Конкурсы

Нравственный классный час в 4 классе

Круглый стол в 4 классе. Сценарий

Классный час «Колесо жизни» для 4 класса

Цель: способствовать становлению нравственных позиций детей, формированию понятий об основных принципах нравственности и морали.

Оборудование: плакаты с высказываниями, содержание которых поможет раскрытию темы разговора:

1) Ничего не откладывай на после, ибо после тебе легче не будет (Жан Поль).

2) Одно сегодня стоит двух завтра (Б. Франклин).

3) Отсрочка-это воровка времени (Э. Юнг).

4) Жизнь долга, если она полна... Будем измерять ее поступками, а не временем (Сенека).

5) Всего несноснее - жить на свете бесполезно (Н. М. Карамзин).

6) Убивать время - укорачивать жизнь (Пословица).

Ход классного часа

I. Вступление.

Классный руководитель. Сегодня за круглым столом мы поговорим с вами о жизни, о том как она многообразна и трудна, прекрасна и сложна. Есть такое выражение, в котором говорят о людях: «Крутится как белка в колесе». Это значит, что человек что- то делает постоянно, движется, работает, думает, то есть живет полноценной жизнью, ему постоянно не хватает времени. И колесо жизни неустанно вращается. И как только это жизненное движение прекращается, то и жизнь заканчивается. Колесо прекращает крутиться, замирает. У каждого человека свое жизненное колесо.

Жизнь человека имеет две стороны: темную и светлую. Эти стороны жизни в колесе являются спицами, которые крепятся на оси.

II. Основная часть.

1. Работа со словами-антонимами.

- Подберите к словам левого столбика слова-антонимы из правого столбца.

Жизнь – смерть

Здоровье – болезнь

Смелость – трусость

Подвиг – позор

Правда – ложь

Добро – зло

Бедность – богатство

Радость – печаль

Взлет – спад

Восторг – зависть

Встреча – разлука

Счастье – несчастье

Ярость - любовь

Доброжелательность – равнодушие

Мудрость – глупость

Друг - враг

- Послушайте, как о колесе жизни сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов. (Читают дети.)

Миллионы рук его творили,

Округляли, к скорости стремясь,

Тщательно приращивали крылья,

С будущим налаживали связь.

 

Миллионы рук творили, силясь

К совершенству полному прийти,

Чтобы миллионы лет крутилось

Колесо, привычное к пути.

 

Мастера во все века старались,

Чтоб ничто в дороге не стряслось,

Все же втулки иногда ломались,

То и дело барахлила ось.

 

Нет уж тех умельцев и в помине,

Оборот свершился, век прошел,

А хлопот немало и поныне;

Ось цела, случается прокол.

 

Новые поднаторели руки,

Новые рождаются умы,

И, однако, новые прорухи

Тоже появляются, увы.

 

Колесо работает, изведав

Гладкий грунт, ухабы, гололед,

В жизни есть и радости и беды,

Горький спад и горделивый взлет.

 

Те, кто вместе с колесом несется,

Испытали и добро и зло,

Их лучами обласкало солнце,

Их морозным ветром обожгло.

 

Вперемежку в этой круговерти –

Топкие болота, склоны гор,

Жалкое бесславье, свет бессмертья,

Громкий подвиг и глухой позор.

 

Вперемежку тишина и взрывы,

Век застоя, возрожденья век,

Вирусы захвата и наживы

Замедляют колеса разбег.

 

Это значит — бедности с богатством,

Правде с кривдой враждовать и впредь.

Полосы бесчисленных препятствий

Ходкий круг спешит преодолеть.

 

Он, упрямец, все-таки вращаясь,

На своем пути встречает вновь

Радость и печаль, восторг и зависть,

Страх и смелость, ярость и любовь...

2. О жизни. Работа с фразеологизмом.

Классный руководитель. Давайте поговорим о том, как можно длиннее и полезнее для самого человека и для окружающих прожить жизнь. Нужно ли думать над тем, как прожить свою жизнь? Ваши бабушки, дедушки рассказывают вам о прожитой ими жизни? О чем думают многие пожилые люди, подводя итоги жизненного пути?

«Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», - эти слова принадлежат писателю, патриоту, любящему свою страну, Николаю Островскому.

- Как вы понимаете эти слова?

Одни люди на старости лет считают, что жизнь прожили не зря, а другие не знают, зачем жили, зачем небо коптили.

Какой смысл стоит за этими словами? (Жизнь измеряется не только прожитыми годами, но и делами, свершениями, поступками.)

Приводятся примеры из жизни некоторых выдающихся деятелей науки и искусства, военачальников — по выбору и усмотрению учителя.

3. Рассуждения о здоровом образе жизни.

- Чтобы человек мог прожить на земле как можно дольше, о чем он должен заботиться? (О своем здоровье.)

- Бывают ли люди, которые никогда не болеют? (Нет, к сожалению.)

- Здоровье — одна из величайших ценностей. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье?

- Здоровье человека - в его собственных руках. Заботе о своем здоровье человеку нужно обучаться с самого раннего детства. Для сохранения и укрепления здоровья огромную роль играют воля и характер человека. Необходимо понять, что движение - это основа жизни. Больше двигаться, заниматься физической зарядкой, спортом, физическим трудом - вот то, без чего сегодня просто не обойтись.

- Как воздействия явлений и условий внешней среды - солнца, воздуха и воды - необходимо применять для укрепления здоровья?

(Нужно заниматься закаливанием. Когда организм постепенно приспосабливается к влиянию внешней среды, он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и т. д. Закаливание предохраняет человека от простуды и инфекции. Улучшается сон, настроение, аппетит.)

Что в большей степени по собственной воле человека наносит вред состоянию его здоровья? (Вредные привычки человека: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания.)

- Какой вред здоровью наносят привычки?

Классный руководитель. Иногда, ребята, в жизни случается так, что несчастье, беда обрушиваются на человека- нежданная болезнь, травма, физический недуг, которые постигли кого-либо от не зависящих обстоятельств.

- Слышали вы об Алексее Маресьеве?

Писатель Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» поведал о самоотверженном летчике Алексее Маресьеве. Во время Великой Отечественной войны при совершении очередного боевого полета, он был сбит немцами. Случилось несчастье летчик повредил ноги, к тому же долго в зимнем лесу добирался до населенного пункта. После, в госпитале, ему ампутировали обе ноги. Эта беда, трагедия, разлука с небом вывели его из душевного равновесия. Но помощь и поддержка друзей, упорство, сила воли, неудержимое стремление Маресьева опять встретиться с небом сделали, казалось бы, невозможное. Ему поставили протезы. На них он научился ходить, танцевать, летать. Алексей Маресьев - Герой Советского Союза.

Итак, необходимо стремиться жить в гармонии прежде всего с самим собой и с окружающим миром, стараться преодолеть все жизненные трудности, тем самым накапливая бесценный опыт человеческого общения и бытия. А в этом вам всегда помогут близкие, друзья.

4. Продолжение разговора «Друг и враг, недруг».

Классный руководитель. Есть ли у вас друзья?

Что значит слово «друг»? Кто может быть другом? А книга, природа, игрушка могут быть друзьями?

Поговорим о человеческой дружбе.

Вопросы для беседы:

- За что люди ценят дружбу?

- Что значит дружить?

- Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

- Что значит выручать товарища?

- Как быть, если твой товарищ не хочет «делить» тебя с кем- либо еще?

- Может ли ябеда быть настоящим другом?

5. Работа над содержанием и смысловым значением поговорок.

- Подал ручку, да подставил ножку. (Лицемер.)

- Мое горе — стрела во мне, чужое горе — стрела во мне. (Эгоист.)

- Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном. (Подхалим.)

- Ел да устал, спал да намаялся. (Лентяй.)

- Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. (Надменный.)

- Язык без костей: что хочет, то и бормочет. (Болтун.)

III. Итог занятия.

1. Анкетирование.

- Постарайтесь честно ответить на вопросы и поставить баллы за ответы:

1) Стараетесь ли вы откладывать свои дела на завтра?

(Никогда - 1, иногда - 3, часто - 5, всегда - 7.)

2) Если можно ничего не делать, стремитесь ли вы к этому?

(Никогда - 1, иногда - 2, часто - 5, всегда - 7.)

3) Стараетесь ли вы придумать второстепенное дело, лишь бы не делать основного?

(Никогда - 1, иногда - 3, часто - 5, всегда - 7.)

4) Сколько времени в среднем вы проводите около телевизора?

(До 1 часа - 1, от 1 до 2,5 часов - 3, от 2,5 до 4 часов - 5, свыше

4 часов - 7.)

5) Является ли ваш лучший друг человеком, ворующим чужое время?

(Нет 1, в определенной мере - 3, скорее «да» - 5, да - 7.)

Посчитайте баллы.

Если вы набрали до 15 баллов, вам есть, чем гордиться. Вы целеустремленный деятельный человек, вас ждет интересная жизнь.

Если сумма составила от 16 до 25 баллов, вам есть над чем работать. Нужны срочные меры для принятия вашего образа жизни в порядок. Постарайтесь тратить ваше время на дело, иначе в будущем у вас могут быть проблемы с учебой, а затем с профессией, работой, зарплатой.

Если сумма превысила 25 баллов, рекомендуем серьезно задуматься над своим будущим. У вас, скорее всего, уже сейчас большие сложности с учебой, непростые отношения со взрослыми. И если вы не измените отношение к времени, к делу, то главные сложности у вас впереди.

Учитель. Жизнь течет бесконечно, она связывает нас с прошлым и будущим, колесо жизни продолжает свой путь.

2. Исполнение песни.

Дети исполняют песню «Дорогою добра» (или прослушивается в аудиозаписи), муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.

1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

 

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

 

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлеты.

Не хнычь, когда судьба себя введет

Ни как сестра.

 

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо.

Спеши к нему, всегда

Иди дорогою добра.

 

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что это жизнь —

Не детская игра.

 

И прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Классный руководитель. Закончить сегодняшний наш с вами откровенный разговор хочется словами поэта Расула Гамзатова.

Бессмертно колесо летящее,

Три времени ему верны:

Минувшее и настоящее

В грядущее устремлены.

 

И дома и под небом Азии

Нам день сегодняшний открыт.

Но мы и со вчерашним связаны,

И с тем, что завтра предстоит.

 

Пускай над высями

Не омрачатся небеса.

От нашей общности зависимы

Все обороты колеса.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 4 классе. Здоровый образ жизни

Классный час 4 класс на тему Лидерство

Классный час 4 класс. Символы государства

Классный час в 4 классе. Познай себя

Классный час на тему «Права человека», 4 класс

Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 20:52 +1
Уважаемый автор! Тема актуальна для современных детей. Содержание богатое. Используются разнообразные формы работы с детьми. Очень важно и ценно, на мой взгляд, что используется прием самооценивания (анкетирование в конце занятия). Однако, мне показалось, что некоторый материал сложен для восприятия в 4 классе. Активнее используйте современные приемы воспитания. Творческих успехов!
Зауреш Кинадьевна Кушенова # 22 декабря 2014 в 20:32 0
Конспект классного часа очень понравился, так как сейчас важно воспитать человека морально устойчивого, умеющего быть добрым, внимательным. Может быть можно было включить ситуации по теме, где дети обсуждали бы поведения сверстников. Спасибо!
Елена Владимировна Мещерякова # 2 января 2015 в 15:08 +1
Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» без слез не прочтешь. Не знаю, включена ли она в школьную программу. Стоит включить.
Тема нравственности всегда актуальна. И одной из задач учителя прививать нравственные стороны, чтобы они потом "переросли" в духовные принципы у учащихся.
Люблю, когда больше времени уделяют ЗОЖ (что и приведено в клас.часе), чем говорят о вредных привычках. считаю, что материал полностью подходит для учащихся 4 класса.
Майра Аскербековна Убитаева # 4 января 2015 в 13:24 +1
Здравствуйте! Ваша цель способствовать становлению нравственных позиций детей, формированию понятий об основных принципах нравственности и морали очень даже увлекателен для классных руководителей. Желаю вам творческих успехов! Спасибо.
Гиниятуллина Раиса Мадисовна # 9 февраля 2018 в 10:59 0
Классный час " Колесо жизни" понравился.Мы его использовали во время декадника по ОРКСЭ в нашей школе.Спасибо автору! Творческих успехов!!!