Конкурсы

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Методическая разработка сценария классного часа для 5-7 классов

Автор: Ярчинская Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7» г. Мариинска Кемеровской области

Описание работы: Материал данной работы представляет собой классный час по теме «Как мы говорим?». Материал будет полезен как учителям, классным руководителям, так и студентам для проведения классного часа в 5-7 классах.

Цели:

1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки для ролевых игр.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Берегите наш язык,  наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

- Эти слова великого русского писателя, мастера слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, которые обращены к каждому из нас, его потомкам.

- В чем смысл этого обращения?

- Что значит беречь русский язык?

(правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами «паразитами», знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.)

Эксперимент 1.

- А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)

- Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.

- Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?

(В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно)

- Слова-паразиты мешают восприятия сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «это самое», «понимаешь», «короче», «ну», «так сказать» и т.д.  Слова-паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи.

2. Слова-паразиты.

Эксперимент 2.

- Давайте посмотрим, делают ли  слова-паразиты речь красивее.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня  ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

- Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?

- А вы знаете, чей отрывок я «испортила»?  (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)

- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-парзитовю)

3. Жаргонизмы

- Но все-таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.

- Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?

- К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что они знают лучше всего, - тексты популярной музыки – представляет собой набор однотипных клеше.

- Слово «жаргон» – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями.

Задание группам.

Вытягивают карточки с жаргонизмами и ситуацией. Составить диалог на тему, используя жаргонизмы.

ОБСУЖДЕНИЕ:

- Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?

- А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?

- Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.

- Мы в своей школе проводили исследование молодежного сленга. Самые распространенные слова употребляемые молодежью.

-Как вы думаете, какие?

- А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово «ЛОХ»?

- В «Толково-словообразовательном словаре» Т.Ефремовой, где рядом стоит помета «разговорное, сниженное», читаем «наивный, доверчивый человек». Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен.  О есть и другое щзначение слова «лох» - «семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается  с моря по речкам, а выметав иекру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ротом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом». В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню- простака легко провести.

Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, куситарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим «лохом»: лоха «кинуть» - все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.

ИГРА НА СКОРОСТЬ «С РУССКОГО НА РУССКИЙ!»

- Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным.

- Нельзя требовать от всех  да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить неторопясь.  

Задание 3: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.

- Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.

Улетело сказанное слово,

Как песок сквозь пальцы утекло,

Но оно кого-то укололо

И обиду дальше унесло.

 

А ведь надо просто научиться

Грамотно использовать слова

И не постесняться  извиниться,

Только грубость вырвется едва.

 

Пусть слова бегут вперед игриво,

Радуясь, лаская и смеша.

Как приятно говорить красиво,

Сленгом в разговоре не греша.

- Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…». 

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды

Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД

Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс

Александра Алексеевна Мазурова # 29 декабря 2013 в 19:18 0
Актуальная тема для работы с учащимися. Подобраны интересные задания, которые учат ребят правильно говорить, понимать смысл сказанного.
Дарья Сергеевна Шемуранова # 1 февраля 2014 в 14:23 0
Сейчас речь у детей далеко не идеальна, следует почаще напоминать о своем родном чистом языке. Замечательный материал.
Глинкова Оксана Владимировна # 14 июня 2014 в 20:31 0
Спасибо за классный час, возьму на заметку. И тема очень актуальна, и применим к возрасту моих учащихся - 7 класс. Есть даже "Ералаш" на эту тему.
Леля # 12 октября 2014 в 18:23 0
очень полезный классный час, сейчас практически все дети в своей речи используют слова-паразиты. даже при ответе на уроке и это очень режет слух.
Мария Геннадьевна Андреева # 9 ноября 2014 в 21:17 0
Спасибо! Очень интересный подход к данной теме классного часа. Естественно, эта тема очень актуальна во все времена. Что говорить, даже взрослые люди зачастую страдают словами "паразитами". Ну а про значение некоторых слов уже наверное забыли и используют их не по назначению.
Валерий # 25 марта 2016 в 06:56 0
Вы когда-нибудь обращали внимание на РОДНУЮ РУССКУЮ РЕЧЬ своих коллег, друзей, знакомых - на свою речь, наконец? Обратите внимание на то, сколько протяжных звуков в виде «а-а-аааа», «э-э-ээээ» и им подобных вставлено между словами в каждом предложении. Послушайте речь чиновников разных уровней, политиков, депутатов, многих журналистов, ведущих различных передач радио и телевизионных компаний. Послушайте как они «мычат» между словами. Не думаю, что их этому учили в учебных заведениях. Очевидно люди, которые не могут чётко и быстро выразить свою мысль, начинают вставлять эти «мычащие» звуки в паузах между словами, дабы «сгладить» свою речь, чтобы незаметно было того, как они с трудом «рожают» свою мысль. Зачем таких людей приглашать к микрофонам и «вещать» на всю страну? Зачем позорить нашу родную РУССКУЮ РЕЧЬ? Куда подевалась манера красиво, ясно и понятно вести диалог? Неужели у нас закрыли все филологические факультеты и куда подевались сами филологи? Может быть надо их чаще приглашать к микрофонам и телекамерам, чтобы лишний раз могли поучить нас нормальной речи? Многие ведущие популярных передач и ток-шоу «грешат этой заразой». Вроде грамотные, интеллигентные, культурные люди, а рот откроют – слушать неприятно. А ведь их слушают и смотрят дети и начинают копировать в школе на уроках. Преподаватели школ тоже стали попадать под её влияние. Кроме, как позором, это явление назвать больше никак нельзя. Конечно, ни кто нас не заставляет слушать и смотреть. Можно и так сказать, но тогда надо вообще уйти в глухую тайгу и жить там без Радио и Телевидения. Представьте себе, если бы наши печатные СМИ слово в слово, фраза в фразу печатали подобные выступления – кто бы их читал? Так почему же мы, жители отдалённых уголков нашей страны, должны слушать подобную речь? Не пора ли вам, журналистам, ведущим различных передач Радио и Телевидения, всем СМИ взяться за эту проблему и попытаться постепенно искоренять эту «заразу». Приглашая различных гостей в свои студии, не стесняйтесь предупреждать их, чтобы они не «мычали» перед микрофонами и самим не забывать про это. Давайте учиться говорить чётко, ясно и красиво. Масликов Валерий. Из глубин Красноярского края. 25.03.2016г.
Елена Сергевна Климова # 30 сентября 2016 в 19:59 0
Очень полезный классный час. Обязательно проведу со своими пятиклашками. Умение правильно говорить и писать красит современного человека. Мы живем в эпоху сокращений, сленга, ругательств, поэтому важно учить наше поколение правильно общаться! Спасибо большое за материал.