Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Автор: Пашина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением английского языка» г. Сосновый Бор Ленинградской области

Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока литературного чтения в  4 классе по теме «Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»». Данный материал будет полезен учителям начальной школы, работающим по программе «Школа 2100». Основная цель данного урока: учить детей читать художественную литературу, вызывать интерес к чтению, формировать грамотного читателя.

Конспект  урока по теме: «Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»»

Цель урока:  учить детей читать художественную литературу, вызывать интерес к чтению, формировать грамотного читателя.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с новыми литературоведческими понятиями: сатира и юмор. Расширить знания учащихся о Николае Носове и его литературной деятельности.

2. Совершенствовать технику чтения.

3. Продолжать формировать умение самостоятельно добывать новые знания.

Структура урока.

I. Организационный момент (1 мин.).

II. Работа до чтения текста (17 мин.).

1.     Определение темы и задач урока.

2.     Чтение материалов «Путешествия…» и работа с ними.

3.     Постановка задачи на ближайшие уроки.

4.     Прогнозирование содержания.

Физкультминутка (3 мин.).

III. Работа с текстом во время и после чтения (17 мин.).

1.     Чтение текста.

2.     Беседа по прочитанному.

3.     Рассказ о писателе.

IV. Подведение итогов урока (2 мин.).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверьте свою посадку. Мы начинаем урок литературного чтения. От души желаю вам узнать  много нового и интересного.

II. Работа  до чтения текста.

1. Определение темы и задач урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие. Прочитайте заголовок. (Учебники у учащихся закрыты, а заголовок вынесен на доску.)

(Путешествие тринадцатое.

Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры.)

Учитель. Определите, пожалуйста, на какой вопрос нужно найти ответ сегодня на уроке?

Ученик. Нужно разгадать тайну юмора и сатиры. Узнать, что это такое.

Учитель. Да, мы должны определить, что же такое «юмор», а что «сатира». А поможет нам «чистокровный детский юморист». Так этого человека называл уже знакомый нам Сергей Сивоконь. Кто же это? Попробуйте догадаться.

(Учитель по очереди достаёт из чёрного ящика предметы. Учащиеся высказывают свои предположения.)

• Игрушечный щенок. (Учитель говорит: «Его зовут Дружок.»)

• Шляпа.

• Огурцы.

• Автомобиль (игрушечный).

• Каша (в упаковке).

• Телефон. (Учитель цитирует: «Алло! Алло! Слышно? Слышно! Хорошо? Хорошо!»)

• (Потом стучит по парте: «Тук – тук – тук!»)

Учитель. Вы уже догадались, о каком писателе идёт речь?

Ученик. Это Носов!

Учитель. Учитель. Конечно, это Николай Николаевич Носов. (На доске открывается портрет писателя и подпись под ним.)

2. Чтение материалов «Путешествия…» и работа с ними.

Учитель. Откройте учебники на странице 152. Прочитайте самостоятельно материалы «Путешествия…» и попробуйте найти ответы на вопросы: «Что такое юмор? И что такое сатира?» (Учащиеся читают самостоятельно.)

Учитель. Прочитайте, как ответить на вопросы.

Ученик. «Сатира и юмор – разные формы смешного в литературе. Юмор – осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех».

Учитель. Кто дал такие определения сатиры и юмора?

Ученик. Николай Николаевич Носов.

Учитель. Давайте прочитаем определение этих же понятий в толковом словаре. (Открывается запись на доске и одновременно двое заранее подготовленных учащихся показывают остальным толковый словарь и читают определение оттуда. Запись на доске дублирует текст словаря.)

Ученик. «Юмор (англ. humour) – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от сатиры таится серьёзное отношение к предмету смеха и даже оправдание «чудака»».

Ученик. «Сатира (лат. satira) – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными».

Учитель. Вы смогли почувствовать, в чём же различие этих двух понятий?

Ученик. Юмор сочувствует, оправдывает, а сатира – негодует над чем-то порочным .

Учитель. Всегда ли легко разграничить их?

Ученик. Нет.

Учитель. Прочитайте, как об этом говорит Носов.

Ученик. «…трудно бывает провести границу между сатирой и юмором, то есть ответить на вопрос: та или иная черта характера вредна только для самого человека (героя произведения) или начинает быть опасна для других? Если только для него – автор и осуждает, и сочувствует герою одновременно (ведь в остальном – хороший человек!). А возможен случай, когда сочувствие и вовсе исчезает. За этой гранью начинается сатира».

Учитель. Попробуйте сами объяснить, кто такие сатирики.

Ученик. Сатирики – это люди, которые в своих произведениях осмеивают недостатки других.

Учитель. Для чего нужны «сатира» и «сатирики»? Прочитайте, как об этом говорит Носов.

Ученик. «Писателя не станут читать, если он не будет говорить людям правду. Но поскольку не всякую правду приятно слушать, то лучше говорить эту правду, смягчив немножечко шуткой. Получается и смешно, и приятно, и полезно. Это и есть сатира. А сатирики – это люди, которые смягчают жизненные удары, чтоб нам не было так уж больно. В общем, хорошие люди, полезные».

3. Постановка задачи на ближайшие уроки.

Учитель. Мы с вами на ближайших уроках будем читать рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, стихи Агнии Барто. Наша задача: подумать, сатирические или юмористические произведения включены в этот раздел.

4. Прогнозирование содержания.

Учитель. Сегодня мы с вами прочитаем одно из произведений Николая Носова «Федина задача». Ваши предположения о характере этого произведения.

Ученик. Наверное, оно смешное, юмористическое.

Физкультминутка.

III. Работа с текстом во время и после чтения.

1.Чтение текста.

(Сначала читает рассказ учитель, а далее самостоятельно.)

2. Беседа по прочитанному.

Учитель. Над кем смеялись?

Ученик. Над Федей.

Учитель. А бывали ли с вами подобные истории?

Ученик. Нет.

Ученик. А я иногда так делаю уроки.

Учитель. Понравился ли вам Федя?

Ученик. Да, он на меня похож.

Ученик. А мне его немножечко жалко. Никак задачу решить не может.

Ученик. А мне Федя не понравился. Он плохой ученик.

Учитель. А как относится автор к своему герою?

Ученик. Ему Федя нравится. Он его и осуждает, и сочувствует ему.

Учитель. Выражает ли Носов своё отношение открыто или мы «читаем» его мнение между строк?

Ученик. Мы только догадываемся об отношении автора к герою.

Учитель. Над какой чертой характера смеётся Николай Носов?

Ученик. Неумение сосредоточиться на чём-то важном. Например, на решении задачи.

Учитель. Какими пословицами можно определить главную мысль произведения?

Ученик. Делу – время,  потехе – час.

Ученик. Сделал дело – гуляй смело.

Учитель. Как вы считаете, рассказ о Феде Рыбкине сатирический или юмористический?

Ученик. Скорее юмористический. Носов хоть и смеётся над мальчиком, но оправдывает его. Федя ещё ребёнок, он всему научится. К тому же его черта характера не опасна для других.

3. Рассказ о писателе.

Учитель. Обратимся снова к Николаю Николаевичу Носову… (Далее рассказывает заранее подготовленный ученик.)

Ученик. Он родился в Киеве в 1908 году. Окончил школу, работал на кирпичном заводе. Потом закончил Московский государственный институт кинематографии и стал режиссёром мультфильмов. Когда ему исполнилось 30 лет, издал в журнале «Мурзилка» свой первый рассказ. С тех пор – это известный детский писатель. В этом году Николаю Носову исполнилось бы 100 лет.

Учитель. Послушайте, как он рассказывает о себе, и попробуйте ответить на вопрос, почему Носов стал именно детским писателем. (Читает заранее подготовленный ученик.)

Ученик. «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и необыкновенных людях, то есть о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит. Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересной. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чём думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всём, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем».

Учитель. Почему же Носов стал именно детским писателем?

Ученик. Он хотел рассказать детям о них самих.

Учитель. Какие книги Николая Носова вы читали?

Ученик. «Витя Малеев в школе и дома».

Ученик. «Приключения Незнайки и его друзей».

Ученик. «Фантазёры».

Ученик. «Весёлая семейка».

Ученик. «Дневник Коли Синицына» и другие.

Учитель. А как вы думаете читали ли его книги ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, если они издаются с 1938 года?

Ученик. Скорее всего читали.

Учитель. Почему рассказы Носова не стареют и всё так же интересны?

Ученик. В них много юмора.

Ученик. Они увлекательны.

Ученик. Дети – герои произведений – наши ровесники. С ними происходит много интересного.

Ученик. Часто в рассказах мы «видим» себя или своих друзей.

Учитель. Совершенно верно. Носов заставляет нас задуматься: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.

IV.Подведение итогов урока.

Учитель. Что нового узнали сегодня на уроке?

Ученик. Узнали, что такое сатира и юмор. Чем они отличаются.

Ученик. Познакомились с ещё одним рассказом Носова.

Ученик. Много нового узнали про писателя.

Учитель. Что вспомнили?

Ученик. Другие его произведения.

Учитель. Что будем делать на следующих уроках литературного чтения?

Ученик. Будем читать рассказы Виктора Драгунского и стихи Агнии Барто и размышлять: сатирические это произведения или юмористические.

Учитель. А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что потрудились хорошо, узнали много нового и интересного, поднимите солнышко. А если урок прошел зря или вы недовольны своей работой – тучку.

Учитель. Дома подготовиться к чтению текста по ролям.

Рекомендуем посмотреть:

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Итоговая тестовая работа по теме «Орфография», 4 класс

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Ольга Ивановна Левкина # 8 марта 2014 в 21:15 +1
Творчество Н. Носова  всегда интересно и актуально. Все произведения писателя не лишены юмора и пронизаны любовью к детям. Мне всегда интересно узнать что- то новое о творчестве Н. Носова. Спасибо!.
Елена Алексеевна Перзашкевич # 13 июля 2014 в 15:03 +1
Уроки по изучению творчества Н. Носова очень нравятся детям. Этот урок запомнится без сомнений, так его содержание направлено на активную деятельность детей. Самостоятельный поиск информации о писателе, решение проблемных ситуаций. Вот только я бы добавила ещё один вид чтения.
Светлана Ивановна Юрасова # 16 ноября 2014 в 20:55 +1
Интересный урок. Мне понравилось, что в начале урока учитель мотивирует учащихся на учебу, сообщив им об очередном путешествии. Прием с черным ящиком очень хорош. Актуально на сегодняшний момент, что дети сами ставят цели и задачи урока. Прогнозирование содержания необходимо для развития мышления. Этап рефлексии - неотъемлемая часть современного урока. Удачи в составлении других уроков!
Марина Леонидовна Рахманова # 23 апреля 2015 в 20:13 0
А мы изучили это произведение в 3 классе. Прочитав рассказ, попробовали побывать в роли Феди, инсценировали сценку. Получилось весело и правдоподобно. Ведь многие дети увидели себя в этом рассказе.
Олеся Викторовна Андреева # 18 июля 2015 в 14:32 0
Очень нравятся произведения Николая Носова, они близки ребятам, интересны, а поэтому и уроки всегда проходят на УРА! Ваш урок также не стал исключением, живой, познавательный. Спасибо.
В данный урок можно включить викторину, в которой по трем ключевым слова нужно отгадать произведение.
Ольга Петровна Филинкова # 1 октября 2015 в 18:29 0
Урок соответствует стандартам второго поколения. Дети очень много полезного узнали на уроке. Приятно, что учитель делает акцент на то, чтобы дети могли выражать свои мысли, чувства, переживания.
Огромное спасибо за урок сотрудничества, добра, гуманности. На таких уроках дети учатся мыслить творчески, неординарно.
Светлана Ивановна Лоренц # 18 октября 2015 в 10:31 0
Светлана Владимировна. спасибо за конспект. Урок продуман, учит детей мыслить, высказываться.
Елена Витальевна Курицына # 4 января 2016 в 19:33 0
Урок больше традиционный.Добавить можно было парную и групповую работу.Спасибо за урок
Ольга Николаевна Проценко # 22 февраля 2016 в 19:32 0
Уважаемая Светлана Владимировна! Очень интересная разработка урока. На каждом этапе есть все УУД, прослеживается межпредметная взаимосвязь. взяла себе в копилку ваш урок и провела, детям очень понравилось. Спасибо!
Елена Юрьевна Шеломова # 3 августа 2016 в 21:20 0
Очень нравятся нетрадиционные формы уроков, особенно в 4 классе.Детей привлекает сюжет урока, что позволяет вовлечь их в активную деятельность, учить самостоятельно анализировать, сравнивать , принимать решения.Успехов в будущем!
Ольга Сергеевна Окунькова # 18 августа 2016 в 14:53 0
Мне интересна разработка, так как с удовольствием с учениками читаем произведения Н.Носова. Большой объем материала узнают учащиеся на уроке, используются разнообразные приемы работы. Спасибо, беру на заметку для себя!
Кирьян Екатерина Николаевна # 4 ноября 2016 в 22:07 0
Урок интересный. Обучающиеся самостоятельно добывают знания, поиск информации о Н Носове. Это всегда интересно. Дети сами ставят цели и задачи. Метод прогнозирования содержания развивает мышление. Ученики активно работают на уроке. Формы работы формируют грамотного читателя.