Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Конспект урока русского языка для  8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных (род, число, падеж). Повторение»
Автор:  Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект русского языка для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении темы, учителям начальной школы. Учащиеся на практической основе закрепляют полученные знания и умения, повторяют понятия «предложение», «текст». Каждый учащийся на уроке получает возможность   проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме.

Тема: Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных (род, число, падеж). Повторение.
Цель: обобщение  знаний учащихся об основных грамматических признаках имен существительных и прилагательных.
Задачи: закрепить умение определять род, число, падеж  имени существительного и связанного  ним имени прилагательного;
продолжать работу над формированием умения правильно строить предложения.
Оборудование: карточки-опоры  с падежами, карточки со словосочетаниями, карточки с текстами.

Ход урока.
1) Организационный момент.

На дворе – осень и слякоть,
Посмотри в окно.
В классе – тихо и уютно.
Будем мы работать дружно,
Нам ведь хорошо учиться нужно!

2) Работа по теме урока.
А) Распознавание частей речи.

Учитель: Я буду читать вам слова, а вы записывать их в два столбика: имена существительные и  имена прилагательные.
Цветок, цветочный, белый, веселая, дорога, поющие, лесок, светлое, собака. (Проверка).
Учитель: Какие слова называются существительными?
Ученики: Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предмет.
Учитель: С какой частью речи связано по смыслу имя прилагательное?
Ученики: С именем существительным.

Б) Определение числа и рода у имен существительных и имен прилагательных.
Учитель: Прочитайте запись на доске. Докажите, что это предложение.
Ученики: Слова связаны по смыслу, первое слово записано с большой буквы, в конце точка.
Учитель: Выпишите из предложения словосочетания существительного с прилагательным.
Через сосновый бор и березовую рощу вьется лесная тропинка. (Проверка).
Учитель: Определите число и род имен существительных. (Комментирование). Для учеников 2го уровня обучения – памятки.
Учитель: Определите число и род прилагательных. (Комментирование).
Учитель: Как определяем род и число имен существительных?
Как у имен прилагательных?
Учащиеся делают вывод об определении грамматических признаков у имен прилагательных.
В) Определение падежа.
Учитель:
Что нужно сделать, чтобы определить падеж имен существительных?
Ученики: Поставить вопрос.
Учитель: Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные в разных падежах.
Ученики вспоминают названия падежей, падежные вопросы. (Работа по цепочке: 1ый-название падежа, 2ой-вопросы).
Учитель: Как определить падеж имен прилагательных?
Ученики: По имени существительному, с которым оно связано по смыслу.
Учитель: Определите падеж прилагательных в записанных вами словосочетаниях. (Для учащихся 2 уровня обучения выдаются опоры с падежными вопросами).
Проверка.

3) Закрепление умения определять грамматические признаки частей речи.
Учитель:
Спишите народные приметы в тетрадь. (На доске).
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
С раннего утра пчелы летят за добычей – к хорошей погоде.

Учитель: Выделите словосочетания существительных с прилагательными. (С комментированием).
Учитель: Определите число, род и падеж имен прилагательных.
Проверка.
Учитель: Какие еще приметы вы знаете?

4) Физкультминутка.

5) Проверка падежных окончаний имен существительных. (Работа на карточки со словосочетаниями).
Учитель: Вспомните, как проверить безударные окончания имен существительных?
Ученики: Нужно подставить существительное с ударным окончанием того же склонения.
КЛЮКВА НА БОЛОТ…. (……………………………)
ПОДАРОК ДЛЯ ТАН….. (……………………………)
ЛЕТЕТЬ НАД МОР…….. (……………………………)
ТОПТАТЬЯ НА МЕСТ…. (…………………………..)
Учитель: Прочитайте записи на карточках. Что такое словосочетание?
Что нужно сделать со словосочетаниями?
Ученики: Определить склонение существительных, поставить в скобках проверочное слово, дописать окончание.
Учитель: Какими словами проверяем безударные окончания существительных 1го склонения? 2го? 3го?
( На доске   появляется запись: 1скл. – стена, земля
                                                      2скл. – конь, окно
                                                      3скл. – степь)
Учитель: Допишите окончания существительных, подставляя в скобках существительные с ударными окончаниями.
Взаимопроверка.
Учитель: Составьте с данными словосочетаниями предложения, подбирая к существительным имена прилагательные. (Рассмотреть варианты, выбор и запись наиболее удачного).
Спелая клюква растет на сыром болоте.
Учитель: Выделите окончания имен прилагательных. Как определить окончания имен прилагательных?
Ученики: Задать вопрос к прилагательному.

6) Закрепление.
Учитель: Прочитайте текст на карточках.
Солнце скрылось за горн… хребтом. Оно бросило последн…  луч на светл… облако.  Горы начали скрываться в лиловой туч… . На высокой трав… выступила роса.
Учитель: Докажите, то это текст.
Ученики: Все предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.
Учитель: Озаглавьте текст. (Выбор более точного заголовка).
Учитель: Спишите текст, вставьте пропущенные окончания. Подчеркните       имена прилагательные. (Учащиеся 2 уровня обучения работают в карточках).
Учитель: Определите падеж имен существительных.
Учитель: Сдайте карточки для проверки.

7) Обобщение.
- Чем занимались на уроке?
- Как определить род, число и падеж имен прилагательных?
- Как проверить безударные окончания имен существительных?

8)Итоги урока, запись домашнего задания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина» Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Конспект урока русского языка, 4 класс. Части речи

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи». 4 класс

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами

Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения

Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе

Сценарий последнего звонка для выпускников детского дома-школы | Обучение детей с ОВЗ
Опубликовано: 976 дней назад (1 апреля 2014)
Просмотров: 3855
+7
Голосов: 7
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 1 апреля 2014 в 16:35 +3
Светлана Евгеньевна, хороший конспект урока получился! Тема непростая, особенно для деток коррекционной школы. Всё расписали подробно, каждый вопрос. Задания разнообразные. Думаю, что детям будет интересно. Спасибо!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 2 апреля 2014 в 14:51 +2
Татьяна Анатольевна, спасибо за комментарий! Опубликовала - вдруг кому-то пригодится мой опыт!
Елена Владимировна Овчинникова # 2 апреля 2014 в 21:27 +2
Светлана Евгеньевна, спасибо за публикацию. Всё-таки, что ни говори, а коррекционные школы VIII вида немного "оторваны от жизни", литературы методической мало...
Ваш урок носит практическую направленность, что важно для наших детей. Задания доступны для всех детей, для учащихся с низкими умственными возможностями предусмотрены памятки, карточки.
Успехов Вам в работе!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 4 апреля 2014 в 13:25 +3
Елена Владимировна, абсолютно согласна по поводу литературы. Не знаю, как у Вас, а мы учим ребят до 11 класса, так для 10,11 учебников вообще ни по одному предмету нет, только программы... Работаем уже давно!
Маргарита Александровна Гришина # 24 апреля 2014 в 16:54 +2
Прекрасно продуманный конспект урока,при разнообразных заданиях,все хорошо расписали подробно,
Я согласна с коллегами по поводу того,что дети коррекционной школы более в доступной форме имеют возможность более глубокого и подробного ознакомления с материалом на таких занятиях.Спасибо,что делитесь с коллегами своими разработками.Удачи вам!+1
Светлана Евгеньевна Виноградова # 26 июля 2014 в 20:47 +1
Маргарита Александровна, спасибо за комментарий!