Как подготовить ребёнка к обучению в школе

Отдавая ребёнка в школу, все родители рассчитывают на то, что он будет хорошо учиться. Эта уверенность подкрепляется ещё и тем, что большинство современных дошкольников усиленно занимаются на специальных курсах по подготовке к школе, также и в детских садах проводятся занятия. Но практика показывает, что зачастую полученные ребёнком знания не являются гарантией его успешной учёбы. Ведь хороший результат невозможен без формирования и развития познавательных способностей ребёнка.

Что нужно сделать, для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе?

Мы и расскажем Вам об этом

Шаг 1. Научить ребёнка концентрировать внимание (развитие внимания ребёнка)

Почему именно умение концентрировать внимание мы назвали первым шагом к отличной учебе? Это объясняется тем, что внимание задействовано во всех познавательных процессах (память, мышление): только сосредоточившись, можно решить задачу или запомнить стихотворение.

Без умения концентрироваться и без развития других свойств внимания невозможна никакая успешная деятельность, в том числе и учебная. Многие наши пробелы в знаниях объясняются именно невнимательностью: мы имели возможность узнать что- то новое, но прослушали объяснение, отвлеклись, не обратили внимания. Поэтому очень важно формировать и развивать внимание именно в младшем школьном возрасте, когда для этого возникли все предпосылки и психика ребенка максимально восприимчива к процессу изменения разных его свойств. Отметим, что у детей хорошо развито непроизвольное внимание: их мгновенно привлекает все яркое, эмоциональное, громкое, интересное. Но учеба требует развития произвольного внимания: усилием воли необходимо заставить себя сосредоточиться, сконцентрироваться на выполнении задания. Если не научить этому ребенка, то возникнет ряд трудностей и препятствий на пути к школьным успехам. По мнению учителей начальных классов, слабая концентрация внимания приводит к пропускам букв в письменных работах, к «грязи» и постоянным исправлениям в тетрадях, к непониманию объяснения с первого раза, к регулярному забыванию дома необходимых школьных принадлежностей. А вот уже и сами родители делают замечания сыну или дочери за неправильно или вовсе незаписанное домашнее задание. Поэтому, не дожидаясь проблем с учебой, давайте с помощью системы игр и упражнений учить детей концентрироваться, а также развивать другие свойства внимания, о которых расскажем далее. В играх, представленных на нашем сайте, используются буквы, цифры, слова, тексты, геометрические фигуры — все, что актуально для ученика, с чем он сталкивается ежедневно в ходе своей учебной деятельности. Важно проводить игры систематически (по 15— 20 минут несколько раз в неделю в течение всего учебного года), чередуя их с подвижными играми на внимание, которые тоже представлены в этой статье.

Шаг 2. Научить ребёнка запоминать (Развитие памяти)

Человек запоминает только то, на что он обратил свое внимание. Сконцентрировать внимание на объекте — значит сделать первый шаг к его изучению. Второй шаг в этом направлении — запомнить изучаемый материал. Чем качественнее и лучше будет запоминание, тем надежнее сохранится информация в памяти и тем точнее будет ее воспроизведение. Ведь процесс обучения требует усвоения большого объема новых знаний и умений. Поэтому необходимо интенсивно развивать у ребенка различные виды памяти (двигательную, эмоциональную, образную, слуховую, зрительную, словесно-логическую). Если у ребенка возникают трудности с пересказом текста, с таблицей умножения, если он часто исправляет написанное в тетради или постоянно переспрашивает учителя, то с ним обязательно нужно выполнять специальные упражнения. В процессе тренировок вы увидите, какой вид памяти (например, зрительная или слуховая) у ребенка «хромает», и сможете выбрать наиболее подходящие для него игры и задания.

Игры для развития памяти можно посмотреть здесь.

Шаг 3. Учимся логически мыслить (развитие логического мышления)

В начальной школе у ребенка происходит постепенный переход от наглядно-образного типа мышления к словесно-логическому. Это очень важный процесс, позволяющий маленькому ученику успешно справляться с различными видами учебных заданий и в своем развитии двигаться от владения понятиями к суждениям о них, затем к рассуждениям и, в конце концов, к умозаключениям. Необходимо, чтобы ребенок овладел умением выполнять различные мыслительные операции. Иначе он может испытывать трудности при решении математических задач, при выделении корня в однокоренных словах, при пересказе текста, особенно кратком, требующем умения выделять главное, при составлении плана, при устных ответах на уроках и др. Поэтому развитие логического мышления — это важнейший шаг на пути к отличной учебе.

В этой статье вы найдете специальные задания, выполняя которые, ребенок научится приемам логического мышления (сравнению, анализу, синтезу, конкретизации, обобщению), которые являются общими для разных видов работ по всем учебным предметам.

Рекомендуем посмотреть:

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет

Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Игры для дошкольников по теме: Транспорт

Вера # 14 июля 2013 в 18:17 +1
Мой гиперактивный сынок идет в подготовительную группу. Вашу статью подробно изучила,большое спасибо.
Ирина Рудакова # 28 июля 2013 в 23:18 +1
А ещё нужно больше разговаривать со своим ребёнком, читать ему детские книги, развивать кругозор, формировать навыки самообслуживания.
Наталья Николаевна Тушмакова # 17 января 2014 в 20:16 0
очень полезная информация, обязательно использую ее для статьи в родительский уголок! спасибо!
Татьяна Журавлева # 22 января 2014 в 21:20 0
Спасибо за информацию.Если еще добавить наглядности ( фото или картинки ), то с легкостью можно размещать в родительском уголке.Еще раз спасибо.
Василя Раисовна Амирова # 1 февраля 2014 в 15:50 +1
Полностью согласна с автором статьи. Всегда считала, что детей в садике нужно учить дружить, различать плохое и хорошее, развивать внимание, память, мыслительные процессы и речь. Предложенный материал взяла в заметки, пригодится для консультаций родителям и начинающим воспитателям.
Айгуль # 10 февраля 2014 в 11:06 +1
Здравствуйте! Мне было интересно и как маме, и как воспитателю старшей группы. Познавательный материал и теоретически, и практически. Понравились упражнения. Думаю, что при систематических занятиях с детьми результат будет налицо. Спасибо!
Татьяна Викторовна Уханова # 11 февраля 2014 в 19:36 0
спасибо за материал, интересный и познавательный.
Юлия Устюгова # 17 февраля 2014 в 10:24 0
Материал действительно полезный и содержательный. Важно не давать детям готовые знания. Не просто научить писать и считать. А научить думать,размышлять. Помогать ребенку ориентироваться в детском и взрослом коллективе.
Лира Зульфировна Гайнуллина # 19 февраля 2014 в 22:09 -1
Статья насыщена полезной информацией, которая необходима воспитателям как в работе с детьми, так и с родителями. Еще один существенный плюс данного материала - это наличие заданий на развитие логического мышления.
Шихалева Светлана Евгеньевна # 2 марта 2014 в 08:48 +2
Полезные советы. Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно.
Антонцева Елена Николаевна # 25 марта 2014 в 06:23 0
Согласна с автором статьи.Подготовка к школе - ответственный этап не только для ребенка, но и для родителей, воспитателей! Материал очень интересный и содержательный.Большое спасибо!
Елена Иосифовна Семенькова # 18 апреля 2014 в 18:49 0
Здравствуйте. Информация нужная, как родителям так и воспитателям. спасибо.
Людмила Александровна Филатова # 13 июня 2014 в 20:52 0
Здравствуйте. Спасибо за нужную информацию.Обязательно воспользуюсь ей.
Наталья Владимировна Павленко # 27 июля 2014 в 18:38 0
Очень полезная информация для работы с родителями, возьму для работы с родителями.Для детей буду применять дидактический материал.
Оксана Николаевна Трошина # 19 августа 2014 в 11:37 +1
отличный материал, очень важно в подготовке к школе ещё и развитие мелкой моторики, а это разные лабиринты в тетрадях,графический диктант, различные штриховки. Я работаю по этому направлению. Многие дети попав в школу сталкиваются с проблемой адаптации. Над этим тоже важно работать заранее, ещё в садике.Спасибо за интересную статью.
Анна Николаевна Кузьмина # 4 сентября 2014 в 15:23 +2
Большое спасибо за материал!Сегодня буду проводить родительское собрание будущих первоклассников, обязательно добавлю кое что из вашей статьи. Оформлю в презентацию,с картинками, чтоб нагляднее было!
Людмила Васильевна Гавричкова # 24 октября 2014 в 14:49 0
Статья содержательна,можно использовать на родительских собраниях.Хотя не все родители доверяют нашим рекомендациям.Спасибо обязательно воспользуюсь.
Любовь Леонидовна Крохалева # 21 ноября 2014 в 12:47 +1
Материал богатый, содержательный, обязательно воспользуюсь, спасибо вам.
Нина Николаевна Ковалева # 3 декабря 2014 в 15:50 +1
Согласна с автором полностью! Уметь дружить, концентрироваться на одном занятии, очень важно! Непременно нужно развивать мелкую моторику. Я сама сталкивалась в своей работе (работала в школе) с первоклассниками с тем, что порой дети даже палочку нарисовать не могут... И еще, хочется добавить, что все-таки не нужно спешить отдать ребеночка в школу в 6 лет... тяжело еще деткам, не так они еще уверенны в себе как дети 7 лет - из личного опыта. Спасибо!
Анна Михайловна Бурачёва # 6 декабря 2014 в 18:17 +1
Спасибо отличная статья. Многие родители считают, что ребенок обязательно должен научится читать, считать и писать. И совсем не задумываются о главных вещах без которых первоклассник просто не сможет учиться, двигаться вперед. Ведь как важно сформировать школьную мотивацию, научить ребенка удерживать внимание, видеть главное, быть коммуникабельным и т.е.
Елена Петровна Ветренко # 19 декабря 2014 в 00:01 0
Молодец автор. Просто готовый материал для буклетов и консультаций , особенно для молодых родителей и педагогов.
Гульзифа Сагымбаевна Волкова # 21 января 2015 в 06:38 0
Всегда интересно то ,что ты можешь использовать в своей работе на практике так по крайней мере думаю я .Этот опыт безусловно я использую у себя !!!
Анастасия Евгеньевна Сорокопуд # 27 марта 2015 в 18:02 0
Материал действительно полезный и содержательный для родителей и воспитателей,психологов,можно использовать и для стендов и на собрании в детском саду.Спасибо такую информацию.
Ткачук Инна Юрьевна # 28 июня 2015 в 21:24 +1
Хорошо развивают внимание графические диктанты и задания "Нарисуй или дорисуй такой же предмет".
Светлана Валерьевна Фомина # 5 августа 2015 в 14:07 0
очень полезный материал!Вы проделали большую, но необходимую работу! Обязательно использую в работе по подготовке к школе, родителям можно посоветовать!
Елена Алексеевна Родина # 28 сентября 2015 в 00:31 0
Хорошая работа!
Елена Петровна Шабанова # 30 сентября 2015 в 10:09 0
Наконец-то и родители начинают понимать, что успешное обучение в школе зависит не только от умения читать, писать и считать, а еще и от того, развиты ли у ребенка память, внимание, мышление и восприятие. Ваша статья поможет родителям осознанно отнестись к подготовке своего ребенка в школу. Задача педагога объяснить и помочь родителям в плане психологической подготовки дошкольника к обучению. Вам материал хорошее подспорье в этом. Практические наработки будут полезны и педагогам и родителям.
Елена Алексеевна Уткина # 12 октября 2015 в 16:04 0
Очень интересный материал, думаю будет полезен не только родителям будущих первоклассников, но и многим педагогам - смогут использовать в своей работе! Спасибо!
Елена Алексеевна Сепливенко # 3 ноября 2015 в 16:43 0
Интересный и поучительный материал для всех родителей. В наше время непросто самим подготовить ребенка к школе. Поэтому этот материал поможет родителям самим эмоционально подготовиться. Ведь сейчас совсем другие требования к современному первокласснику.
Татьяна Зиннатуллина # 7 ноября 2015 в 12:12 0
Материал очень полезный и содержательный.
Наталья Анатольевна Лейнерт # 8 января 2016 в 19:46 0
Очень содержательный и аргументированный материал. Как раз данный вопрос очень актуален. Наверное, после прочтения ни у кого не останется вопросов «нужно ли ребенка готовить к школе и как?». Спасибо!
Галина Леонидовна Ширко # 22 января 2016 в 15:14 0
Здравствуйте! Мне было интересно и как маме 3 детей, и как воспитателю подготовительной группы. Познавательный материал и теоретически, и практически. Понравились упражнения. Думаю, что при систематических занятиях с детьми результат будет на лицо. Спасибо!Беру на заметку.
Елена Николаевна Бобрай # 23 апреля 2016 в 22:23 0
Спасибо большое за грамотный, познавательный материал. Без преувеличения можно сказать, что вопрос «Готов ли ребенок к школе?» волнует сегодня как родителей, чьи дети поступают в первый класс, так и психологов, и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений. Прежде всего, потому, что дошкольное детство является своеобразным итогом прохождения первой ступени жизненного пути человека и в то же время стартовой ступенью для познания интереснейшего мира - школы. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии, а также педагогической практики.
Елена Юрьевна Шеломова # 4 июля 2016 в 18:00 0
Каждый из родителей задумывается над тем как подготовить своего ребёнка к обучению в школе. Данные рекомендации будут востребованы.Интересны задания Учимся логически мыслить.
Алексей... # 7 сентября 2016 в 10:00 0
Может кто то подскажет .....: Можно ли ребёнка начальное образование , скажем хотя бы первый класс обучать в домашних условиях и как затем ему поступить в школу во второй класс ?