Сценарий литературной интеллектуальной игры для 2-3 класса

Интеллектуальная игра по произведению И. Акимушкина «Жил-был ёжик»

Автор: Царенко Галина Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ «Октябрьская СОШ №1», п. Октябрьский Волгоградская область

Данное мероприятие было проведено на заседании кружка  по экологии и предназначено для учителей начальной школы, воспитателей ГПД и других образовательных учреждений. Материал разработан в форме игры с целью повышения интереса учащихся к литературному чтению. Сценарий предназначен для учащихся 2-3 класса.

Цель: Познакомить с творчеством И. Акимушкина; через его рассказ показать многообразие животного мира; подчеркнуть особенности стиля писателя (показывает семейства животных)

Ход:

Ведущий: -На протяжении многих лет человек наблюдает за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться. Ведь они такие забавные, эти животные.

1. «Несколько слов об авторе»

«К сожалению, мы все плохо знаем животных, пожалуй, хуже, чем даже звёзды на небе. Одних только видов и разновидностей животных на земле больше миллиона. И все они разные, у каждого свои повадки и способы жить и выживать.» - писал Игорь Иванович Акимушкин.

Какой же необыкновенной смелостью должен обладать человек, который взялся рассказать почти о каждом из миллиона!

Детство, маленький Игорь, проводил на подмосковной даче, на природе. Он любил наблюдать за насекомыми,  маленькими животными, птицами и придумывать им названия.

Обучался в кружке юных биологов при Московском зоопарке, закончил биологический факультет Московского университета, занимался научно-исследовательская работа, участвовал в экспедициях. И, кроме этого, он ещё успел написать более 60 книг.

И. Акимушкин раскрывает перед читателями великолепный мир животных и учит воспринимать его многообразие.

2. Вступление

- Отгадайте загадку: Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно...(Ежик)

3. Чтение  И.Акимушкин «Жил-был ёжик»

4. Конкурс «Эрудиты»

- Как автор называет маленьких ежат, которых мама закутывает в траву? (пакетики)

- Чего не любят ежи? (сырость)

- Что очень любят? (молоко)

- Склонность ежей к разным пахучим веществам для уничтожения… (паразитов)

- Близкие родичи ежей с острова Мадагаскар  (тенреки)

- Хрустит во рту у ежа-топтуна   (жук)

5. Викторина

- Кто встретился на пути ежа?  (лисица, волк, сова, жук, кузнечики, лягушки, соловей)

- Сколько ежат выводит ежиха?  (двух-трёх, а то и десять)

- Сколько видов ежей ?  (двадцать)

- Кого уничтожают ежи? (насекомых, слизней, мышат, ящериц, гадюк, птичьи гнёзда, зайчат крошачных, лягушек, жаб)

6. Интересные факты

· Количество игл на теле ежа – 7-10 тысяч, причем иглы обновляются – старые выпадают, а новые отрастают. Отмечено, что за год из трех иголок меняется только одна. Растет иголка долго – более года.

· Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся.

· В спячку, на зиму, впадают на 128 дней. В это время ежи – хладнокровные животные, т.к. температура тела – всего 2 градуса. Нормальная же температура тела – 34 градуса ( в период бодрствования).

· Частота дыхания ежей в период спячки и бодрствования различна: в спячке она составляет 6-8 раз в минуту, а при бодрствовании – 40-50 раз.

7. Перечитывание рассказа. Инсерт

Поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знали, или думали, что знаете;

Поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

Поставьте «--«  (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

8. «Шесть шляп критического мышления»

-Выскажите шесть точек зрения по этому рассказу.

«Красная шляпа» - это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д.

«Желтая шляпа» - отвечает за оптимизм, показывает, что хорошего можно взять из произведения для себя.

«Зелёная шляпа» - дает советы герою, читателю

«Чёрная шляпа» - найдёт всё, что в поступках героев плохого.

«Белая шляпа» - учит, чему следует поучиться у героя

«Синяя шляпа» - продолжение сюжета

9. Рефлексия. Синквейн

Ёжик

Неторопливый, безбоязненный

Бредёт, торопится, шуршит

Нарушитель предрассветного покоя.

                      Топотун.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интеллектуальной игры по станциям для 3-4 класса на тему: Русская культура

Интеллектуальная игра для младших школьников «Эти забавные животные»

Интеллектуальная игра для школьников 7-10 лет «В мире флоры и фауны»

Интеллектуальная игра для школьников 1 - 5 классов

Интеллектуальная игра для младших школьников «Юный эрудит»

Рейтинг: +3 Голосов: 3 15524 просмотра
Светлана Владимировна Власова # 10 января 2014 в 21:24 0
Очень интересная разработка с использованием технологии критического мышления. Очень часто сама использую синквейн. Спасибо за разработку!
Вера Васильевна Воронова # 10 февраля 2014 в 15:04 0
Спасибо за разработку, Галина Евгеньевна!Синквейн часто использую на занятиях по развитию речи.Детям очень нравится.Желаем Вам энергии, здоровья,чтобы преграды не встречались на ВАШЕМ жизненном пути!
Наталья Алексеевна Акиншина # 16 февраля 2014 в 18:31 0
Очень интересная разработка! Задания позволяют развить творческие способности учащихся. Возьму на заметку.
Елена Владимировна Малютина # 28 февраля 2014 в 19:29 0
Всегда хочется как можно интереснее провести занятие, ваш материал очень помог.
- # 4 марта 2014 в 11:16 0
Интересная, познавательная разработка.Спасибо!
Нелли Юрьевна Андреева # 12 мая 2014 в 18:28 0
Восхищает подбор и отбор научно-познавательного материала!Занятие интересно и обязательно использую в своей работе.Спасибо!
Елена Борисовна Юлинская # 21 августа 2014 в 19:32 0
Спасибо за разработку, Галина Евгеньевна!После прохождения курсов Синквейн часто использую на занятиях по развитию речи.Детям очень нравится.
Шиманкова Лариса Вячеславовна # 29 августа 2014 в 20:43 0
Прекрасная работа!
Виктория Олеговна Огнева # 7 сентября 2014 в 17:48 0
Спасибо за разработку! Очень понравился материал! Обязательно воспользуюсь!
Спасибо!
Людмила Анатольевна Кусова # 14 сентября 2014 в 19:35 0
Здравствуйте! ТРИЗ лежит в основе моей деятельности, поэтому я "влюбилась" в вашу разработку. Данные приемы заставляют детей думать...а в данном случае работать с информацией (что является одним из основных умений по ФГОС НОО). Спасибо! Взяла на заметку!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 19:05 0
Отличная разработка для детей данной возрастной группы. Дети в такой игре узнают интересный материал о ежике. Также мне очень понравилось, что дети смогут сами провести так называемую рефлексию, что знал, что узнал нового.
Елена Викторовна Вечканова # 11 ноября 2014 в 18:08 0
Познавательная и развивающая игра. Заинтересовать детей, привлечь и увлечь чтением - это очень трудно. Это один из способов повысить интерес. Спасибо!
Гульнара Мадиховна Гималетдинова # 15 ноября 2014 в 16:09 0
Очень интересная игра. Познавательная и развивающая. Да такой игрой можно заинтересовать учащихся к чтению, улучшить знания. Спасибо за вашу разработку.
Владимир Николаевич Бок # 21 ноября 2014 в 22:01 0
Хорошая разработка. Использованные приёмы заинтересовывают детей, заставляют думать. Очень познавательная и развивающая.
Ирина Владимировна Кузнецова # 22 ноября 2014 в 13:48 0
Благодарю вас, очень интересно, применю в свой деятельности.
Гульнара Михайловна Тузова # 9 января 2015 в 18:46 0
Галина Евгеньевна, мне очень понравился разработанный вами сценарий, в котором дети развивают свои интеллектуальные способности в познании окружающего мира. Воспитывает интерес к чтению у обучающихся.
Людмила Александровна Черкашина # 8 февраля 2015 в 14:18 0
Игра для детей, - это всегда - здорово! Интелектуальная игра и развивает и воспитывает.
Светлана Васильевна Коробейникова # 10 июля 2016 в 00:31 0
Игра построена логически правильно, в аннотации указана целевая аудитория. Спасибо за материал.