Классный час: Толерантность, 8 класс

Урок толерантности в 8 классе

Урок толерантности, посвященный Международному дню толерантности «Мое "Я" в обществе», 8 класс

Участники: учащиеся 8-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) продолжить формирование у учащихся представлений о толерантной личности, ее качествах;

2) содействовать развитию у восьмиклассников адекватной самооценки толерантного поведения.

Подготовительная работа

I. Учащиеся, объединенные в две группы, выполняют следующие задания:

— назвать качества личности, которые помогают быть толерантным (первая группа);

— перечислить качества, препятствующие проявлению толерантности (вторая группа).

II. Классный руководитель определяет фрагменты письма Д.С. Лихачева «Как говорить», которые целесообразно использовать для коллективного обсуждения на уроке.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) стулья расставлены в кабинете вдоль стен;

.6) на правой стороне классной доски сформулированы принципы толерантности:

— принцип ненасилия: отказ от насилия как средства общения,

— принцип требовательности: быть требовательным не только к другим, но и к себе,

— принцип принятия: человек имеет право быть другим;

в) на левой стороне доски написаны строки стихотворения А. Межирова:

Нелегок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей:

Работа эта — быть среди людей!

г) приготовлены мяч и изображение «сосуда толерантности» с нарисованными капельками, на которых перечислены качества личности, помогающие или мешающие проявлению толерантности;

д) подготовлены фишки, карточки и полотно для проведения «Интеллектуального казино».

Ход урока

I. Разминка.

Проводится игра «Молекулярное движение», в ходе которой восьмиклассники под звуки музыки перемещаются в любом направлении, затем по сигналу учителя они должны быстро образовать пары («тройки», «четверки», «пятерки», «шестерки»). Тот, кто не сумел это сделать (стал лишним), покидает игровое поле.

После игры классный руководитель задает учащимся, выбывшим из игры еще до ее окончания, следующие вопросы.

1. Когда вы чувствовали себя более комфортно? Почему?

2. Легко ли быть отвергнутым?

3. Как чувствует себя человек, отвергнутый не в игровой, а в жизненной ситуации?

Идет обсуждение перечисленных вопросов.

II. Основная часть.

Учащиеся встают в круг. Одному из них дается мяч. Он бросает мяч по своему желанию кому-то из одноклассников. Тот, кто ловит мяч, отвечает на вопрос педагога. После ответа ученик кидает мяч другому однокласснику, которому предстоит найти ответ на следующий вопрос. Классный руководитель задает такие вопросы.

1. Какие слова Д.С. Лихачев называет «плюющими»?

2. Какой совет дает нам Д.С. Лихачев?

После коллективного обсуждения классный руководитель делает обобщение и высказывает свою точку зрения.

Ученики становятся участниками «Интеллектуального казино». На стол кладется ватман с изображением большого круга и внутри него малого круга. Каждый ученик получает пять фишек и три карточки с цифрами 1, 2, 3. В малый круг положено большое количество фишек, зависящее от численности учащихся в классе. Перед каждым вопросом каждый восьмиклассник может сделать ставку, поставив свою фишку в большой крут. Классный руководитель задает вопрос, а учащиеся с помощью карточек, на которых написаны цифры, отвечают на него. Если был дан правильный ответ, то ученик вместе со своей фишкой забирает еще одну из малого круга; если ответ оказался неверным, то фишка ученика попадает в малый круг. Учащимся предлагаются следующие вопросы и варианты ответов на них (правильный ответ выделен иным шрифтом).

I. При выходе из кабинета после урока ученик 8-го класса почувствовал толчок в плечо. Как правильно (толерантно) должен поступить ученик?

1. Сказать «извини».  +

2. Толкнуть в ответ.

3. Затаить злобу, припомнить.

II. Развитию толерантности помогает:

1. Монолог.

2. Молчание.

3. Диалог.  +

III. В какой ситуации нарушен принцип толерантности?

1. Восьмиклассники были внимательны и помогали друг другу на уроках физкультуры.

2. В 7-й класс пришел новенький мальчик, который заикался. Детей очень раздражала его медлительность.

3. В семье жила бабушка, которая плоховато слышала, но как только она садилась к телевизору, то громкость увеличивали.

IV. Толерантность дружит с:

1. Дискриминацией.

2. Гуманизмом.   +

3. Агрессией.

V. Ксенофобия — это:

1. Боязнь чего-то неизвестного, непонятного (страх, полное отрицание).  +

2. Терпимость.

3. Милосердие.

VI. Владимир Мономах в XII в. написал «Поучение детях». Какие из этих выражений соответствуют духу толерантности?

1. В дому своем не ленись, ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну.

2. Ни единого человека не пропусти, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом.  +

3. И в земле богатства не прячьте, это наш великий грех.

VII. Какой документ более полно раскрывает понятие толерантности7

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция РФ.

3. Декларация принципов толерантности.  +

VIII. Какой лозунг соответствует принципу толерантности?

1. Россия для русских!

2. Иностранцам в России места нет!

3. Все люди на земле братья!   +

XI. Какое выражение в СМИ мешает толерантности?

1. Призывник имеет право сделать выбор и проходить альтернативную службу (в больнице, госпитале).

2. Нелегальным производством руководило лицо кавказской национальности.  +

3. В России возрождают национальное самосознание.

XII. Должны ли мы быть толерантными?

1 Да.   +

2. Нет.

3. Трудно сказать.

Происходит подсчет количества набранных баллов (одна фишка соответствует одному баллу). Полученное количество баллов свидетельствует о уровне сформированности толерантности:

— 15 баллов — высокий уровень;

— 12—14 — средний уровень;

— менее 11 баллов — не совсем удовлетворительный уровень.

III. Заключительная часть.

Учащиеся (по своему желанию) называют то количество баллов по десятибалльной шкале, которое соответствует уровню сформированное™ у них толерантности, а также указывают на то, что мешает им быть толерантными. Например:

— мой уровень толерантности сегодня соответствует б баллам, так как я не очень сдержанна;

— мой уровень толерантности сегодня соответствует 5 баллам, так как я еще не научилась внимательно слушать и понимать других людей.

Учитель подводит итоги проведенного занятия.

Литература

Вакуленко В.А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М., 2004.

Декларация принципов толерантности. Толерантность — идеология гражданского мира / Сост. Е. Гениева. М., 2001

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988.

Международная амнистия «Первые шаги» / Под ред. Е, Потемкина, М. Ковынева. М., 2003.

Ситдикова Ф. Интеллектуальное казино // Воспитание школьников. 1997. №6

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка информационного классного часа по теме: Все самое интересное из истории денег

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Классный час для 7-8 классов на тему: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

Внеклассное мероприятие 9 -10 класс. Беседа психолога со старшеклассниками

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Ольга Васильевна Дельдерова # 18 декабря 2015 в 18:14 0
Открыла для себя хорошие моменты в вашей разработке . мне как раз необходима такая работа в моем 6 классе. нет сплоченности. зато есть ненависть и злость, неприязнь. пробую все. ищу причину . может все таки добьюсь результата.
Кстати выбрала эту проблему для исследования в своем классе. "Как новые подходы в обучении могут повлиять на сплочение классного коллектива".