Классный час, 3 класс. Маленькие тайны большой природы

Внеклассное занятие, 3 класс

Экологическая мини-конференция в начальной школе «Маленькие тайны большой природы»

Цели:

- расширить кругозор детей;

- пополнить знания о маленьких и больших тайнах природы.

Ход занятия

Класс разделить на 4 команды, каждая из которых готовит отдельное сообщение-доклад; на доске разместить иллюстрированный материал к занятию.

I. Введение.

1.Сообщение темы, формы и целей занятия.

2. Учитель. Задумывались ли вы, почему иву в народе называют плакучей?

...У реки, у речки девицы плясали,

У крутого бережка песни распевали.

Над рекою, реченькой ивушка стояла.

Ивушка плакучая, слушая, рыдала.

1-я девочка.

Что же ты, подруженька,

Слезы проливаешь?

Что же, ненаглядная,

Песни петь мешаешь?

2-я девочка.

Ох, девицы милые, девушки пригожие,

Песни ваши нежные душу растревожили...

Мне бы ваши ноженьки, я бы поплясала,

Хоровод водила бы, песни распевала...

Е. Арсенина

Учитель. У ивы длинные гибкие ветви, которые опускаются до самой земли. Поэтому она имеет такой грустный, «плакучий» вид, но существует и другое, научное объяснение «плакучести» дерева. Оказывается, что «плачем» ива предсказывает перемену погоды. Порой с ее листьев капли падают так часто, что под деревьями земля становится мокрой.

Оказывается, за несколько часов до дождя «плачут» и осокори, избавляясь от лишней влаги. Дело в том, что в растениях много воды, которая все время испаряется. При большой влажности воздуха, перед дождем, испарение слабее. Поступающая из земли влага начинает капать с листьев. Быть может, по этой самой причине дерево и прозвали в народе «ивушка плакучая».

II. Основная часть занятия.

1. Учитель раздает учащимся материал, разделенный на 4 части для каждой группы отдельно. Каждая группа за определенное количество времени работает над своим материалом по схеме:

Прочитать ⇒ распределить, кому и что готовить для сообщения ⇒ творческая работа (обсуждение и репетиция, как интереснее подать материал слушателям).

2. Выступление учащихся - защита своего проекта (с использованием иллюстрированного материала).

Материал для 1-й группы.

Почему в русских народных сказках рыжую лису называют по имени-отчеству?

Оказывается, если верить преданиям, дошедшим до нас из далекого прошлого, примерно 600 лет назад жил на Руси князь Патрикей Наримунтович. Он прославился своей невероятной изворотливостью и хитростью. Быть может, благодаря отрицательным качествам характера князя имя Патрикей стало равнозначно слову хитрец.

Почему росомаху прозвали северным санитаром?

Почему северным - понятно. Из-за среды ее обитания. Росомаха живет в глухих северных лесах, в сибирской тайге и даже встречается в заснеженной тундре. А вот санитаром ее прозвали за то, что она, истребляя больных животных, мешает распространению заразы. Хотя росомаха и считается хищным животным, однако от нее природе есть своя польза, к тому же она является естественным регулятором численности животных.

А знаете ли вы о том, что для лягушки добыча только то, что движется?

Неподвижную муху она просто не видит. Но стоит только присесть стрекозе или мухе, они тут же будут пришлепнуты Длинным языком лягушки.

Оказывается, очень многие охотники - ящерицы, насекомые, Другие мелкие животные - замечают добычу только тогда, когда °на движется.

Материал для 2-й группы.

Почему аиста в народе считают птицей, приносящей счастье в семейный очаг?

Считается, что аисты не только приносят в дом счастье, но и новорожденных детей. Маленьким несмышленым детям, пристающим к родителям с вопросами о своем появлении на свет, некоторые родители, дабы не ломать голову над естественным вопросом ребенка, отвечают просто и лаконично: аист в клювике принес. На следующий вопрос: «А как это?» - звучит еще более лаконичный ответ: «Подрастешь, потом расскажем».

Издавна аисты пользовались особым уважением у людей, и птицы отвечали им тем же, селясь неподалеку от сел и деревень, мастеря гнезда на деревьях, а иногда устраивая и обживая их на крышах домов. Гнездо аиста - большое и добротное, настоящее жилище, которое с любовью из года в год подновляется и ремонтируется.

Аисты - верные супруги и заботливые родители. По очереди они высиживают яйца. Вместе кормят и выращивают свое потомство: приносят в клювах еду и вываливают ее перед малышами, мол, выбирай себе на вкус! Поят их припасенной водой из своего клюва и даже устраивают банные дни, поливая птенцов сверху.

В особо знойные и жаркие дни папа-аист, пристроившись рядом с гнездом, застывает на месте, широко раскрыв крылья, закрывая своих чад от палящих солнечных лучей.

Примерно через два месяца птенцы пробуют свои силы, но еще под неусыпным руководством родителей: вылетают из гнезда, ищут себе корм.

Аисты продолжают опекать своих подрастающих отпрысков до тех пор, пока они окончательно не подрастут и не окрепнут: приносят моллюсков, небольших рыбок, ящериц, лягушек, грызунов, насекомых.

О благоразумии аиста можно судить по такому факту: больных и слабых, не способных к выживанию птенцов родители

выкидывают из гнезда. Жестокость родителей оправдывает их желание иметь здоровое потомство. Ведь больной птенец может заразить и остальных, к тому же более сильные птенцы не дадут ему расти и развиваться, вовремя получать свою пищу.

Быть может, за заботливое, добросовестное, ответственное отношение к содержанию своей семьи народ наделил этих птиц почетной обязанностью - приносить в каждый дом и семью большое счастье - ребенка.

Материал для 3-й группы.

Почему богомол получил такое прозвище?

Это можно понять, внимательно присмотревшись к насекомому в родной среде его обитания. Когда он сидит на ветке, поджав передние ножки к груди, создается такое впечатление, будто он молится. Поэтому-то его и прозвали богомолом.

Однако при более близком и внимательном рассмотрении этого насекомого можно увидеть на передних ножках огромные крючья и зубья. Оказывается, богомол не такое уж и безобидное насекомое.

Сидит себе на веточке, притаившись, в выжидании очередной жертвы. Сам он весь зеленый и вокруг него сплошная зелень - здорово замаскировался. Сам «молится», сложив лапки, а глаза между тем осматривают окрестность. Увидит что, опустит голову, приглядится повнимательнее, изловчится и... опять, теперь уже в послеобеденную молитву погружается.

Почему у стрекозы такие большие глаза?

Вспомните сказку по Красную Шапочку. Она спрашивает самозванца волка, нацепившего бабушкины очки: «Почему у тебя большие глаза, бабушка?» Помните, что ответил волк бабушкиным голосом? («А для того, дитя мое, чтобы лучше видеть...»)

Вот поэтому и у стрекозы такие большие глаза. Почти у всех насекомых глаз состоит из мелких глазков. Чем больше у них этих глазков, тем лучше и четче они видят.

По праву самой «глазастой» среди насекомых можно назвать стрекозу. У нее в каждом глазу может быть до 28 тысяч глазков!

Почему муравья в народе считают хранителем леса?

Потому что муравьи приносят огромную пользу лесу - уничтожают вредные и губительные для растений насекомых. Между прочим, муравей никогда не забредет в чужой муравейник, знаете почему? Оказывается, муравьи великолепно различают запахи и по ним находят дорогу в свой дом-муравейник.

Почему насекомого пресных водоемов называют водомеркой?

За его удивительную способность скользить по воде, будто на коньках. Неутомимо снует насекомое на своих длинных ножках взад-вперед, будто прикидывая в уме: «А сколько будет метров от во-о-он той кувшинки и до этого камыша? А если от этого камыша и до берега?» Вот и прозвали его водомеркой, то есть меряющий воду. Так в чем же секрет этого удивительного насекомого, что позволяет ему не только держаться на поверхности воды, но и скользить?

А секрет весь в ножках водомерки. Они обуты у нее в маленькие специальные «ботиночки». То есть ножки маленького «конькобежца» окружены густыми волосками и смазаны жиром, поэтому он может не торопясь, толчками двигаться по поверхности воды, будь то лужа, пруд или заливчик речушки.

Водомерка очень тонко чувствует малейшие колебания воды и даже может определить, что упало на ее поверхность, - съедобное или несъедобное. Если последнее, они даже и не подумают приблизиться поближе. Если же в воду угораздило свалиться бедному комарику или какой-нибудь неосторожной мушке, водомерка тотчас во весь дух мчится к своему лакомству.

Материал для 4-й группы.

Есть ли взаимосвязь между голосом и названием птицы?

Безусловно! Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались многие названия птиц.

Вот давайте вспомним, кто как поет:

- Синичка посвистывает: «Синь-синь!»

- Чайки кричат: «Чай-чай!»

- Гагары им поддакивают: «Га-га, га-га!»

- Галки представляются: «Гал-ка! Гал-ка!»

- Грач вторит ей: «Гра-гра!»

-Чиж, откликаясь: «Чи-чи! Чи-чи!»

- Тетерев скромно называет себя: «Тер-тер!» «Тер-тер!»

- Кречет же подает о себе таким образом: «Кре-кре!»

- Скворцы поют: «Сквор-сквор!»

Другие же птицы получают свое название за свой наряд, как, например, самец Черноголовки. Благодаря черному беретику его и прозвали Черноголовкой.

А вот пеликан получил свое имя за свой удивительный клюв, похожий на мешок. Его так и называют: «птица с пеликой», «пелика» в переводе с греческого означает «мешок».

Птичка с ярко-рыжим хвостом, постоянная жительница парка или леса, прозвана горихвосткой.

С нагрудничком цвета зари, поющая на заре птица названа зарянкой.

Название «канарейка» связано с названием ее родины. Примерно в XVI веке эту птицу привезли в Европу с Канарских островов.

Название «павлин» произошло от родственного слова павильон, которое во французском языке имеет значение «палатка, шатер». Распущенное павлинье надхвостье действительно похоже на красочный сказочный шатер.

Как летают птицы?

Каждому из нас, наверное, приходилось наблюдать за полетом птиц, например перелетных, или любоваться полетом голубей, другой пичуги. Но не все догадываются о том, что у каждой птицы есть свой «спидометр» - то есть прибор, фиксирующий и отражающий скорость продвижения.

- щегол летает со скоростью 28 км/ч;

- ворон - 38 км/ч;

- ястреб - 40 км/ч;

- чайка - 49 км/ч;

- сорока - 56 км/ч;

- голубь - 62 км/ч;

- грач - 72 км/ч;

- утка - 96 км/ч;

- стриж - 108 км/ч;

- орел - 160 км/ч.

Возможность набирать высоту полета у каждой птицы различная. Мелкие птицы летают на высоте 50-100 метров (скворцы, голуби, грачи, стрижи и др.).

Птицы-хищники могут летать от 100 и до 4000 метров над землей.

Журавль - до 4500 метров.

Всем хорошо известная ворона - до 2500 метров.

Сколько лет живут птицы?

Долгожительницей считается ворона, ее максимальный возраст может достичь 120 лет; орел-беркут живет около 104 лет; филин - 71; лебедь - 70; аист и сова - 60; чайка серебристая - 45 лет; соловей и чайка озерная - около 25 лет; жаворонок живет приблизительно 24 года, щегол - 23 года.

Откуда у снегиря его снежное имя?

Снегирь - птица снежная. Она прилегает к нам с первым снегом. С таянием снега, ранней весной, эта птица улетает в родные леса, на север.

Для чего птицам перья?

Перья для птицы все равно что одежда для человека - они согревают в холода, спасают от жары. Защищают от врагов: цвет оперения некоторых птиц помогает избежать опасности, является своего рода камуфляжем. Кроме того, перья помогают птице летать, спасают ее от ушибов и царапин.

III. Подведение итогов.

- Что больше всего понравилось в занятии?

- Что особенно интересного вы сегодня узнали?

- О чем бы вы рассказали сегодня дома родителям?

Домашнее задание по теме следующего классного часа.

Рекомендуем посмотреть:

Художественные произведения о природе для младших школьников

Классный час «Когда лень - все идет через пень», 3 класс

Конспект классного часа для 3 класса: Права ребёнка

Конспекты классных часов для 3 класса

Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса

Татьяна Николаевна Маркелова # 9 октября 2015 в 22:23 0
Даже название экологической мини конференции заинтриговало.
Очень полезная и интересная информация для младших школьников.
Галина Ивановна Криворучко # 11 ноября 2015 в 17:46 +1
Мне очень понравилась ваша разработка! В ней очень много интересного материала о птицах и животных - почему ива"плакучая", почему лису называют по имени отчеству, почему аиста считают семейной птицей, которая приносит детей в дом и другие интересные ответы на вопрос почему. Интересная подборка объяснений названий птиц от их собственных песен или нарядов, скорости полета, продолжительность жизни. Скопировала и проведу со своими третьеклассниками.Спасибо!
Гульнара Амержановна Шайхисламова # 16 февраля 2016 в 21:48 0
Очень хороший и полезный материал, обязательно воспользуюсь на занятиях, тем более. что часто проводим экологические конференции. Спасибо!