Час общения в 6 классе на тему: Профилактика экстремизма

Конспект классного часа для 6 класса на тему «Прививка от нацизма»

Час общения на тему профилактики экстремизма. Сценарий для 6 класса

Зарождение чувства взрослости, обостренная потребность в самостоятельности, стремление к автономному времяпровождению зачастую приводят подростка в неформальные объединения. В последние годы все большую популярность приобретают экстремистские группы профашистского, националистического толка.

Младших подростков притягивает в такие объединения, прежде всего, внешняя атрибутика, и только потом они начинают приобщаться к идеологии нацизма.

Участие в подобных объединениях приводит к стагнации развития самосознания подростков, дезориентирует относительно жизненных ценностей.

Предлагаемый классный час можно провести во второй половине апреля, когда накануне дня рождения Гитлера (20 апреля) активизируются его поклонники в России и на Западе. Именно в это время подростки наиболее активно «украшают» стены свастикой.

Информационным поводом для данного классного часа может стать и Международный день освобождения узников фашистских лагерей (11 апреля).

Цели: расширить представление детей о преступлениях фашизма; предупредить об ответственности за пропаганду нацистских символов; развивать критическое мышление, умение дать оценку идеям и поступкам людей; способствовать воспитанию гуманизма, Патриотизма, гордости за свою страну и народ.

Подготовительная работа:

1. Выделить три группы учеников для выполнения «специального секретного задания» - подсчитать, сколько нацистских символов будет замечено:

• 1 -я группа (3 ученика) - на местности (вокруг школы, во дворе, на улице);

• 2-я группа (3 ученика) - в одежде учеников школы, подростков на улице;

• 3-я группа (6 учеников, по 2 из каждого ряда) - в дневниках, тетрадях, учебниках одноклассников.

Обратить внимание, что работа проводится с целью сбора статистических данных, ни в коем случае не называть имен и фамилий «провинившихся».

2. Группа лекторов (6 учеников) готовит информацию о фашизме.

Оформление:

• можно использовать фотографии, иллюстрирующие преступления фашистов;

• написать на доске: тему, эпиграф и слова для словарной работы:

• гуманизм;

• агрессивность;

• интернационализм;

• нацизм;

• нацисты;

• террор.

План классного часа

I. Вступительная беседа «Про моду, свастику и прокуратуру».

II. Словарная работа «Непонятные слова».

1. Игра «Найди слово».

2. Объясни первокласснику.

III. Информация для размышления.

1. Что такое фашизм и нацизм?

2. Свастика, молнии, череп с костями. Что стоит за нацистскими символами?

3. «Фабрики смерти».

4. Суд истории.

IV. Проблемная ситуация «Фотография на память».

V. Результаты исследования.

VI. Заключительное слово «Сотри свастику!».

VII. Подведение итогов: «Гуманизм плюс интернационализм».

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Про моду, свастику и прокуратуру»

Классный руководитель. Я начну сегодняшний классный час с газетных заметок на одну и ту же тему: «Про моду, свастику и прокуратуру».

Апрель, 2007 г. После весенних каникул педагогический коллектив одной из российских школ пережил настоящий шок, увидев на стене эмблему немецкого нацизма. Учителя обратились в милицию. Следственная группа в этот же день вычислила виновников: ими оказались недавние выпускники школы. Объяснить причину своего поступка они не смогли. Возбуждено уголовное дело по статье «вандализм».

Август, 2008 г. Группа подростков в Рязанской области расписала дома и заборы селян свастикой. Знаки выведены масляной краской, и стереть их сложно. Милиция «художников» поймала. Почти все они неместные, приехали на каникулы к бабушкам. Родителям хулиганов теперь предстоит заплатить штраф и стереть свастику со стен.

Май, 2007 г. Амурская область. Прокуратура Ивановского района наказала 16-летнего парня за экстремизм. Пару месяцев назад в подъезде одного из домов он нарисовал краской на стенах нацистскую свастику. Как поясняет прокуратура Амурской области, российское законодательство запрещает использование в любой форме нацистской символики, поскольку это оскорбляет многонациональный народ России и память жертв Великой Отечественной войны. В отношении молодого человека возбудили два дела об административных правонарушениях: за пропаганду нацистской символики. Кроме этого, парня поставили на учет в подразделении по делам несовершеннолетних. Штраф придется заплатить и матери «художника».

Такие новости в последнее время приходят все чаще: подростки рисуют свастику, прокуратура возбуждает уголовные дела, родители выплачивают штрафы.

- Как вы думаете, не слишком ли это суровое наказание за детские шалости?

- Приходилось ли вам видеть на улицах такие знаки?

- Как вы думаете, кто и зачем рисует такие символы?

(Дети высказываются.)

Когда спрашивали у этих ребят, зачем они это делают - зачем наносят татуировки с нацистскими знаками, зачем празднуют день Рождения Гитлера, зачем рисуют на стенах и заборах фашистскую свастику, многие отвечали: просто так. Кто-то из них думает, что это круто и модно, кто-то хочет казаться воинственным, агрессивным, кто-то вообще не думает, а просто, как попугай, подражает другим.

Прадеды этих ребят победили фашизм, а они восхищаются Гитлером, подражают эсэсовцам - значит, вирус фашизма не уничтожен, он продолжает заражать сознание нашей молодежи.

Замечено, что вирус этот хорошо размножается во тьме невежества. И напротив, свет знаний может стать для него убийственным.

Знания о преступлениях гитлеровцев могут стать прививкой от нацизма.

Сегодняшний классный час мы так и назвали - «Прививка от нацизма».

II. Словарная работа «Непонятные слова»

Классный руководитель. Прежде всего нужно разобраться со смыслом слов, которые мы будем сегодня употреблять. Многие любят разгадывать кроссворды, где нужно угадать слово по его значению. Я вам предлагаю подобную игру.

1.Игра «Найди слово»

Классный руководитель. Посмотрите на доску. Там в столбик записаны слова. Я буду читать толкования слов. Догадайтесь, к какому слову относится данное толкование. (Читает.)

• Внимание и любовь к человеку, уважение к человеческой личности. (Гуманизм.)

• Враждебность, стремление к захвату, к завладению. (Агрессивность.)

• Равенство, солидарность и сотрудничество всех стран и народов. (Интернационализм.)

• Одно из названий германского фашизма. (Нацизм.)

• Сторонники нацизма. (Нацисты.)

• Насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления. (Террор.)

2. Объясни первокласснику

Классный руководитель. Наши первоклассники обрадовались, узнав, что вы так хорошо понимаете смысл этих трудных слов. Малыши попросили вас объяснить значение таких словосочетаний. (Читает.)

• Нацистские эмблемы;

• антигуманные методы;

• агрессивная политика;

• интернациональное воспитание;

• группировка неонацистов (учитель может объяснить, что приставка «нео» означает «новый»);

• нацистский террор;

• антифашистский митинг.

(Дети дают объяснения, учитель уточняет, комментирует, приводит примеры.)

III. Информация для размышления

1. Что такое фашизм и нацизм?

Классный руководитель. Что же такое фашизм? Что такое нацизм? Мы с детства слышим эти слова, активно их употребляем, но не все могут внятно объяснить, что это такое.

Фашизм - это система взглядов, которые исповедовали члены партии Гитлера. Она называлась Национал-социалистическая рабочая партия Германии. Сторонников этой партии и называли нацистами.

Какие у них были взгляды, принципы и убеждения? В основе гитлеровского нацизма три идеи.

• Первая - это идея расового превосходства немцев над всеми другими народами. Согласно этой идее есть «высшая раса», вершиной которой являются немцы, а есть «низшие расы», неполноценные народы, недочеловеки, которых необходимо подавлять и истреблять. Гитлер так высказывался о «технике истребления населения» на Востоке: «Наш долг - истребить население... миллионы представителей неполноценной расы, которые плодятся, как паразиты...» Эти слова Гитлера относятся, прежде всего, к русским и ко всем народам России.

• Второй важной идеей нацизма стало учение о жизненном пространстве. Согласно ему «высшая раса», немцы, должна расселяться и укореняться на самых лучших и богатых землях - имеется в виду Россия. А «низшая раса» - местные жители -должна изгоняться, порабощаться, истребляться, или германизироваться.

• И третья идея - это идея мирового господства. Гитлер обещал немцам, что установит новый мировой порядок, который будет длиться тысячу лет.

Вот какая программа была у тех, кто пришел с оружием на Русскую землю в 1941 г.: расовое превосходство немцев над народами России, расчистка жизненного пространства для немцев, установление такого порядка на 1000 лет.

2. Свастика, молнии, череп с костями. Что стоит за нацистскими символами?

Классный руководитель. Что стоит за нацистскими символами? Информацию об этом подготовили {имена, фамилии).

Ученик 1. Свастика - это древний языческий символ. Как знак солнца свастика встречалась во всех частях света. Можно найти свастику и на древних славянских орнаментах.

Но в Германии Гитлера свастика стала эмблемой фашистской партии, а позже - главной государственной эмблемой, включенной в герб и флаг. Можно сказать, что свастика - это главный символ гитлеровской Германии.

После разгрома фашизма, с 1945 г., свастика становится символом варварства и человеконенавистничества, эмблемой всех зверств и преступлений нацизма. Все народы мира, все страны отказались от употребления свастики как символа фашизма, несовместимого с идеями гуманизма и интернационализма. В настоящее время только одна Финляндия сохранила свастику на флагах и орденах - этот символ был введен еще в 1919 г. и не связан с фашизмом.

Ученик 2. Еще одна нацистская эмблема - сдвоенные молнии - это эмблема СС, специальных войск, подчиненных лично Гитлеру. А череп с костями - это эмблема дивизии СС «Мертвая голова». В ведении СС находились концентрационные лагеря и лагеря смерти, в которых погибли миллионы людей. Руководители СС были основными организаторами террора и уничтожения людей по расовым признакам, политическим убеждениям и государственной принадлежности. Члены СС причастны к множеству военных преступлений и преступлений против человечности. Нюрнбергский трибунал признал большую группу членов СС преступниками.

3. «Фабрики смерти»

Классный руководитель. Когда ваши бабушки и дедушки были школьниками, им часто показывали документальный фильм «Обыкновенный фашизм». Он был хорошей прививкой от фашизма. Но самой лучшей прививкой были рассказы тех, кто пережил ту войну, кто видел своими глазами зверства фашистов на оккупированной территории, кто прошел ад фашистского плена и концлагерей.

Ученик 3.27 января 1945 г. был освобожден концлагерь «Освенцим». Его назвали символом жестокости человека XX в. Здесь постоянно дымились трубы 15 крематориев, работали газовые камеры, в которых людей отравляли ядовитым газом «Циклон». За период существования лагеря было уничтожено не менее 4 млн человек. К моменту освобождения в концлагере «Освенцим» осталось всего 3790 узников. Из них русских - 158 человек.

Ученик 4. Лагерь «Освенцим» был превращен позднее в музей, экспонаты производят ужасающее впечатление: комнаты с одеждой, в том числе детской; комнаты с женскими волосами, с детскими игрушками, с драгоценностями обреченных людей, с челюстями с золотыми зубами, с сувенирами, сделанными из человеческих черепов и костей. Здесь же специальные помещения для экспериментов над заключенными. Предпринимались попытки изготовить из человеческого жира мыло, из кожи - вещи. По мнению нацистов, ничего из человеческого материала не должно было пропадать даром.

Ученик 3. Но газовая камера, по мнению фашистов, самый «гуманный» вид смерти. Гораздо страшнее участь тех, на ком нацисты проводили опыты: ампутировали органы, заражали сыпным и брюшным тифом, газовой гангреной, туляремией и другими инфекциями. Главный врач лагеря «Освенцим» Йозеф Менгеле лишил жизни более 10 тыс. человек. Он пытался из кареглазых сделать истинных арийцев, вводя им в глаза голубой краситель, от чего люди слепли и умирали.

Ученик 4. 11 апреля 1945 г. были освобождены узники фашистской «фабрики смерти» - лагеря «Бухенвальд». Там находились несколько десятков тысяч заключенных из 18 стран Европы. После «Бухенвальда» один за другим были освобождены узники «Заксенхаузена», «Дахау», «Равенсбрюка». Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей. За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 млн человек. Каждый пятый из них - ребенок, 11 млн уничтожены.

Ученик 3. В результате развязанной нацистами Второй мировой войны в мире погибло до 70 млн человек.

Ученик 4. На оккупированных территориях сжигались целые деревни вместе с детьми, стариками и женщинами. Только на территории СССР было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 ООО сел и деревень.

4. Суд истории

Ученик 5. Преступления фашистов не остались безнаказанными. «Суд истории» - так назвали судебный процесс над главарями гитлеровской Германии. Две недели в немецком городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал, который признал преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав нацистской партии. 11 главарей фашистов приговорены к смертной казни через повешение. Приговор приведен в исполнение. Трупы повешенных сожгли, а прах развеяли с самолета по ветру. Других фашистских руководителей приговорили к пожизненному заключению, к различным срокам заключения.

Ученик 6. Не ушли от возмездия и врачи, которые проводили бесчеловечные эксперименты над заключенными концлагерей. К суду были привлечены 23 врача. Три профессора к тому времени покончили жизнь самоубийством. Семь человек были приговорены к смертной казни. Пять человек получили пожизненное заключение, остальные - различные сроки.

IV. Проблемная ситуация «Фотография на память»

Классный руководитель. После Нюрнбергского трибунала многим казалось, что с фашизмом покончено раз и навсегда... Но вот опять появилась свастика - уже на улицах российских городов. Среди русских мальчишек объявились поклонники Гитлера. И это в России, которая больше всех стран пострадала от фашизма! А у меня из головы не выходит фотография...

...Октябрь 1941 г. Первые месяцы войны. Фашисты захватили какое-то село в Брянской области. Решили сфотографироваться: офицеры сидят, нижние чины стоят сзади. Все самодовольно улыбаются. Перед ними школьная доска, на которой написано: «Русский должен умереть, чтобы мы жили».

(Учитель задает вопросы.)

- Какие чувства вызывает у вас такая фотография?

- Представьте себе, что это к нам, в современную Россию, приехали нацисты с программой зачистки территории от русских. Как бы вы к ним отнеслись?

- Почему же российские подростки попадаются на удочку нацизма? Для чего они рисуют свастику на стенах?

- Как вы думаете, знают ли эти «юные художники» о преступлениях нацистов? Знают ли, что принесла эта свастика народам России?

(Дети высказываются.)

Эта фотография очень хорошо показывает, зачем люди со свастикой пришли в 1941 г. в Россию. Они пришли освободить пространство от «неполноценных» народов, русских в том числе, чтобы построить тысячелетнюю империю для немцев. Для русских в этой империи было уготовано только два пути - либо тысячелетнее рабство, любо уничтожение.

Эту фотографию фашисты сделали в самом начале войны, чтобы вспоминать со своими близкими легкое и приятное путешествие на Восток в 1941 г. Но сейчас кажется, что фото это сделано на память современным русским ребятам, которые в XXI в. вдруг стали называть себя нацистами и поклонниками Гитлера.

V. Результаты исследования

Классный руководитель. Готовясь к классному часу, три группы ребят получили специальное задание - подсчитать, сколько нацистских символов встретится им на улице, в одежде молодежи, в тетрадях, дневниках и учебниках одноклассников.

Слушаем отчет группы о результатах исследования.

(Выступают представители групп.)

VI. Заключительное слово «Сотри свастику!»

Классный руководитель. В маленьком австрийском городке, где родился Гитлер, теперь нет ни одного нациста. И конечно, там не встретишь свастики.

- Как вы думаете, почему?

(Дети высказываются.)

Жители этого городка перед войной тоже были очарованы гитлеровскими сказками о великой Германии, вступали в нацистскую партию и отправлялись на Восток завоевывать богатые земли. Но вместо тысячелетнего Рейха получили совсем другое - смерть близких, разоренные города, национальный позор. Спустя полвека после войны в этот городок приехали неофашисты, чтобы поклониться памяти Гитлера. Узнав об этом, ВСЕ жители городка, включая детей и стариков, вышли на улицы, чтобы выстроиться в цепочку до вокзала и кричать неонацистам: «Вон отсюда!»

- Чему война научила жителей этого городка? (Нельзя потакать фашистам, нельзя им верить, нельзя допускать их до власти.)

(Дети высказываются.)

Интересная деталь. Для иностранных туристов, которые сейчас приезжают в Германию, выпустили памятку о правилах поведения в этой стране. В памятке есть такой пункт: «Никогда ни при каких обстоятельствах не показывайте нацистский жест "Nazi salute" (нацистский салют), не выкрикивайте фашистское приветствие "Heil Hitler", не показывайте свастику или другие символы Третьего рейха даже в шутку! Использование этих знаков является уголовным правонарушением, за которые может последовать наказание до пяти лет лишения свободы. Причем иностранцы не освобождаются от ответственности за подобные преступления».

- Как вы думаете, а почему в России не дают подобных советов иностранцам, ведь Россия больше всех пострадала в той войне?

- Знаете ли вы, какие наказания предусмотрены в России за демонстрацию фашистской символики?

(Дети высказываются.)

В России тоже предусмотрена ответственность за демонстрацию нацистских символов. Правда, нарушители отделываются штрафами от 500 до 100 000 рублей. И у нас в России подростки рисуют свастику. Хорошо, что есть люди, которые упорно стирают эти знаки со стен. Их никто не заставляет, просто им перед прадедами своими стыдно...

VII. Подведение итогов: «Гуманизм плюс интернационализм»

Классный руководитель. Приходилось ли вам раньше слышать об ответственности за распространение нацистской символики?

- Что вы будете делать, если увидите, что приятель рисует фашистские знаки?

- Попытаетесь ли вы объяснить ему, что это за символика и как за этот поступок придется отвечать?

- Будете ли вы сами носить нацистские эмблемы?

- Станете стирать эти знаки?

(Дети высказываются.)

Дополнительный материал

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Статья 20.3. КоАП РФ. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

1. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики.

2. Изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Рекомендуем посмотреть:

КТД в 6 классе. Сценарий

Классный час в 6 классе. Правила общения в коллективе

Ролевая игра в 6 классе. Сценарий

Классный час на День Смеха, 6 класс

Классный час о культуре речи, 6 класс

Ольга Валерьевна Полетаева # 16 июня 2015 в 20:18 0
Здравствуйте!Данный классный час в наше время очень актуален. Все больше людей, а именно подростков попадают под влияние экстремистских групп,очень многие не понимают и не помнят Победу наших дедов прадедов от фашистов.Данным материалом я с удовольствием воспользуюсь для проведения классного часа и обязательно разработаю совместное родительское собрание с детьми на данную тему. Нужно воспитывать патриотизм подрастающего поколения!
Ирина Ивановна Борисова # 25 июня 2015 в 20:16 0
Давно искала разработку на данную тему. Выбор не велик. Тема действительно сложная . Сложна она именно для младших школьников. И именно в этом возрасте важна профилактика экстремизма- чуть опоздали, и уже поздно что-то предпринимать! Вы предложили очень интересные формы и методы. Есть всё начиная и грой и заканчивая серьёзным анализом. Очень понравилось. Спасибо!
Ксения Николаевна Валаева # 20 июня 2016 в 15:19 0
Действительно актуальная и сложная тема в наше время. Представлена очень серьезно и насыщено. спасибо. Обязательно воспользуюсь данной разработкой. Спасибо.