Литературная игра для 5 класса по басням Крылова

Литературная игра «В мире басен И. А. Крылова»

Автор: Недодаева Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кашарская СОШ с. Кашары Ростовской обл.

Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы, а также классных руководителей, работающих в среднем звене. Мероприятие предназначено для проведения в 5 классе. Игра поможет в запоминающейся форме вспомнить известные басни И.А.Крылова, узнать новые сведения.

Оборудование: конверты с заданиями, чёрный ящик.

Ход игры.

В игре принимает участие 3 команды. Игру можно проводить как в одном классе, так и между несколькими классами.

1-й конкурс «Представление команд» (домашнее задание)

Команды представляют подготовленную инсценировку басни или выразительное чтение наизусть.

2-й конкурс «Восстанови басню»

Участникам каждой команды предлагаются карточки с рисунками, на которых изображены герои басен И.А.Крылова (командам предлагаются одинаковые карточки). Необходимо каждой карточке подобрать пару, чтобы восстановить название басни.

3-й конкурс «Чёрный ящик»

Участники команд по очереди достают из черного ящика предметы (можно заменить карточками с изображением предметов). Нужно определить, из какой басни предмет или его изображение.

жёлудь

«Свинья под Дубом»

очки

«Мартышка и очки»

зеркало

«Зеркало и Обезьяна»

сыр

«Ворона и Лисица»

жемчужина

«Петух и жемчужное зерно»

топор

«Дерево»

хворостина

«Гуси»

листья

«Листы и Корни»

два ячменных зерна

«Муравей»

4-й конкурс «Конкурс капитанов»

Капитаны команд выбирают карточки с текстами басен с пропущенными словами. Необходимо восстановить текст, вписав пропущенные слова, и выразительно прочитать басню.

Зеркало и Обезьяна.

Мартышка, в Зеркале увидя__________свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за _______?

Какие у неё ужимки и ___________!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких_________пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин _______лишь попусту пропал.

 

Лебедь, Щука и Рак.

Когда в _________согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с _________воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из_______ лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в _________,

Рак пятится назад, а Щука тянет в ________.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

 

Слон и Моська

По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас,

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него __________,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну так и лезет в драку с ним.

«________, перестань срамиться, -

Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты ________, а он себе идёт

Вперёд

И лаю твоего совсем не примечает. –

«Эх, эх! – ей Моська отвечает, -

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без _______,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! Знать она_______,

Что лает на Слона!»

5-й  конкурс «Блиц-турнир»

Пока капитаны заполняют карточки, участники команд отвечают на скорость на вопросы.

1) Назовите русских баснописцев. (М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев)

2) Какой язык выучил И.А.Крылов к 50-и годам? (древнегреческий)

3) Как подписал И.А.Крылов свой перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям»? (Нави Волырк – перевёрнутое  Иван Крылов)

4) Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И.А.Крылов? (журналистикой)

5) В каком городе родился И.А.Крылов? (в Москве)

6) С какого возраста И.А.Крылов работал переписчиком бумаг в губернских канцеляриях? (с 8 лет)

6-й конкурс «Кто есть кто»

Игроки команд по очереди достают из конвертов карточки  с написанными словами, называющими героев басен. Участники должны определить, кого в своих баснях И.А.Крылов называл следующим образом:

вещунья

ворона

плутовка

лиса

проказница

мартышка

попрыгунья

стрекоза

серый забияка

волк

певец Авроры

соловей

7-й конкурс «Мораль сей басни такова»

Участники игры получают карточки, на которых написаны слова морали. Необходимо определить, из какой басни приведена мораль.

1) Избави бог и нас от этаких судей. («Осёл и Соловей»)

2) Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Петух и жемчужное зерно»)

3) Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот»)

4) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух»)

5) Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки»)

6) Когда боится трус кого,

То думает, что на  того

Весь свет глядит его глазами. («Мышь и Крыса»)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Литературная игра в 5 классе по творчеству М. Твена

Литературная игра для 5-7 классов по произведениям Чуковского

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Литературная семейная игра для 4-5 класса

Рейтинг: +1 Голосов: 1 18388 просмотров
Светлана Козлова # 5 октября 2013 в 19:23 +2
Сама занимаюсь сочинением  литературных игр,поэтому  было  интересно посмотреть в  каком  направлении  работает учитель. Многие подобные конкурсы применяю в своей  работе, а вот  некоторые  встречаю впервые  для себя.Например,"Мораль сей  басни  такова","Кто есть кто", "Конкурс  капитанов". Такие конкурсы способствуют взаимообогащению педагогов, работающих в  одном направлении. Спасибо за игру.
Казанцева Ирина Павловна # 8 октября 2013 в 19:27 +2
Замечательно подобраны конкурсы к данной теме. И хотя разработка литературной игры для детей 5 класса, можно адаптировать, то есть взять очень многое для начальной школы, когда идет изучение творчества И Крылова. Спасибо!
Ольга Васильевна Кравченко # 15 января 2014 в 09:08 +1
Данное мероприятие я смогла бы провести в 4 классе после изучения басен И.А.Крылова. Задания разнообразные, интересные. Обязательно воспользуюсь материалом! Спасибо!