Конспект классного часа для 3 класса: Права ребёнка

Методическая разработка классного часа о правах ребенка для младших школьников

Беседа-рассуждение в 3 классе. Тема: Я и общество

Цели:

- познакомить детей с понятиями декларация, ООН, статус;

- расширить знания о правах, обязанностях и ответственности детей до 11-летнего возраста согласно законодательству РФ.

Ход занятия

I. Введение.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя рядом с другими людьми.

Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?

Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова: «можно» и «нельзя». Потом стали говорить: «Ты поступил хорошо» или «Ты поступил плохо».

Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по оценке взрослых, по примерам сказочных героев.

А что же теперь, когда вы подросли? Почему стали говорить, что «ребенок был такой золотой, а теперь не слушается и делает все наоборот»?

Наверное, это потому, что вы выросли и поняли, что жизнь - это не сказка, а люди не делятся на плохих и хороших героев. Не всегда можно отличить зло от добра, они редко бывают в чистом виде, и вам бывает трудно разобраться во всем, можно и запутаться.

II. Основная часть занятия.

1. Постановка и решение проблемного вопроса.

Учитель. Как же решить теперь - как вести себя, чтобы тебя уважали не только за то, что у тебя привлекательный внешний вид, но и ценили как хорошего человека, как личность? Вы, ребята, задавались этим вопросом? Давайте попробуем вместе на него ответить.

Я думаю, что очень важно следующее:

1) Надо знать, по каким же принципам живут люди, какие моральные, то есть духовные ценности накопило все человечество за всю свою историю независимо от того, когда и в какой стране жил человек.

2) Надо уметь применять эти знания - думать, прежде чем действовать, уметь оценивать свои слова и поступки.

3) И, наконец, если научиться применять знания, то они станут вашими убеждениями. А за убеждения людей уважают (говорят: «Это принципиальный человек»), И никто не сможет заставить вас совершить дурной поступок, потому что вы будете точно знать, как поступить в данной ситуации.

2. Работа в группах.

Задания группам:

1) Класс разделить на три группы. Первая группа составляет права людей, какие они хотели бы видеть; вторая группа - законы, по которым бы хотели жить; третья группа - обязанности граждан.

На это задание отвести 10-15 минут. Учитель контролирует работу групп, помогает в случае затруднения.

2) Выступления представителей групп.

3.Ознакомление с понятием правовой статус.

Учитель. Давайте познакомимся с правами, обязанностями и ответственностью детей с рождения и до 11 лет.

1) Терминологическая работа.

Правовой статус - это положение человека в мире права. В праве положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления человек получает новые возможности, набирается опыта, а значит, приобретает новые права, обязанности, ответственность - меняется и статус.

2) Некоторые права, обязанности, ответственность детей в зависимости от возраста.

С рождения ребенок имеет права:

- на имя;

- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

- знать родителей и жить с ними (если это не противоречит интересам ребенка);

- на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

- на гражданство;

- собственности на имущество (полученное в дар или наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

- на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства для защиты своих прав.

Обязанности:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

- перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями;

- перед своей совестью.

С 6 лет добавляются:

Права:

- совершать мелкие бытовые сделки;

- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального заверения или государственной регистрации, совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения.

Обязанности:

- получить основное общее образование (9 классов);

-соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.

Ответственность:

- перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

-за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, пьянство.

С 8 лет добавляются:

Права:

- на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:

- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

Ответственность:

- перед детским общественным объединением и его участниками.

С 10 лет добавляются:

Права:

- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

- быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства;

- давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью.

С 11 лет добавляются:

Ответственность:

- за помещение в специальное учебное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

4. Ознакомление с понятиями ООН и декларация.

- Ответьте мне, существует ли организация, в которую входили бы представители разных народов со всего мира?

Да, действительно, эта организация существует и называется она Организация Объединенных Наций, или сокращенно ООН.

Создана ООН была в 1945 году, сразу по окончании Второй мировой войны, а ее основной задачей стало поддержание и укрепление мира и безопасности.

А в Уставе ООН (это основной документ с программой работы) написано, что ООН создана для того, чтобы «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенства прав больших и малых народов».

Так вот, в 1948 году ООН издала документ, который называется «Всеобщая декларация прав человека».

В ее тридцати статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе.

На доске открывается запись:

«Декларация» (от лат. слова объявление, провозглашение) - заявление от имени организации или государства, торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены.

Итак, вы видите, ребята, что Декларация прав человека - это документ, в котором записаны основные права, которые должны быть у каждого человека.

Декларация - это не закон, а рекомендация. На ее основе каждое государство принимает закон о правах, который уже имеет обязательную силу для людей, живущих в этом государстве.

Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этой Декларации, которую составляли очень многие умные люди из разных стран?

Классный руководитель зачитает некоторые положения из Декларации прав человека.

III. Итог занятия.

- Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым? (Ответы учащихся.)

Учащийся читает стихотворение.

Я человек... Живу среди людей,

Тех, у которых множество идей.

 

Но все должны мы понимать друг друга -

И в этом состоит общественного жития наука!

 

Я человек... И ты, и он - всё человек!

Давайте в мире, пониманье жить вовек!

Н. Н. Бобкова

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Когда лень - все идет через пень», 3 класс

Конспекты классных часов для 3 класса

Классный час, 3 класс. Маленькие тайны большой природы

Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса

Классный час «Как принимать комплименты и критику», 3 класс

Ольга Михайловна Завалишина # 29 октября 2015 в 13:52 +1
Я была в восторге, увидев вашу разработку. К сожалению сами взрослые не знают всех своих прав, а что говорить о ребенке. Поэтому подобный классный час очень актуален.Важно, что дети работают в группах.
НАТАЛЬЯ АТЕМАСОВА # 4 октября 2016 в 04:43 0
ВЗЯЛА НА ЗАМЕТКУ ВАШУ РАЗРАБОТКУ КЛАССНОГО ЧАСА. ВСЕ ПРОСТО И ДОСТУПНО.ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА.СПАСИБО!!!