Классный час, 11 класс. О малых народах России

Познавательный классный час «О малых народах России. Цыгане. Международному дню цыган посвящается», 11 класс

Над лесистыми брегами,

В час вечерней тишины,

Шум и песни под шатрами,

И огни разложены.

Здравствуй, счастливое племя!

Узнаю твои костры;

Я бы сам в иное время

Провождал сии шатры.

Завтра с первыми лучами

Ваш исчезнет вольный след,

Вы уйдете - но за вами

Не пойдет уж ваш поэт.

Он бродящие ночлеги

И проказы старины

Позабыл для сельской неги

И домашней тишины.

А. Пушкин

Задачи

1. Познакомить учащихся с историческими событиями и датами, связанными с историей цыган.

2. Способствовать формированию информационной культуры учащихся, пониманию информации как средства развития собственного кругозора.

3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям народов, населяющих Россию, терпимость и эмпатию.

Форма проведения: устный журнал с элементами театрализации.

Подготовительная работа

1. Изучить статистику проживания цыган на территории города.

2. Подготовить театрализованный отрывок из произведения Е. Шварца «Дракон».

3. Найти статьи из газет и журналов об истории и культуре цыган.

4. Подготовить сценарий устного журнала.

Опросник по теме

1. Знаете ли вы о существовании такой национальности, как цыгане?

2. Что вы знаете об этом народе?

3. Есть ли среди ваших друзей, знакомых ваших родителей цыгане?

4. Какие качества характера присущи цыганам?

5. Какую характеристику, как правило, дают этому народу?

Ход информационного часа

I. Основная часть

(Информационно-познавательный час начинается с театрализованного отрывка из пьесы Е. Шварца «Дракон».) Действующие лица: Шарлемань, Ланцелот, Эльза. Шарлемань сидит на стуле. Он задумчиво листает календарь. Входит Ланцелот.

Ланцелот. Здравствуйте! Я могу войти?

Шарлемань. Проходите. Вы, видимо, устали с дороги? В нашем городе можно хорошо отдохнуть. В нем никогда ничего не случается.

Ланцелот. Простите... Вы только что сказали, что у вас очень тихий город.

Эльза. Конечно. Зеленый и тихий.

Шарлемань. А вы в этом сомневаетесь?

Ланцелот. А дракон? Дракон, который живет неподалеку?

Шарлемань. Ах это... Так мы уже привыкли к нему... 400 лет он живет здесь.

Ланцелот. Но по пути я слышал, что дочь ваша...

Эльза. Вас это не касается!

Ланцелот. Почему?

Эльза. Потому что тут уж ничего не поделаешь...

Шарлемань. Да, мы уже обсудили это. Завтра, как только дракон уведет мою дочь, я умру.

Ланцелот. А вы не пробовали с ним бороться?

Шарлемань. Выступали против лет 200 назад. Он сжег половину города и отравил жителей ядовитым газом.

Ланцелот. Но ведь он совсем обнаглел!

Шарлемань. Нет, что вы! Он очень добр!

Ланцелот. Добр, унося каждый день по одному человеку в свое логово?

Шарлемань. Уверяю вас, это абсолютная правда. Когда нашему городу грозила холера, он по просьбе городского врача дохнул своим огнем на озеро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был спасен от эпидемии.

Ланцелот. Давно это было?

Шарлемань. Нет. Всего 82 года назад. Но ведь добрые дела не забываются.

Ланцелот. А что еще доброго он сделал?

Шарлемань. Он избавил нас от цыган.

Ланцелот. Но цыгане очень милые люди.

Шарлемань. Что вы! Какой ужас! Я, правда, в жизни не видал ни одного цыгана. Но я еще в школе проходил, что они - люди страшные.

Ланцелот. Но почему?

Шарлемань. Это бродяги по природе, по крови. Они - враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают повсюду. Теперь мы вообще очистились от них, но еще 100 лет назад любой брюнет должен был доказать, что в нем нет цыганской крови.

Ланцелот. Кто вам рассказал все это о цыганах?

Шарлемань. Наш дракон. Цыгане нагло выступали против него в первые годы его власти.

Ланцелот. Славные, нетерпеливые люди.

Шарлемань. Не надо, пожалуйста, не надо так говорить.

Ланцелот. Они хотели вам помочь, а вы...

Артисты уходят.

Классный руководитель. Как похоже то, что мы с вами сейчас увидели, на действительность XXI в.! Как часто в обыденной жизни мы слышим о том, что цыгане - люди второго сорта. Об этом говорят в транспорте, на улице, пишут в газетах и журналах. А кто они такие - цыгане? Как они живут, чем занимаются, что представляет собой их культура, кем и чем они гордятся - об этом наш сегодняшний разговор.

Ведущий. Итак, выпуск нашего сегодняшнего информационного журнала посвящен цыганам, людям, которые не только живут с нами на этой земле, но и очень много сделали и делают для ее процветания. Впрочем, обо всем по порядку.

Ведущая. Первая страница нашего журнала посвящена истории цыган.

Ученик 1. Цыгане - это собирательное название около 80 этнических групп, объединенных общностью происхождения и признанием цыганского закона.

Ученик 2. Британцы традиционно называют их gypsies - от egyptians - «египтяне»; испанцы -gitanos, также от egiptanos - «египтяне»; французы - bohemiens - «богемцы», «чехи»; немцы - zigeuner; итальянцы - zingarv, голландцы - heidens - «язычники»; венгры - cigany или pharao пегек - «фараоново племя»; финны - mustalaiset - «черные»; турки - lingerie, gingane; израильтяне - tso 'anim - от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгары - цигани.

В настоящее время во многих языках мира можно слышать название цыган — рома или романиты.

Ученик 3 (показывает на карте). Вот места расселения цыган. Сейчас цыгане живут во многих странах Европы и Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Численность по разным оценкам, - от 2,5 до 8 и даже 10-12 млн человек.

Ученик 4. В СССР насчитывалось 175,3 тыс. человек (перепись 1970 г.). В России, по переписи 2002 г., проживает около 183 тыс. цыган, по словам цыганских активистов - до миллиона.

Ученик 1. 8 апреля 1971 г. в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание цыган мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем».

Ученик 2. Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвященных цыганской культуре.

Ученик З. В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днем цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определенное время, дружно выходить на улицу с зажженной свечой.

Ученик 4. В 2005 г. правительства Болгарии, Хорватии, Чехии, Венгрии, Словакии, Румынии, Македонии, Сербии и Черногории заявили о намерении принять меры по сокращению разницы в достатке и условиях жизни между цыганским и нецыганским населением, а также положить конец бедности и оторванности цыган от жизни общества.

Ученик 1. Они создали проект восьми стран Центральной и Восточной Европы, направленный на повышение социально- экономического статуса и интеграцию в общество цыганского меньшинства данного региона. Мероприятия в рамках этого первого международного проекта в Европе по улучшению качества жизни цыган будут проходить в период с 2005 по 2015 г.

Цыгане являются самым многочисленным национальным меньшинством в Европе. Около 10 млн, большая их часть, проживают в странах - участницах проекта.

Ведущий. По моему мнению, о Международном дне цыган недостаточно говорят и пишут. Мало кому известны факты, которые бы рассказали миру о народе под общим названием «цыгане».

Ведущая. И мы объявляем рубрику «Из истории появления цыган».

Ученик 1. Согласно исследованиям предки цыган вышли из Индии в VI в. группой около 1000 человек. Предположительно по обычаю того времени они были подарены в качестве придворных музыкантов одним из индийских правителей персидскому правителю.

Ученик 2. По самой популярной версии, около 400 лет они провели в Персии, прежде чем начали постепенно расходиться по свету - на восток, обратно в Индию и в Среднюю Азию, на запад, в Палестину и через нее в Египет, а через Армению в Византию.

Ученик 3. Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии. Документы свидетельствуют о том, что цыгане жили и в центре империи, и на ее окраинах. Большая часть их приняли православие еще в Армении.

Ученик 4. В Византии цыгане быстро интегрировались в общество. В ряде мест их вожакам даются определенные привилегии. Цыгане упоминаются как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадалки, заклинатели змей, Дрессировщики медведей. При этом считается, что самыми распространенными занятиями среди цыган были артистическое ремесло и кузнечное дело. В исторических книгах упоминаются целые Деревни цыган-кузнецов.

Ученик 1. При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли авантюрно настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничеством, гаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган как народа среди европейцев. И только через некоторое время стали прибывать артисты, дрессировщики, ремесленники, конеторговцы.

Ученик 2. Первые цыганские таборы, пришедшие в Западную Европу, рассказывали правителям европейских стран, что папа римский за временное отступничество от христианской веры наложил на них особое наказание: семь лет скитаний.

Поначалу власти оказывали им покровительство: давали еду, деньги и защитные грамоты. Со временем, когда срок скитаний явно истек, такие поблажки прекратились, цыган стали игнорировать.

Ученик 3. Тем временем в Европе назрел экономический и социальный кризис. Его результатом стало принятие ряда жестких законов в странах Западной Европы, направленных против представителей бродячих профессий, а также просто бродяг, число которых сильно увеличилось из-за кризиса, что, по видимости, создавало криминогенную обстановку. Кочевые, полукочевые или попытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане также стали жертвой этих законов.

Ученик 4. К примеру, Швеция. Закон от 1637 г. предписывает повешение цыган мужского пола.

Германия, Майнц, 1714 г. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймение раскаленным железом женщин и детей.

Англия. По закону 1554 г. введена смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточен. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 г. под этот указ попали восемь англичан. Все они были повешены в Эйлесбери.

Расправы были самыми разнообразными: в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии - правое. В Австрии предпочитали клеймить. Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих Вильгельм Прусский. В 1725 г. он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше 18 лет.

Ученик 1. В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались, поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание, а во-вторых, практически культурно законсервировались (до сих пор цыгане Западной Европы считаются наиболее недоверчивыми и приверженными буквальному следованию старинным традициям). Им также пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в лесах и пещерах, что усиливало подозрительность населения, а также порождало слухи о людоедстве, сатанизме, вампиризме и оборотничестве цыган. Следствием этих слухов стало появление связанных с ними мифов о похищении людей и особенно детей (для употребления в пищу или для сатанинских обрядов) и о способностях к злому колдовству.

Ученик 2. Предки русских цыган пришли в Россию через Польшу из Германии, где в основном служили в армии или при армии, поэтому поначалу среди других цыган они носили прозвище, переводимое примерно как «армейские цыгане».

Ученик 3. Цыгане, владевшие некоторыми профессиями, настолько хорошо себя показали в работе, что их не только признали, но даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в поденщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.

Ученик 4. Но к тому времени уже существовало много легенд о том, что цыгане - это люди, ворующие детей, служащие вампирам, поэтому в разных странах принималось все больше законов, направленных против цыган.

Так, в Польше 3 ноября 1849 г. было принято постановление об аресте кочевых цыган. За каждого задержанного цыгана полицейским выплачивали премиальные суммы. В результате полиция хватала не только кочевых, но и оседлых цыган, записывая задержанных как бродяг, а детей - как взрослых, чтобы получить больше денег.

Ведущий. А как же расселялись цыгане в Восточной Европе?

Ученик 1. В начале XV в. цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но и в Сербии, Албании, землях современных Румынии и Венгрии. Они селились деревнями или городскими слободками, собираясь по признакам родства и профессии. Основными ремеслами были работа с железом и драгоценными металлами, вырезание из дерева предметов быта, плетение корзин. Жили в этих областях и кочевые цыгане, которые также занимались ремеслами либо цирковыми представлениями с использованием дрессированных медведей.

Ученик 2. В 1442 г. король Венгрии Жигмонд даровал цыганам освобождение от налогов, поскольку они стали играть важную роль в обороне края. Цыгане делали пушечные ядра, холодное оружие, конскую сбрую и латы для воинов.

Ученик 3. В XVI в. турками были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы. Перечень профессий был очень обширен: документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, пастухов и т. д. К цыганам относились враждебно, к примеру в Молдавском княжестве цыган объявили рабами с рождения; каждый цыган принадлежал хозяину той земли, на которой его застиг указ. Там же на протяжении нескольких веков цыган подвергали жесточайшим наказаниям, пыткам ради развлечения и массовым казням. Торговля крепостными цыганами и пытки над ними практиковались вплоть до середины XIX в.

Ученик 4. Вот пример объявлений о продаже.

1845 г. У сыновей и наследников умершего сердара Николая Нико в Бухаресте продаются 200 семейств цыган. Мужчины большей частью слесари, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы.

1852 г. Монастырем св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек. В прекрасном состоянии.

Ведущая. А каково было положение цыган в России?

Ученик 1. Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 г. Это указ Анны Иоанновны о новых налогах на содержание армии. Вот его текст:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны. При сем случае докладе Генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, между прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут».

Ученик 2. Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 г. причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям, кроме дворянского, при соответствующем образе жизни. В течение XIX в. происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов. В конце XIX в. в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь зимой на постой в деревне).

Ведущий. Бытует мнение, что цыгане - это люди, которым все равно где жить, при каких правительстве и власти. Это так?

Эксперт. Это совершенно неверно. И доказательством этому служит рассказ об участии русских цыган в Великой Отечественной войне.

Ведущая. Давайте обратимся вначале к статистике. Мы открываем страницу «Цыгане СССР в Великой Отечественной войне».

Ученик 1. В годы Второй мировой войны около 150-200 тыс. цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками. 30 тыс. из них были гражданами СССР.

Ученик 2. С советской стороны во время Великой Отечественной войны из Крыма заодно с крымскими татарами были депортированы и крымские цыгане.

Ученик 3. Цыгане СССР участвовали в военных действиях как рядовые, танкисты, водители, летчики, артиллеристы, медицинские работники и партизаны.

Ученик 4. Состояли в Сопротивлении цыгане Франции, Бельгии, Словакии, Балканских стран, а также находившиеся там во время войны цыгане из Румынии и Венгрии.

Ученик 1. Раньше факты участия цыган в войне тщательно скрывались из идейных и нравственных соображений или тщательно подвергались цензуре, и до народа доходили уже в искаженном виде.

Ведущий. Каким образом безоружные цыгане, те, что не были призваны в действующую армию, могли воевать с врагом?

Эксперт. Тому есть немало примеров. Кочевые цыгане бродили по оккупированным фашистскими захватчиками территориям и приставали к доверчивым фашистам, никогда не видавшим настоящих цыган. Почти все они владели немецким языком и обращались к фашистам с фразой: «Парень, спросить можно?» Фашисты, как правило, начинали что-то объяснять невпопад и попадались в хитро расставленные сети. Цыгане предсказывали фашистским оккупантам скорую победу и дальнюю дорогу, настолько дальнюю, что у них не возникало никакого сомнения в достоверности предсказаний.

Ученик 2. Или, к примеру, цыгане настойчиво требовали позолотить ручку, и фашисты не могли устоять против домогательств настырных цыган. Не скоро до них доходило, что они стали жертвами обычного цыганского мошенничества. В фашистских архивах сохранилось множество материалов о деятельности цыганских группировок на оккупированных территориях.

Ученик 3. Цыгане занимались разбоем на дорогах и разведывательной работой, наводящими вопросами выпытывая у фашистов самые сокровенные тайны, касающиеся расположения войск и дальнейших военных планов на будущее. Кроме этого, некоторые цыгане просто по руке могли угадать номер воинской части и количество оружия, по руке они угадывали настроение личного состава и имена высших чинов вплоть до фюрера. Все сведения они продавали нашему командованию.

Ученик 4. Партизанские цыганские соединения под предводительством барона Будулая разъезжали с песней по вражеским тылам и строчили по фашистам из пулеметов, установленных прямо на кибитках.

Ведущая. Можете ли вы рассказать о цыганах - участниках Великой Отечественной войны?

Ученик 1. Да, конечно. К примеру, Александр Иванович Бауров.

Ученик 2. Александр Иванович Бауров родом из знаменитой цыганской артистической семьи. Его предки прославились своим пением в хорах Петербурга и Москвы. Сам он танцевал, играл на гитаре. Около 1920 г. поступил на Путиловский завод помощником сталевара. С 1925 по 1933 г. учился в Электротехническом институте связи, а сразу после окончания курса устроился лаборантом в Академию связи. Все это время Александр вечерами работал в Ленгосэстраде, аккомпанируя на гитаре в цыганском ансамбле. Кстати, гитару хорошего мастера он взял с собой на фронт. В короткие минуты отдыха цыган играл и пел для друзей.

Ученик 3. Хорошее техническое образование позволило Баурову занимать командные должности в армии. Вначале он был начальником службы связи в 44-м бронетанковом батальоне. Ему довелось оборонять Пулковские высоты. Во время атаки под Красным селом цыган-офицер был ранен в руку и контужен. Из подбитого танка его вытащили санитары.

Ученик 4. Подлечившись, Александр Бауров воевал в 189-й стрелковой дивизии. А потом его назначили начальником связи 1-го воздухоплавательного дивизиона. Артиллерия нуждалась в корректировке огня, и необходимые сведения ей передавали с аэростатов. Сохранились снимки вражеских позиций, сделанные с головокружительной высоты. Особенно впечатляют результаты работы: развороченная нашими тяжелыми снарядами немецкая техника и разбитые укрепления. Все это попадало в объектив после того, как немцы откатывались под напором Красной армии. Второе ранение Бауров получил на Карельском перешейке.

Ученик 1. Отвагу ленинградского цыгана отмечали как продвижением по службе, так и наградами. В 1944 г. он был уже капитаном. Его грудь украшали ордена Красной Звезды и Боевого Красного Знамени.

Ученик 2. А орден Александра Невского - почетную и редкую награду - Бауров получил за активное участие в боях при форсировании реки Одер. Кроме того, он был награжден польской наградой - Крестом храбрых. Победу Александр Иванович встретил в Лейпциге, но на этом его служба не закончилась.

Ученик 3. После войны его оставили в Германии для изучения немецкой ракетной техники. А с 1949 по 1955 г., будучи уже инженером-подполковником, Бауров принимал участие в создании и запуске первых отечественных ракет на полигоне в Капустином Яре Астраханской области.

Ученик 4. Александр Бауров - лишь один из тысяч принимавших участие в Великой Отечественной войне цыган.

Ведущий. Конечно, мы не можем привести сегодня весь список цыган, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Но мы можем убедиться в том, что каждый народ, в том числе и цыгане, проживающие на территории любой страны, вносят свой огромный вклад в ее историю и культуру.

Ведущая. Действительно, можно ли представить себе Россию без актеров, музыкантов, певцов, художников из числа цыган?

Ведущий. А в культуре мира? К примеру, Хоакин Кортес.

Ведущая. И мы открываем рубрику «Культура цыган мира». В этой рубрике мы познакомим вас с людьми из разных стран мира, которых объединяет их принадлежность к цыганской национальности.

Ученик 1. Хоакин Кортес родился в Кордове, в Испании. В 15 лет был принят в труппу Испанского национального балета. В 1992 г. создал собственную компанию «Балет фламенко Хоакина Кортеса».

Автор шоу Cibaye, «Цыганская страсть», «Душа», «Любовь и ненависть». Считается самым известным в мире исполнителем фламенко. Снимался в фильмах Карлоса Сауры и Педро Альмодовара. Как всякий настоящий цыган, Кортес - фанатик своей профессии и может говорить о ней долго и красочно.

Хоакина Кортеса называют принцем современного фламенко. Но он знаменит не только тем, что является великолепным танцором мирового уровня. Хоакин Кортес - посол цыган Западной Европы в Европейском союзе. Уже 7 лет он сражается против дискриминации своего народа.

Хоакин Кортес - основатель Цыганского фонда, занимающегося проблемами социальной адаптации детей из бедных цыганских семей, а также интеграцией цыган в общественную и культурную жизнь Европы.

Ученик 2. А мне хотелось бы познакомить вас еще с одним представителем цыган, внесшим огромный вклад в развитие цыганской культуры.

Алеша Димитриевич (настоящее полное имя Алексей Иванович Димитриевич) - известный цыганский артист и музыкант, родившийся в России 23 марта 1913 г. в цыганском таборе на Дальнем Востоке в семье артистов из русских цыган. Его отец создал цыганский ансамбль из певцов и танцоров, организовывал гастроли по всей стране. У Алеши было три старших брата - Иван, Николай и Дмитрий и две сестры - Валя и Маруся. У каждого из детей была в ансамбле своя роль: певца, танцора или музыканта. Алеша был танцором и гитаристом.

Ученик 3. Со времен гражданской войны он находился в эмиграции. Вместе с армией Колчака попал в Харбин. Затем Димитриевичи выступали во множестве стран, среди которых Япония, Филиппины, Индия, Греция, Марокко.

В 1924-1925 гг. табор Димитриевичей перебрался в Испанию, где они провели несколько лет. В 1929 г. переехали во Францию-

В Париже выступали в ресторане «Эрмитаж», где к тому времени пел всем известный певец А. Вертинский. Алеша Димитриевич много выступал в то время как танцор и акробат.

Ученик 4. Накануне Второй мировой войны Димитриевичи отправились дальше в эмиграцию, в этот раз в Южную Америку. Ансамбль Димитриевичей выступал в Бразилии, Аргентине, Боливии и Парагвае. В 1960-1961 гг. Алексей возвращается в Париж. До этого он был танцором и гитаристом и только в возрасте 50 лет начал петь.

Ученик 1. В 1962 г. он записал пластинку «Последние голоса цыган», на которой звучат голоса известных цыганских певцов из разных стран мира. В 1970-х гг. он встречался в Париже с Владимиром Высоцким. Они неоднократно вместе пели песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку.

Ученик 2. Заработанные деньги он отдавал на помощь малоимущим цыганам, русским эмигрантам - художникам, поэтам и музыкантам. Он умер в Париже 21 января 1986 г. в возрасте 72 лет. Похоронен недалеко от Парижа на русском кладбище Сент- Женевьев-де-Буа.

Ученик 3. Я приглашаю вас в Германию, чтобы познакомить с Иоганном Тролльманном. Обаятельный Тролльманн вошел в мир спорта в конце 1920-х гг. и быстро стал любимцем публики. Он родился в простой семье цыган в небольшом нижнесаксонском городке. Его цыганское прозвище было Рукели, для немцев он всегда был просто Цыган Тролльманн. В подростковом возрасте Иоганн увлекся боксом и стал посещать юношеский спортивный клуб «Герой». Уже тогда у него определился характерный стиль ведения боя, ставший известным как «танец Тролльманна». Он заключался в очень ловких уворотах от ударов, основанных на особой игре ног и пластичности поворотов. При этом руки он держал нарочито низко, словно и не думая защищаться, словно и не ожидая, что хоть один удар его достанет. Глядя на Иоганна, любой понимал: цыган остается артистом и на ринге!

Ученик 4. В 22 года Рукели перешел в профессиональный спорт и переехал в Ганновер. За четыре года до знаменательного боя за титул чемпиона Германии Иоганн успел провести 47 боев, из которых проиграл только 9. При этом, будучи боксером среднего веса, он нередко выступал в полутяжелом. Он был невероятно популярен. В 1933 г. Цыган Тролльманн решил бороться за титул чемпиона Германии. Еще перед боем ему намекнули: победа не будет засчитана, потому что цыган не может стать победителем.

Ученик 1. После шести раундов противник Иоганна уже явно проигрывал. Встревоженный председатель союза немецких кулачных бойцов, член национал-социалистической партии Георг Радамм прекратил бой, объявив... ничью. На несколько секунд в зале воцарилась тишина. Потом взвился чей-то голос: «Нечестно! Жульничество!» Крик подхватили остальные зрители. Они бесновались и требовали признать цыгана чемпионом. Ярость грозила вылиться в бунт. На ринг отважно впрыгнули немецкие друзья Тролльманна, бывшие его секундантами.

- Судите честно, иначе мы на вас покажем, что такое настоящий бокс! - кричали они, и толпа поддерживала их ревом. Испуганные нацисты дрожащими руками надели на Рукели пояс чемпиона. На глазах цыгана выступили слезы... Может быть, слезы благодарности, может, нежданного счастья.

Но всего через шесть дней Тролльманн получил письмо, которое гласило: «Плач - это недостойное поведение для немецкого спорстмена. Так же, как и прыжки по рингу. Это "плохой бокс", и вы лишены титула чемпиона Германии...»

Ученик 2. Тролльман вызывается участвовать в следующем бое за чемпионство. Его соглашаются записать при одном условии: никаких «танцев». Настоящий немецкий спорстмен не должен уклоняться от ударов. При этом против Тролльманна выставляют Густава Эдера, спортсмена, известного страшной силой удара в ближнем бою. Фактически устроители хотели превратить бой в спектакль, в фарс с избиением «недочеловека». Они просчитались. Иоганн был цыган. А значит - артист. На бой он явился с выжженными перекисью волосами и напудренной добела кожей, став живой карикатурой на «истинных арийцев». В конце спектакля упадет поверженный «ариец», и для нацистов это будет зловещим пророчеством. Но сначала - сначала до конца будет стоять цыган... И он стоял. Расставив ноги и не двигаясь с места. Не отклоняясь от жестоких ударов и только отвечая ударом. Стоял, глядя в глаза своему противнику так пристально, что тот начал нервничать и бил все яростнее. Стоял пять раундов и упал, окровавленный.

Ученик 3. Последующие годы для Тролльманна были трудными. Он участвует в боях, чтобы прокормить семью, но почти каждый раз проигрывает. Когда он начинает лидировать, в перерыве к нему подходят некие люди и говорят: «Ложись, иначе мы доберемся до твоей семьи».

Ученик 4. В 1938 г. Тролльманна призывают в ряды вермахта. Ему предоставляется шанс предотвратить смерть своей семьи «беззаветной службой Третьему рейху». Он воюет на Восточном фронте. В 1941 г. Иоганна демобилизуют по причине ранения, и сразу же гестапо его арестовывает и отсылает в концлагерь Нойенгамме. Германии он больше не нужен. В лагере уже находятся его братья. В Нойенгамме экс-чемпион становится игрушкой для эсэсовцев. Его вызывают для боев, на нем тренируют удары. Сытые, здоровые юнцы со смехом избивают ослабевшего и рано постаревшего от голода мужчину. На руках у него - вывернутые наизнанку боксерские перчатки: защищайся, со смехом говорят ему тюремщики.

Ученик 1. Цыган Тролльманн ответил наконец ударом на удар, и в 1943 г. во время одной из таких «тренировок» его застрелили.

В 2003 г. Федерация бокса Германии вернула Иоганну Вильгельму Тролльманну титул чемпиона в легком весе 1933 г. Пояс был послан его прямым наследникам. В Ганновере в честь него, цыгана по национальности, названа улица.

Ведущий. Как видите, цыгане, как и любой народ мира, работают и учатся, любят и ненавидят, страдают и негодуют.

Ведущая. А в подтверждение этому ребята нашли пословицы и поговорки о цыганах.

Ученик 1. Пословицы и поговорки - один из традиционных способов хранения народной мудрости. В коротких, но очень емких фразах предки цыган сумели описать и цыганский закон, и цыганский дух, и меткие житейские наблюдения, которые могут пригодиться потомкам.

Ученик 2. Вот некоторые из них.

• Камень крепок, а цыганское сердце крепче (цыгане выносливы благодаря силе духа).

• Цыган не окривеет, посмотрев, как другие живут (цыгане не страдают завистью).

• У кого одна жила, а у цыгана две (цыган вынослив от природы).

• Цыганский костер всем бездомным светит (закон гостеприимства свят для цыгана).

• Что у наших цыган, что у чужих - кровь одного цвета (цыгане мира - братья и сестры).

Ученик 3. А еще мы решили предложить вам интересные вопросы с ответами о жизни цыган в рубрике «Знаете ли вы, что...».

Ведущий. Это интересно. Особенно в преддверии Международного дня цыган.

Ученик 4. Знаете ли вы, что:

• в Венгрии существует памятник цыганскому композитору Пиште Данко, а в Польше - цыганской поэтессе Паапуше?

• в 1992 г. гитарист группы Rolling Stones Рон Вуд записал альбом с цыганской группой «Лойко»?

• долгое время в Чехии самым популярным образом в рекламе зубной пасты был улыбающийся цыган?

• первый профессиональный цыганский театр появился в России в конце XIX в. и ставил оперетты на цыганском языке, а второй - в СССР, это театр «Ромэн»?

• в Средние века европейцы обвиняли цыган в людоедстве?

• азиатский народ люли - родственники европейских цыган?

• цыганский язык в родстве с древнеиндийским санскритом?

• цыгане создали одно из направлений джаза - джаз-мануш?

• цыганские писатели Рональд Ли и Матео Максимов кочевали?

• в мюзикле «Собор Парижской Богоматери» роль цыганки Эсмеральды только однажды играла настоящая цыганка - российская певица Диана Савельева?

Ведущий. Многому у цыган можно поучиться. Терпению и трудолюбию, житейской мудрости и радушию. Неудивительно, что русский поэт А.С. Пушкин, стихи которого стали эпиграфом к этому информационному часу, с такой любовью и нежностью пишет о цыганах. (Читает стихотворение А.С. Пушкина, взятое в качестве эпиграфа.)

Ведущая. Среди них, как и среди любого народа, есть люди, которые ведут себя аморально, но это не повод судить о целом народе как о людях второго сорта.

Классный руководитель. Спасибо, ребята. Ваш рассказ о людях цыганской национальности еще раз подтверждает, что нет плохих народов. В каждом народе встречаются люди, которые, к большому сожалению, своим поведением, поступками и делами дискредитируют себя, своих соплеменников. Наша задача - видеть в людях, окружающих нас, положительные качества, а не делить народы на плохие и хорошие, объективно и справедливо, со знанием дела оценивать информацию.

II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Нет комментариев. Ваш будет первым!