Народный календарь на 2 августа

<...> Пресвятой Илья-пророк-свет преподобной

Пролетал он ко престолу ко Господнему,

И проречет Илья Владыке многомилостливу:

«Уж я дам да эту тучу неспособную

Уж на это на чистое на полюшко,

Я стрелу спущу в крестьянина могучего,

Заражу да я грудь-то его белую!

Не могу терпеть велика беззаконья:

Он не ходит-то крестьянин во Божью церковь,

Он не молится-то Богу от желаньица,

О души своей крестьянин не спахается,

Да он в тяжких грехах попу не кается!»

<...> Как по этой по разливной красной веснушке,

На Троицкой то было на неделюшке,

Накрывать стала крестьянская работушка,

Стали пахари на поле объявлятися.

Тут повыехал спорядной наш суседушко,

Он в раздольице повыехал в чисто поле,

На эты на распашисты полосушки.

С утра жалобно ведь солнце воспекало,

Была тишинка на широкой на уличке;

На часу вдруг тут е да объявилося,

Стало солнышко за облака тулятися,

Наставала туча темна, неспособная,

Со громом да эта туча со толкучиим,

Вдруг со молвией-то тученька свистучей,

Со этым огнем да она палящиим.

На горы шла туча на высокие,

Горы с этой тучи порастрескались,

Мелки камышки со страсти покатилися.

Уже шла да грозна туча эта темная,

По лесам шла она по дремучиим —

Леса к зени с этой тучи приклонилися,

По корешку они все приломалися!

Уже так да шла грозна эта тученька,

В темном лесе дики звери убоялися,

По своим местам звери убиралися!

Становилась туча темна на синё море,

Сине море со дна всё расходилося,

Страшно-ужасно тут море расшумелося,

С луды камни оно тут вырывало,

Волной на берег оно да их бросало:

В синем море белы рыбы убоялися,

По своим станам рыбы разметалися!

По селам пошла туча деревенскиим,

Знать, деревнями-то туча разгремелася,

Мать сыра земля со грому надрожалася;

С тучи добрые дома да пошатились,

Со чиста поля крестьяна убирались,

Во своих домах оны да сохранялись!

С этой страсти крестьяна, с переполоху,

Затопляли свечи да воску ярого,

Тут молили оны Бога от желаньица,

Оны кланялись во матушку сыру землю:

«Спаси, Господи, ведь душ да наших грешных,  

От стрелы ты сохрани да нас, от молвии,

Пронеси, Господи, тучу на чисто поле,

На чисто поле тучу, за синё море!»

Страшно-ужасно тут туча разгромелася,

Очень п[а]лягцие огни да разгорелися.

Всё ведь думал-то спорядной наш суседушко,

Тороком да пройде темна эта тученька;

Становился под кудряву деревиночку,

Стрела Божья тут вдруг да разлетелася,

Не на воду ведь стрелушка, не на землю,

Не на звиря в темном лесушке съедучего,

Она пала на суседа спорядового,

Изорвала всё ретивое сердечушко!

Заразил-побил Илья-свет преподобной

Да он славного крестьянина могучего.

Туча темная зараз же уходилася,

На чисто поле тут туча своротилася,

Стрела-молвия зараз же приукрылася,

Вдруг пороспекло тут красно это солнышко... [Причитания, 62—64]

Правило неукоснительно соблюдалось в течение многих веков, его придерживались и в первой половине XX столетия, пока хоть в какой-то мере сохранялась традиционная сельская жизнь.

С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой (с водой) прощается.

С Ильина дня вода стынет.

С Ильина дни вода студена станет, купаться нельзя.

Запрет купаться начиная с Ильина дня объясняется в народе поведением особо почитаемого животного, нередко связанного с пророком.

На Ильин день олень копыто обмочил — купанью конец.

С Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает, оттого что в этот день будто через реку олень переплыл и воду остудил [Новгород. ГВ, 1853, №7].

В Пошехонском уезде Ярославской губернии причину охлаждения рек объясняли следующим: «Илья пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет» [Максимов, 400]. В Карпатах существует поверье, что с Ильи нельзя купаться, поскольку медведь в воду заскочил. «В Чердынском районе Пермской области говорили, что если купаться после Ильина дня, то можно утонуть или заболеть» [Макашина, 1982; 87].

В Нерчинске Читинской области записан был рассказ (быличка) об опасности купаться в Ильин день: «Мне было лет восемь или девять. Я помню, это было в Ильин день. Мужики наши кумакинские мылись в бане. У нас же в деревне бани все на берегу, за огородами. Мужики напарятся и выскакивают — прямо в Нерчу ныряют.

Мы, ребятишки, на берегу были. И вот тетка Мишиха из своей бани вышла, к нам подошла. Посмотрела, посмотрела и говорит:

— Это что же такое они вытворяют! Разве в Ильин день купаются? Сегодня Илья пророк <...> — только черти сегодня купаются.

Сказала так и ушла.

И вот мы смотрим: на той стороне Нерчи, за Тарским Камнем, появился из воды кто-то — косматый, черный — и давай из воды выскакивать. Унырнет — снова вынырнет, унырнет — снова выскочит. Сам волосатый, волосья длинны, черны и по самую з... Руками хлопает по воде и выскакивает.

А там же, за Нерчой, скалы одни. Кто же там мог быть?! Человек никак не мог» [Зиновьев, 50].

По одним сведениям, водяной боится грозы и посылаемых в него пророком Ильей молний, по другим — напротив, празднует Ильин день.

Вообще на Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и т. п. В связи с последним верованием установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтоб не навести на избу грозу и молнию.

По той же причине на Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.

В день Ильи пророка зверь и гад бродит по воле.

На Илью обыкновенно бывают «воробьиные ночи» — когда в течение целой ночи раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаряет все небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такую ночь ревет скот, страшно становится и не спится человеку. По уверениям тамбовцев, «громовые стрелы, павшие в эту ночь, особенно полезны от разных болезней и употребляются знахарями и колдунами в заговорах, причем непременно упоминается имя пророка Божьего Илии, „стрелами отбивающего и отстреливающего от раба (имярек) уроки, приторы, и притки, и щипоты, потяготы и позевоты, ломоты и ветряное язво"» [Тамбов. ГВ, 1889, №81].

К Илье приурочивалось исполнение заветов. Если скотина погибала, не было приплоду или чтобы заручиться поддержкой святого, ему «завечали» барашка, ягненка. Обещанную Илье скотину выкармливали до Ильина дня, накануне забивали, часть туши относили в церковь. Остальное шло на мирскую братчину, варилось в большом котле, часто на улице, за деревней, и поедалось сообща, «всем миром», под мирское же пиво.

Эпизоотии, по представлениям крестьян, случались как наказание Божие за людские грехи. Чтобы избежать падежа скота и обеспечить его плодовитость, молились разным святым (Власию, Николе, Модесту, Флору и Лавру, Спиридо- ну), и обязательно Илье пророку. Жители Заонежья ходили в деревню с громким названием Рим, «где стояла заветная, построенная по случаю скотского падежа за один день часовня Ильи пророка», в ней молились, «чтобы уберечь скот от „бескормицы", если весна запаздывала, а также в тех случаях, когда новокупленная корова плохо приживалась у новых хозяев» [Логинов, 34].

В Вятской губернии пророка Илью пытались умилостивить дарами: приносили в этот день в церковь «под свято» ногу барана, пчелиного меду, пива, колосьев свежей ржи и зеленого гороху.

Илья младше Миколы, поэтому бык Миколе, а баран Илье.

Костромской обычай: если ягнята умирали или приплоду не было, хозяйка давала обет Илье пророку: «Господи, приведи его [ягненка] воспитать! До Ильина дни додержу и ляжку (или лопатку) обещаю в церковь!» Накануне Ильина дня ягненка резалн, заднюю ляжку или переднюю лопатку заворачивали в капустные листья и утром, когда зазвонят к обедне, несли в церковь [Завойко, 1917; 15].

В заонежской деревне Моталово на Большом Клименецком острове «окропление скота и лошадей проводилось по завету на второй день после Ильи пророка» [Логинов, 35]. Вообще же в этих местах праздник Ильи пророка был посвящен главным образом рогатому скоту. В тех приходах, где кропление лошадей проводилось в Макарьев день (7 августа / 25 июля), на Илью «проверяли резвость коней» [Там же, 35].

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 1 августа

Народный календарь на 4 августа

Народный календарь на 5 августа

Народный календарь на 3 августа

Народный календарь на 6 августа

Страницы: 1 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!