Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка, 4 класс. Части речи

Части речи. Обобщение. Урок в 4 классе.
Автор: Таносова Елена Анатольевна
Цель: Обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи.
Формировать УУД:
1)личностные: умение оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
2)регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать (с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
3)познавательные: умение осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; извлекать нужную информацию.
4)коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; подтверждать аргументы фактами.
Планируемые результаты:
Предметные: знать самостоятельные части речи, их морфологические признаки, лексическое значение, синтаксическую роль в предложении; уметь определять самостоятельные и служебные части речи в предложении.
Личностные: уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, высказывать свою точку зрения, находить самостоятельные и служебные части речи в тексте, образовывать причастия.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о частях речи, познакомить с причастием.
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, мотивации учения, памяти, воображения, общего кругозора.
Воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к языку, наблюдательности и внимательности.
Тип урока:
Урок закрепления изученного материала
Учебно-методический комплект:
учебник Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык»– М.: АСТ, «Астрель», 2014г. (УМС «Планета знаний»)
Основные понятия:
Части речи, самостоятельные и служебные части речи, причастие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
1. Самоопределение к деятельности
(девиз, эпиграф урока должны вызвать у учащихся положительную эмоциональную направленность)
- Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха.

... + ... + ... = УСПЕХ

- Добавьте нужные слова: СТАРАНИЕ, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ

СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ
- Воспользуемся этой формулой на уроке.
2. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений)
1)- Посмотрите на таблицу. Как она называется? (Части речи)
- На какие группы делятся части речи? (Делятся на самостоятельные и служебные)
- Почему части речи разделили на такие группы? (самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение, являются членом предложения)
- Какие части речи относятся к служебным частям? (предлоги, союзы, частицы)
- Что мы знаем о частях речи? Проведём игру «Угадай часть речи». Один называет признаки, другие угадывают к какой части речи они относятся.
2) – Спишите предложение.
Гуляют тучи золотые над отдыхающей землёй.
-Выделите части речи (сам-но).
-Что случилось? Есть проблема? (слово «отдыхающей» похоже и на прилагательное и на глагол)

3. Постановка учебной задачи (проговаривание цели в виде вопроса)
- Сформулируйте, пожалуйста, проблему с которой столкнулись? (мы не можем определить часть речи у слова «отдыхающей», слово похоже и на прилагательное, и на глагол; это новая часть речи)
- Поставьте над этим словом знак ?.
1)РАБОТА В ПАРАХ.
-Предложите план решения проблемы.
1. Поставить вопрос.
2. Определить грамматические признаки (род, число, падеж, лицо, время)
3. Определить значение.
-Обсудите в парах, какие грамматические признаки есть у этого слова.
ВЫВОД: отвечает на вопрос Какой?, согласуется с существительным землёй, есть число, род, падеж, окончание как у прилагательного (всё как у прилагательного), но имеет некоторые формы глагола: может быть в настоящем и прошедшем времени,
обозначает признак предмета по действию.
2)Учебник, с. 79
Упр. 217 устно
-Прочитайте и сравните слова обоих столбиков. Что между ними общего? В чём различие?
какой? какой?
чёрный чернеющий
красный покрасневший
белый побелённый
- Слова какого столбика означают признак предмета: по цвету? по действию?
- какие из них образованы от глаголов?
4. Образовать причастия, используя суффиксы.
писать –пишущий
зеленеть – зеленеющий
охранять – охраняемый, охранявший
хранить – хранимый
выучить - выученный
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
РАБОТА В ГРУППАХ.
-Проверим, как умеем определять часть речи. Как мы будем действовать?
1.Определяем лексическое значение. (что обозначает)
2.Ставим вопрос.
3.Вспоминаем грамматическое значение (как изменяются)
4. Роль в предложении.
1 группа – существительные
2 группа – глагол
3 группа - прилагательные
4 группа – местоимение
5 группа – наречие
-Встретились ли вам причастия?
6. Рефлексия
Вы работали индивидуально, в парах, в группе, а сейчас оцените себя, поставив на «Лестнице знаний». Если вы не усвоили материал, поставьте себя на первую ступень, если сомневаетесь в своих знаниях, и вам требуется помощь, поставьте себя на вторую ступень, если вы оценили себя на «4», поставьте на третью ступень и за отличные знания поставьте себя на верхнюю ступень.
7. Домашнее задание
Дома вы подберёте отрывок из художественной книги, которую читаете, и определите все знакомые вам части речи.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний о частях речи». 4 класс

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Обучение грамоте. 1 класс. Предмет и слово
Опубликовано: 589 дней назад (23 апреля 2015)
Просмотров: 3928
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Юлия Николаевна Кобякова # 23 апреля 2015 в 14:16 +1
Интересный урок, если бы все уроки так разрабатывались в школе, то детям было бы гораздо интересней учится.
Елена Анатольевна Таносова # 23 апреля 2015 в 14:23 +1
Спасибо, Юлия Николаевна! Согласна с Вами! Нам бы ещё в сутках часов побольше!:)
Любовь Сергеевна Новоселова # 23 апреля 2015 в 14:40 +2
Елена Анатольевна, спасибо за приглашение. Хороший урок, много форм работ: в парах. в группах. Ученики получают знания в содействии - это здорово. Мой голос №2. Жду в своём блоге .
Елена Анатольевна Таносова # 23 апреля 2015 в 14:43 0
Спасибо, Любовь Сергеевна!
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 23 апреля 2015 в 18:41 +1
Здравствуйте, Елена Анатольевна. Познакомилась с Вашим уроком. Интересно выстроен ход урока. Используются различные методы работы с учащимися: индивидуальные задания, работа в парах, в группах. Очень интересный приём рефлексии. Домашнее задание позволит расширить читательский интерес учащихся, обогатить их словарный запас и закрепить полученные знания. Вы молодец и примите ГОЛОС!
Елена Анатольевна Таносова # 27 апреля 2015 в 14:14 0
Спасибо, Татьяна Евгеньевна, за положительный отзыв.
Екатерина Николаевна Ивашкина # 23 апреля 2015 в 21:26 +1
отличная работа!особенно в этом направлении, дальнейших творческих успехов!!!
Елена Анатольевна Таносова # 27 апреля 2015 в 14:14 0
Спасибо, Екатерина Николаевна!
Венера Махмутовна Страхарская # 24 апреля 2015 в 18:14 0
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Огромное спасибо за приглашение! Ваш урок настоящая находка, я не удержалась - закинула себе в копилку. Даже на моих уроках пригодятся приёмы, применяемые Вами - создание формулы успеха, подведение детей к самостоятельной формулировке проблемы, планирование своей деятельности, эти и другие приёмы могут быть использованы в работе многих коллег. Благодарю за Ваше творческое отношение к своей работе, и простите меня за нескромность, zst , буду ждать приглашений! С уважением В.М.
Венера Махмутовна Страхарская # 24 апреля 2015 в 18:15 0
Примите мой голос! dance
Елена Анатольевна Таносова # 27 апреля 2015 в 14:15 0
Спасибо, Венера Махмутовна!
Надежда Павловна Панфилова # 25 апреля 2015 в 07:04 0
Здравствуйте! Конспект составлен интересно и познавательно. С Вашего разрешения, материал отправила в закладки. Я думаю,что многие найдут в конспекте интересные моменты. Примите голос.
Елена Анатольевна Таносова # 27 апреля 2015 в 14:16 0
Спасибо, Надежда Павловна, за положительный отзыв.
Ирина Николаевна Ступченко # 26 апреля 2015 в 13:54 0
Конспект разработан в соответствии ФГОСам, а значит выполнен правильно и включат в себя методы и приёмы современного образования. Вы молодец, что освоили новые стандарты и работаете в нужном направлении. Удачи и голос!
Елена Анатольевна Таносова # 27 апреля 2015 в 14:16 0
Спасибо, Ирина Николаевна!
Оксана Васильевна Маслихова # 28 апреля 2015 в 11:00 0
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Познакомилась с представленным конспектом. Конспект урока очень интересный, вы постоянно мотивируете детей к мыслительной деятельности, подводите итоги.
В конце занятия не забыли про рефлексию Молодец. ВАМ ГОЛОС И УДАЧИ.