Классный час «Культура общения», 6 класс

Внеклассное мероприятие для школьников 6 класса «Учимся культуре общения» (Речевая мозаика)

Здравствуйте! Это же будьте здоровы,

Это же - дольше живите на свете!

Е. Шевелёва

Цели: воспитывать у учащихся бережное отношение к слову; совершенствовать навыки культурного общения со старшими, с родителями, сверстниками.

Оборудование: иллюстрации по теме занятия, карточки с вопросами, плакаты с высказываниями о культуре общения.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово ведущего (учителя).

- Уважаемые ребята!

Сегодня мы открываем Фестиваль речевого этикета.

Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет, как правило, начинается с приветствия, с «волшебных» слов.

II. Основная часть: «Учимся культуре общения».

1-й ведущий.

Здравствуйте! Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,

Это же - дольше живите на свете!

Е. Шевелева

2-й ведущий.

- Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! -

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

Ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку

Счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

В. Солоухин

1-й ведущий. Вы сказали встречному человеку: «Здравствуйте!».

Как, по-вашему, много это или мало?

С одной стороны, как будто немного. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Привычные словоформы - это не просто механизм общения, в них глубокий смысл человеческого бытия, существующий с незапамятных времен.

Чтец.

В небытие теперь уходит часто

Извечный смысл давно знакомых слов.

Всегда ли мы, роняя слово «здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

 

Всегда ли помним, что самой любовью

Был побуждаем в древности народ,

Желая высшей благости - здоровья –

Всем, с кем судьба когда-нибудь сведет.

1-й ведущий. Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении.

У многих народов выбор общения зависит не только от пола и степени близости общающихся. На него влияет и время суток, и то, кем является человек, кого мы приветствуем, и чем он занимается в данный момент. В. И. Даль в своем словаре привел немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом. Вот лишь некоторые из них:

• Здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим посеянным».

• «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили людям, принимающим пищу.

• Рыболова приветствовали: «Улов на рыб!». «Навар на ушицу», - отвечал он.

• До сих пор в отдельных русских селениях на «Здравствуйте!» - отвечают: «Спасибо!». А на «Добрый день!» тоже желают хорошей погоды.

2-й ведущий. Приветствие - одна из важных форм речевого общения. В 1696 г. в Оксфорде вышла русская грамматика, составленная побывавшим в России Генрихом Лудольфом. Она должна была познакомить Западную Европу с языком Московской Руси. Первый диалог, приведенный в книге, был диалогом приветствия. Вот он:

- Добрый день!

- Здравствуйте! Слава Богу!

- Желаю тебе доброго дня!

- Такого ж и я тебе желаю!

- Буди тебе добро сего дня!

- И тебе не худо буди!

1-й ведущий. А какие вы знаете формы приветствия? Какие чаще употребляете? (Ответы учащихся.)

Самый общий принцип применения знаков этикета - это вежливость, доброжелательность. Доброжелательная улыбка, интонация, мимика, жесты тоже играют важную роль при общении.

Познакомьтесь с формам и приветствия некоторых народов мира.

• Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Это делают чаще всего лица мужского пола. А китайцы в старые времена здоровались, пожимая руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

• Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные.

• Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой придерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.

• Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык, не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Ничего не бойся. Будь спокоен!»; но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.

1-й ведущий. А сейчас предлагаем вам несколько речевых ситуаций.

Мальчикам:

1) Вы идете по улице, навстречу вам идет одноклассница или знакомая девочка. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу вы используете?

2) Навстречу вам идут две девочки (или два мальчика) из 6-го или 8-го класса. Кто должен первым поздороваться? Как? А если вы ровесники? Вошли в школу... В класс... Ваши слова, действия?

3) В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?

Девочкам:

4) Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради. Вам хочется поздороваться. Ваши действия?

5) Вы едете в переполненном транспорте, увидели подружку, которая находится далеко от вас. Ваши действия?

6) Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, в кафе, в музее с администратором, кассиром?

2-й ведущий. Вы сейчас вспомнили слова приветствия, формы приветствия, побывали в некоторых ситуациях, требующих знаний этикета.

Но кроме умения приветствовать, здороваться, надо уметь благодарить.

Исследователь русского речевого этикета Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Вспомним наиболее распространенные:

- Спасибо!

- Благодарю вас.

- Я вам очень признателен.

- Я вам многим обязана.

- У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас.

- Как я вам благодарен!

- Моя благодарность не знает границ.

- Я хочу поблагодарить вас.

- Вы очень любезны.

-Я тронута вашим вниманием.

- Это очень мило с вашей стороны.

- Вы меня так выручили!

1-й ведущий. Все ли предлагаемые формулы благодарности можно использовать в любой ситуации? Почему нет? От чего и от кого это зависит?

Вот несколько ситуаций.

а) Вы едете в автобусе. Просите передать деньги на билет. Как отблагодарить человека за услугу:

Благодарю вас или Моя благодарность не знает границ?

б) Врач вашему близкому человеку удачно сделал сложную операцию. Как его поблагодарить:

- Спасибо, доктор!

Или так:

- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность.

1-й чтец.

Слова с рождения ждет жестокий выбор,

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века: «Спасибо»,

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.

2-й чтец.

И также срок нам видится немалый

С тех пор, как просьба в речи принята.

Мы говорим по-прежнему: «Пожалуй»

С частицей величавой «ста».

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

III. Подведение итогов.

1-й ведущий. Вот и подошел к концу наш разговор о культуре общения. Последние части речевой мозаики нашли свое место. Осталось подытожить все сказанное во славу русского родного слова.

У слова свой норов, свое нутро,

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Классный час в 6 классе по теме: Мой город

Внеклассное мероприятие «Хорошие манеры» для 6 класса

Внеклассные мероприятия в 6 классе

Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени

Нет комментариев. Ваш будет первым!