Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль куклы в развитии детей дошкольного возраста

Кукла и ее роль в воспитании ребенка
В детском игре, от примитивных ступеней развития человечества и до наших дней, кукла всегда занимала центральное место, в особенности в игре девочек.

Большинство психологов и педагогов, объясняют этот факт инстинктом материнства и дают высокую оценку кукле, которая подготовляет девочку к роли матери и хозяйки.

В чем же ошибка этих выводов?
Кукле, как и любому предмету, нельзя приписывать абсолютные неизменные качества. Все зависит от ситуации в широком смысле слова. Эпоха с ее идеологией, бытом, культурой и педагогикой определяет отношение ребенка к кукле. Нам хорошо известно, что и сейчас в любой семье игрушки для мальчиков и девочек резко отличаются друг от друга. Если мальчик пользуется разнообразной богатой технической, военной и прочими игрушками, девочке дается кукла и домашняя обстановка с огромным количеством красиво оформленных предметов оборудования.

Подчеркивание разницы в воспитании мальчиков и девочек, ограничение интересов девочки вопросами семьи и материнства не могли дать другого эффекта в детской игре. Более того, из поколения в поколение условия жизни женщины, предопределенность узкого круга ее обязанностей и интересов накладывали на нее свой отпечаток, передававшийся по наследству. Поэтому культивирование специфических качеств «женственности» падало на благодарную почву. Девочка играла в куклы, пеленала их, кормила, наряжала, а для мальчиков играть в куклы считалось зазорным: «Мальчик, а в куклы играешь». Этот упрек мальчику еще не совсем изжит и в нашей семье.

Почему у нас при пересмотре педагогической работы кукла была встречена в штыки педагогами — дошкольными работниками? Некоторые педагоги говорили, что кукла суживает интересы девочки, воспитывает чувство собственности, любовь к «тряпкам» — нарядам, украшениям, закрепляет отрицательные навыки и пр. Пугали педагогов и указания психологов на «воспитание врожденного материнского инстинкта». О новом виде куклы и о создании для нее новой роли в игре не подумали. Ценная, нужная детям игрушка была изгнана. Необходимо было в корне отделаться от наслоения буржуазного опыта.

Кукла в быту наших ребят по праву занимает одно из первых мест в числе игрушек. И мы можем с уверенностью сказать, что дети дают удивительные картины игр с куклой и эти игры отрицают все буржуазные теории о «материнском инстинкте», об узком назначении куклы.

Необходимо условиться, что называть куклой. Обычно куклой называют образ ребенка в игрушке (иногда и образ взрослого человека, сделанный из различных материалов: мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани и т. п.). Руки и ноги куклы обычно делаются подвижными, есть модели с подвижной головой, закрывающимися глазами. В Музее игрушки в Загорске есть ряд заводных кукол с зафиксированными движениями: кукла, качающая ребенка; кукла, играющая на пианино; кукла-негритянка, играющая на арфе, двигающая головой и веками глаз, и др.

Все заводные самодвижущиеся и говорящие куклы вряд ли могут быть той дорогой для ребенка и любимой куклой, которой он играет и действует, как ему хочется. Заводные куклы вызывают восторг, удивление, но дальше этого деятельность ребенка с такими куклами не идет. С ними ребенку нечего делать. Ими можно полюбоваться, послушать, как они говорят, и все! Это куклы-забавы для ограниченного и непродолжительного пользования. Кукла, которая сама все делает, самая неблагодарная для творчества активных ребят, какими являются особенно наши современные дети.

Ошибочно называют куклой глиняную, малую крашеную скульптуру (типа дымковских изделий Мездряной, Кошкиной, Пенкиной) или же резные и токарные фигурки из дерева, которые производились кустарями (богородская резьба) и продавались на рынках и ярмарках.

Хороши наборы игрушек из фанеры («Армия», «Север», «Рабочие» и др.). Этот тип игрушек, дающий образ человека, нужно выделить в особую группу так называемых «фигур». Конструкция, материал и оформление в них специфичны и резко отличаются от куклы. Их нельзя одеть, раздеть, посадить и т. д. Это в большинстве неподвижные или малоподвижные, небольшого размера фигурки людей различного типа, которые хорошо использовать в комплексной игре. Ребенок расставляет их, объединяет с другими игрушками, но сами по себе они статичны.

Есть вид кукол, который можно назвать мягкой скульптурой: вместо тела — каркас, обернутый ватой и лоскутом со скульптурной проработкой необходимых выпуклостей. Наряд пришит наглухо к туловищу. Положение рук, йог, головы строго фиксировано. Изменить позу, спять костюм — это значит уничтожить куклу. Эти куклы рассчитаны не на игру, на них можно только смотреть.

Основным видом куклы должна быть достаточно динамичная (подвижная), простая, эстетически оформленная кукла самого разнообразного типа и размера, одетая в матерчатый костюм, или «голыш», которого можно одеть.

Привлекательность такой куклы для ребенка зависит от ее двух основных качеств:
1) подвижности (руки, ноги и голова могут двигаться, костюм—-снимать-я), что обусловит широкие игровые возможности;
2) близости образа ребенку, ибо такой кукле ребенок может приписать все свои желания, мысленно заставляя ее действовать. Пожалуй, именно это свойство делает игрушку для ребенка такой любимой.

Интересам и потребностям нашей детворы отвечают такие куклы, которые дают возможность детям отобразить в игре не только жизнь семьи, но и показать человека — участника всей многогранной советской жизни. Поэтому куклы должны быть разнообразными («солдаты», «матросы», «милиционеры», рабочие», «строители» и т. д.). Мальчики и девочки с огромным интересом играют такими куклами.

В оценке влияния куклы на ребенка мы не должны проходить мимо того положительного, что дает кукла и в области закрепления навыков культурного быта семьи. Игра с куклами в семью, в маму, папу, детей, уход за ребятами, эстетика и гигиена меблировки в кукольном доме — все это важные воспитательные моменты.
В возрасте 3—5 лет дети охотно играют в семью и детский сад. С большой точностью они переносят в игру все детали своего жизненного опыта, закрепляя полученные навыки. Мы не боимся этого интереса, к семье, напротив, считаем его вполне естественным. Ребенку на его окружение семью, затем, по мере расширения кругозора, он требует более широкой тематики и заставляет кукол отвечать этой своей потребности.

Интерес к кукле малыша 2—4 лет своеобразен: мальчики и девочки этого возраста одинаково рассматривают куклу, заставляют ее ходить, сажают, укладывают, кормят, т. е. отражают и закрепляют простейшие жизненные навыки. Перед ребенком стоят задачи: освоить, изучить, понять окружающую жизнь и человека. Ему важно ориентироваться в формах, величинах, в материалах, цвете, движении и т. д. Кукла помогает этому, кукла отражает самое близкое ребенку — самого ребенка. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание ребенка и сделать куклу одной из любимейших игрушек малыша. В этом возрасте не следует давать разнообразные виды кукол. Наблюдения показали, что в силу небольшого кругозора трехлетний малыш не использует их по назначению. Поэтому дети 3—4 лет всех кукол («солдат», «рабочих», «милиционеров») превращают в ребят детского сада: куклы покрупнее — старшая группа, поменьше — младшая группа. Дети их кормят, раздевают, укладывают, заставляют после еды полоскать рот и т. п.

Малышам нужно давать кукол мальчиков, девочек, «голышей». Более крупные куклы могут быть «мамой», «папой», «воспитателем» и т. п.

Содержание игр детей 5—7 лет богаче. В играх они отображают строительство, героику наших дней. Поэтому для развития таких игр нужны различные виды кукол.

Педагогам, производственникам и авторам игрушки нужно понять одно очень важное обстоятельство: весь смысл куклы, как и всякой другой игрушки, в ее соответствии с детскими интересами и запросами.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе воспитателя детского сада. Моя педагогическая философия. Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Конспект совместной деятельности с детьми младшей группе Требования к качеству речи педагога детского сада

Похожие статьи:

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Как написать характеристику на ребёнка в детском саду

Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Опубликовано: 1304 дня назад (13 октября 2020)
Просмотров: 850
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!