Автор: Нефедьева Манира Шафигуловна преподаватель математики УКП-4 ФКУ ИК 272/ОИК-8 г. Саянска Иркутской области.
Методическая разработка классного часа для учащихся старших классов, обучающихся в вечерних школах и УКП
Описание материала: Предлагаю музыкально – литературную композицию для учащихся старших классов, обучающихся в УКП и в вечерней школе «Вернись живым!». Данный материал будет полезен для классных часов посвященным воинам – афганцам. Эта разработка воспитательного характера, направлена на воспитание патриотизма, чувства долга и благодарности у старших школьников.
Внеклассное мероприятие для старших классов «Вернись живым!»
Цели и задачи:
- Военно – патриотическое воспитание молодежи. Показать мужество, честь, отвагу, доблесть советских воинов, честно выполнявших свой интернациональный долг.
- Расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма, духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов – интернационалистов.
Оборудование:
- Фотографии воинов – интернационалистов
- Видеофрагменты из фильма «9 рота»
- Компьютер
- Гитара
Ход мероприятия
1 ведущий
Никто не забыт – ничто не забыто.
Но чтобы не забыть – надо помнить.
А чтобы помнить – надо знать!
«Никто не создан для войны!»
Наша встреча посвящена Дню воинов – интернационалистов, которая отмечается в нашей стране 15 февраля. В этот день в 1989 году был выведен Ограниченный контингент советских войск с территории Афганистана. Этот день волнует сердца многих парней, прошедших огненными дорогами войны. Во имя чего гибли, либо становились калеками тысячи наших соотечественников? Оправданы ли боль и скорбь их матерей, вдов, детей – сирот? Долгое время многие плохо представляли себе то, что же на самом деле происходило в Афганистане? Пользуясь скупыми, порой противоречивыми и искаженными сведениями из прессы. А ведь большинство советских солдат и офицеров руководствовались кодексом нравственности советского воина, для них на первом месте были честь, воинская гордость, любовь к Отечеству и чувство долга перед ним, высочайшая ответственность за порученное дело. Они честно выполняли свой воинский и интернациональный долг, нередко проявляя подлинный героизм и самоотверженность.
Чтец1: (одновременно показ видеофрагмента из к/ф «9 рота» - «Призыв»
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врагов Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают.
Расцелуют крепко, перекрестят.
И по - бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке горькой,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают, Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше.
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!
Эти стихи написала Людмила Матвеевна Плятдева, мать, потерявшая единственного сына.
Ведущий 2:
Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Тогда это называлось выполнением интернационального долга. У этой войны еще малая история. Война – явление жестокое, страшное. Но пока существует на Земле ненависть, будут существовать войны, которые приносят раны людям, уносят из жизни родных и близких людей. И эта война унесла 13310 человек, более 30 000 раненными и искалеченными, около 300 пленными и пропавшими без вести. (Документ-справка.)
Ведущий 1:
Война срывает со смерти ореол таинственности. Смерть – это крики раненных, безмолвный стон в глазах тех, кто уже не в силах кричать. (показ фрагмент из к/ф «9 рота»- 1 день в Афганистане)
В душе так много рваных ран
За воинов святых...
Хранит страна Афганистан
Бессмертный подвиг их.
И, как же больно, что у нас
Героев тех времён
В год вспоминают только раз,
Под поминальный звон…
Ведущий 2:
И гибли на ней, вдали от Родины, несли тяготы и лишения и солдаты, и офицеры, и генералы. Они все были воинами – «афганцами». На перевале Саланг разрывная пуля выбила предплечье легендарному комбату десантников капитану Л.Хабарову. Погиб в горящем самолете генерал – лейтенант П. Шкидченко. (звучит песня «Груз 200»)
Чтец 2:
А сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой Земли.
И будут повторять из уст в уста.
И в каждом этом подвиге незримо
Своя и глубина, и высота.
И красота своя неповторима.
Но из того, о чем мы слышим.
И из того, что мы вершим пока.
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века. (показ фрагмента из к/ф «9 рота» - бой)
Ведущий2:
Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм при оказании помощи в Афганистане.
Ребята зачитывают отрывок из воспоминаний бывших афганцев ( книга А.Боровикова «Афганистан. Еще раз про войну» стр 104-106)
«Человек может привыкнуть к смерти – но чужой. Он может ухмыльнуться и сказать: «Ничего не поделаешь – видно, парню не повезло». Но нельзя привыкнуть к смерти близкого человека. Порой хочется плакать, но слез уже не осталось. Глаза устали плакать, кожа на лице не высыхает, кажется соль слез разъела ее. Нам приходится переживать очень тяжелые психологические нагрузки. Порой кажется, что ты на грани помешательства. (28 февраля 1988г. Симонов А.А. сержант запаса)
Чтец 3:
Ступив на хребет Гиндукуша,
Где солнце тускнело во мгле,
Бессмертную русскую душу
Пронес ты тревожной Земле.
Свинцовые трассы летели
В его не железную грудь,
Отметив, рубцами на теле
К бессмертию пройденный путь.
Утихли со временем раны.
Но снова , к рассвету спеша.
Дорогами Афганистана
В бессоннице бродит душа.
Звучит песня «Калиточка»
Ведущий 1:
Закончилась война в Афганистане, но вновь не спят матери, провожая своих сыновей на службу в армию. Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте нашей страны.
Чтец 4:
Посвящается двадцатилетним!
Прожившим так мало, Прожившим так много!
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаюсь долго.
Горит Чечня, торит Таджикистан.
Как в сорок третьем горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того что мы мало прожили,
Что с того, что нам всего 20 лет?
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам,
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам,
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, так чего ж я достиг,
Разграничить – что было и стало,
Разделить темноту и свет.
Что того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам 20 лет?
Мы порою грубы, простите,
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая, в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
Тишина. Перебор гитарный.
Не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням, узнав войну?
Да, возможно ль такое, возможно ли?
Да! Возможно! Сомнений нет.
Что с того , что мы мало прожили,
Что с того, что нам 20 лет?
Ведущий 1:
Пройдут года. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах», «чеченцах» и попреки так больно их задевающие. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем не изгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам.
Минута молчания.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Сценарии классных часов и вечеров. /сост. В.А.Ведерникова – Волгоград: Учитель 2005 г.
2. История России. 20-начало 21 века/ Данилов А.А.- 2-е изд. М.:Просвещение 2005г.
3. Материалы Интернет – ресурсов.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»
Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов
Классный час для 7-8 классов на тему: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»
Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа
Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах