Интеллектуальная игра для студентов колледжа

Интеллектуальная игра для студентов колледжа. Сценарий

Тема: «Славянские обычаи и традиции» (фольклорная интеллектуальная игра)

Цели:

• Воспитание духовно-нравственных качеств личности студентов, взаимоуважения девушек и юношей, этических норм поведения.

• Приобщение студентов к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям древних славян.

• Активизация культурно-досуговой деятельности студентов.

Подготовительный период. В жюри для конкурсной программы желательно пригласить преподавателей — историков и словесников.

В учебной группе формируется несколько микрогрупп. Принцип формирования микрогрупп — добровольный. Единственным условием может быть равное количество студентов в каждой микрогруппе.

Каждой микрогруппе заранее сообщается форма проведения классного часа, проблемы, по которым будут проводиться конкурсы на каждом из трех этапов интеллектуально-творческой игры.

Члены жюри будут следить за правильностью ответов и оценивать студентов по следующим критериям в каждом туре (этапе):

• 5 баллов — полный, развернутый, правильный ответ на вопрос;

• 3 балла — ответ частично правильный, но неполный;

• 0 баллов — нет ответа на вопрос.

В подготовительный период необходимо изготовить большой картонный кубик (ребро кубика до 50 сантиметров). Цвета сторон куба — красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый и белый. В каждом из двух первых туров цвета куба будут соответствовать тематике вопросов. Вопросы в этих турах могут быть как серьезными, так и шуточными.

Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов. Первый этап — «Веселье земли русской». Второй этап — «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез». Третий этап — «Конкурс смекалистых».

Ход классного часа.

Первый этап — «Веселье земли русской».

Для проведения первого этапа игры приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

• народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

• русская кухня (зеленый);

• быт русского народа (синий);

• русские народные праздники (желтый);

• славянская мифология (оранжевый);

• русские былины (белый).

Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены следующим командам, если им выпадет данный сектор.

Народное декоративно-прикладное искусство.

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой.)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка.)

3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая.)

4. Что такое колт? (Височная подвеска.)

5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы — украшения.)

6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Назовите ее. (Богородская игрушка.)

Русская кухня.

1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины.)

3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень.)

4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник.)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой.)

6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа.

1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина.)

2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти.)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина.)

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком.)

5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу, Назовите его. (Ковш.)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья,)

Русские народные праздники.

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки.)

2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь на Ивана Купалу.)

3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки.)

4. Что это за обряд — «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа.)

5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались — кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее.)

6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба.)

Славянская мифология.

1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец.)

2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица — по поговорке «Не все коту Масленица».)

3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун.)

4. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка.)

5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю.)

6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Даждь-бог.)

Русские былины.

1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев-град.)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу.)

4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу.)

5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера.)

6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи.)

По окончании первого тура объявляется двухминутная пауза. Жюри подводит итоги, а участники могут свободно обменяться мнениями между собой.

Второй этап классного часа: «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез».

Для проведения второго этапа игры используется тот же кубик, только цвета сторон теперь определяют другую тематику:

Предлагаются следующие темы:

• знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет);

• знатоки поэтических образов птиц (зеленый);

• знатоки славянских месяцев (синий);

• знатоки старинных слов (желтый);

• знатоки славянского мира зверей (оранжевый);

• знатоки русского музыкального мира (белый).

Так же, как и в первом туре, каждая команда - участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа отводится не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены следующим командам, если им выпадет данный сектор.

Знатоки старинных монет и мер длины.

1 Что такое «алтын»? (Старинная русская медная монета в 3 копейки.)

2. Что такое «вершок»? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см.)

3. Что такое «аршин»? (Русская мера длины, равна 71 см.)

4. Что такое «полтина»? (Монета достоинством в 50 коп.)

5. Что такое «грош»? (Старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.)

6. Что такое «сажень»? (Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.)

7. Что такое «косая сажень»? (Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равная 216 см.)

8. Что такое «верста»? (Русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.)

9. Что такое «полушка»? (Старинная медная монета равная 0,25 коп.)

10. Что такое «десятина»? (Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. сажень, или 1,09 га.);

11. Что такое «фунт»? (Старая русская мера веса, равная 409 г.)

12. Что такое «пуд»? (Русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг.)

Знатоки поэтических образов птиц.

1. Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Кукушка.)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. (Ворон.)

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух.)

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова.)

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел.)

6. В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. (Сокол.)

Знатоки славянских месяцев.

1. Как древние славяне именовали месяц январь? (Просинец, зимец.)

2. Как древние славяне именовали месяц февраль? (Снежень, лютый, бокогрей.)

3. Как древние славяне именовали месяц март? (Протальник, свистун.)

4. Как древние славяне именовали месяц апрель? (Березозол, цветень.)

5. Как древние славяне именовали месяц май? (Травеиь, росенник.)

6. Как древние славяне именовали месяц июнь? (Изок, липень.)

7. Как древние славяне именовали месяц июль? (Страдник, сеностав.)

8. Как древние славяне именовали месяц август? (Сер- пень, зорничник.)

9. Как древние славяне именовали месяц сентябрь? (Хмурень, ревун.)

10. Как древние славяне именовали месяц октябрь? (Грязник, листопадник.)

11. Как древние славяне именовали месяц ноябрь? (Полузимник, трудень.)

12. Как древние славяне именовали месяц декабрь? (Студень, волчий.)

Знатоки старинных слов.

1. Что означает старинное слово «чело»? (Лоб.)

2. Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун.)

3. Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина.)

4. Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, Участь.)

5. Что означает старинное слово «отрок»? (Младший Воин в дружине.)

6. Что означает старинное слово «осенина»? (Осеннее время года.)

7. Что означает старинное слово «сеча»? (Битва с врагом.)

8. Что означает старинное слово «волхв»? (Языческий жрец, служитель богов.)

9. Что означает старинное слово «око»? (Глаз.)

10. Что означает старинное слово «веверица»? (Белка.)

11. Что означает старинное слово «недуг»? (Болезнь.)

Знатоки славянского мира зверей.

1. По народным поверьям, он — олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк.)

2. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов — Велес. (Медведь.)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка.)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь.)

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор — его лютый враг. (Пес, собака.)

6. Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. (Лиса.)

Знатоки русского музыкального мира.

1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)

2. Кто такой кощунник? (Певец мифов.)

3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна.)

4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли.)

5. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь.)

6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок.)

7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка.)

8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки.)

9. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка.)

По окончании второго тура вновь объявляется двухминутная пауза. Жюри подводит итоги, а участники могут свободно обменяться мнениями между собой.

Третий этап классного часа — «Конкурс смекалистых».

Этот этап отличается от предыдущих двух. Здесь студентам необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Ведущий (классный руководитель) в быстром темпе задает вопросы по очереди каждой команде. Игроки каждой команды (микрогруппы студентов) должны быстро сориентироваться и дать правильный ответ. Надо помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть шуточными или «с подвохом». Если команда за 15 секунд не дает правильный ответ, ход переходит к следующей команде. Ведущий следит за тем, чтобы каждой команде было задано равное количество экспресс-вопросов. Важно, чтобы деловая игра не превратилась в некое подобие экзамена, общее время на данный классный час не должно превышать полутора часов.

Итак, последний тур интеллектуально-творческой игры.

Экспресс-вопросы:

— Сплюснутый квадрат. (Ромб.)

— Его можно съесть или... намазать на сапог. (Крем.)

— Музыкальный жанр, особенно любимый военными. (Марш.)

— Скрипичный, водяной, замочный... (Ключ.)

— Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист.)

— Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же — отец первого летчика. (Дедал.)

— Получеловек, полуконь. (Кентавр.)

— Балерина и курильщик. Что общего? (Пачка.)

— Ученый, увидевший насквозь все человечество. (Рентген.)

— Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. (Карлсон.)

— Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. (Петр I.)

— Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. (Фигаро.)

— Что иногда называют «Русской Америкой»? (Аляску.)

— Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)

— В каком геометрическом теле может закипеть вода? (В кубе.)

— Какая река самая «страшная»? (Река Тигр.)

— Какой месяц короче всех? (Май — три буквы.)

— Где край света? (Там, где начинается тень.)

— Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)

— Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? (В шляпку.)

— Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви.)

— Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух.)

— Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной — все надо положить.)

— Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)

— Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)

— Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)

— Как можно поместить два литра молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку.)

— Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)

— Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы.)

По окончании третьего тура вновь объявляется техническая пауза для подведения общих итогов интеллектуально-творческой игры. Команда-победительница (микрогруппа студентов) награждается призами.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для старшеклассников «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра для студентов колледжа по немецкому языку «Полиглот»

Игровой интеллектуальный метапредметный конкурс «Россия и мир» для 9 - 11 классов

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Анна Геннадьевна Удовик # 9 ноября 2016 в 08:19 0
Очень интересное мероприятие, великолепное обобщение пройденного материала. Автором грамотно, чётко и точно сформулированы вопросы.Считаю,что такая форма действительно подходит для обобщения знаний. Я живу в Казахстане, взяла для себя данную форму и переделала, на казахские традиции и обычаи.
Наталья Юрьевна Кудряшова # 27 ноября 2016 в 19:44 0
Здравствуйте, действительно интересно. Немного переделала и получился "Брейн-ринг" на эту тему. Спасибо Вам от меня и моих учеников.
Александра Михайловна Щепихина # 4 декабря 2016 в 14:36 0
Здравствуйте! У Вас получилась хорошая работа. Подобран богатый , интересный и увлекательный материал. С нашими детьми просто необходимо говорить о традициях и обычаях русского народа, о прошлом нашей Родины. И такие мероприятия как раз позволяют детям узнать , как жили предки, во что верили, какие праздники отмечали... Хотя в Вашем мероприятии участвовали студенты, но для учеников школы оно будет не менее интересным. Спасибо!