вред неокрепшему зрению ребенка приносит работа на близком расстоянии. У школьников сейчас распространена SMS-мания. Электронные средства –это непосредственная работа на близком расстоянии; это прямой свет, с которым наш глаз работать не привык; это постоянное мерцание, которое связано с особенностями механизма смены картинки. Поэтому, если ребенок целый день читает — это вредно. Но если он полдня играет на компьютере — это вреднее во много раз. Непосредственное дело учителя объяснить все это школьникам, а если в этом есть необходимость, родителям.
Обучение в современной школе немыслимо без компьютерных технологий. И здесь опять огромную разъяснительную роль играет учитель. Оказалось, что зрение человека мало приспособлено к работе с компьютером. Мерцание дисплея утомляет глаза. Глаза устают и от пульсации светящихся знаков. Появляются боли в области глаз и лба. Даже один день работы за компьютером ухудшает зрение. На стенде в кабинете математике есть:
«Памятка работы за компьютером!»
-Длительность безопасной работы школьника за компьютером: (1 класс -15 минут в день; 2—5 класс - 15-20 минут в день; 6 - 7 класс – 20 - 25 минут в день; 8-9 класс - 25 минут в день; 10—11 класс — 30 минут на первом часу занятий и 20 на втором).
- Правильно подобранный стул и стол помогают сохранить правильную осанку.
- Через каждые 15-20 минут необходимо отводить глаза от монитора и смотреть вдаль.
- При работе за компьютером пользователю с плохим зрением надо обязательно надевать очки или контактные линзы.
- После работы с компьютером или другой зрительной нагрузки в течение нескольких минут необходимо выполнять гимнастику для глаз, чтобы снять с них напряжение.
Еще одно важное требование: правильный режим дня. Каждый школьник должен учиться распределять свое время так, чтобы труд чередовался с отдыхом; нужно чередовать различные виды деятельности; учеба должна чередоваться с прогулками, играми и занятием спортом ; сон должен быть достаточно продолжительным и глубоким.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Очень важно воспитывать у школьников полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. И пусть каждый школьник запомнит: « Мы хотим предостеречь! Нужно всем глаза беречь! Соблюдай все правила, рассказывай другим, и тогда ты будешь дружен со зрением своим! Оно тебе поможет познать весь мир вокруг! Как тебе помог бы самый лучший друг!»

Рекомендуем посмотреть:

Анкета для родителей на тему: ЗОЖ Формирование ЗОЖ у студентов техникума Школьная газета на тему: Правильное питание Внеклассное мероприятие по ЗОЖ для 5-9 классов

Похожие статьи:

Застенчивость и как с ней бороться

Генеалогическое древо семьи

Классный час «Здоровое питание», 7-9 класс

Внеклассное мероприятие, 10-11 класс. Диалог о долгой и счастливой жизни

Участник №110 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Внеклассное мероприятие «День Святого Валентина», 11 класс. Сценарий | Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса
Опубликовано: 310 дней назад (31 января 2016)
Просмотров: 717
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Анна Вадимовна Бородихина # 31 января 2016 в 12:46 +1
Спасибо за полезный материал. Учителя, стремясь улучшить успеваемость своих учеников, очень часто забывают о здоровьесберегающих технологиях.
Наталья Германовна Шкредова # 31 января 2016 в 16:28 +1
Спасибо, коллега! Тема, затронутая Вами, к сожалению, очень актуальна. Растёт количество детей с нарушениями зрения. Именно поэтому Ваши советы очень своевременны.
Алия Таировна Абибуллаева # 31 января 2016 в 22:47 0
Поддерживаю коллег, высказавшихся раннее. К сожалению, нарушение зрения - бичь нашего общества и тема актуальна!
Александра Павловна Мухтанова # 2 февраля 2016 в 18:49 0
Уважаемая Вера Васильевна!Материал интересный, тема очень актуальна на сегодняшний день.Памятка для работы за компьютером должна висеть над каждым компьютерным столом!Я думаю, что родителям нужно вести строгий контроль за своими детьми. Одни педагоги не смогут работать над сохранением зрения детей, хотя мы придерживаемся здоровьесберегающих технологий.
Елена Николаевна Залужная # 4 февраля 2016 в 13:01 +1
Здравствуйте Вера Васильевна! С удовольствием прочитала Ваш материал. Я работаю в детском саду для детей с нарушением зрения в г. Омске. Мы не только коллеги, но еще и земляки. Очень важно, когда родители поддерживают нас, следуют рекомендациям педагогов и медицинских работников.Обязательно познакомлюсь с «Гимнастикой для глаз по методике Э.С. Аветисова».Успехов Вам и вашим ученикам! Голос!
Елена Александровна Карпухина # 4 февраля 2016 в 21:58 0
Ваша статья полезна как для педагога, так и для родителей. Спасибо, что поделились разработкой. Гаджеты настолько заполнили жизнь ребенка в настоящее время, что представленная вами тема ставится на первое место без всяких сомнений.
Елена Тимофеевна Осадчая # 11 марта 2016 в 17:19 +1
Увидела вашу статью. Решила обязательно прочитать. Эта тема очень актуальна в наше время.Мне она интересна не только как педагогу, но и как родителю.Планирую провести родительское собрание на эту тему и обязательно познакомлю с памяткой и гимнастикой для глаз по методике Э.С. Аветисова. Спасибо большое.