Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Проектная деятельность по окружающему миру в 3-4-х классах

Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

• во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;

• во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

• в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых;

• целесообразно, чтобы проектная деятельности носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.;

• проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

• в содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени работы учителя реальное взаимодействие семьи и школы.

Ниже в таблице представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации. По усмотрению учителя список объектов, формы и особенности организации проектной деятельности могут быть изменены в соответствии со спецификой природы и культуры региона.

Примерные направления проектной деятельности

Формы и особенности организации проектной деятельности

1

2

Объекты и явления природы

1. Сезонные явления природы

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

2. Солнце, Луна и звёздное небо в различные сезоны года

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

3. Погода своего региона

Индивидуальная (домашнее задание), групповая(экскурсия)

4. Минералы и горные породы своей местности

Групповая (экскурсия в природу или краеведческий музей)

5. Почвы своей местности

Групповая (экскурсия в природу или краеведческий музей)

6. Дикорастущие растения своего региона

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

7. Культурные растения своего региона

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

Продолжение таблицы

1

2

8. Грибы своей местности

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

9. Местные виды насекомых

Индивидуальная (домашнее задание), групповая(экскурсия)

10. Разнообразие и поведение рыб(на примере обитателей аквариума)

Индивидуальная (домашнее задание)

11. Местные виды птиц

Индивидуальная (домашнее задание), групповая(экскурсия)

12. Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)

Индивидуальная (домашнее задание)

13. Домашние животные вокруг нас

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

14. Поведение домашних животных (на конкретном примере)

Индивидуальная (наблюдение)

15. Экологические связи в природе

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

16. Местная экосистема (лес, водоем, луг или др.)

Групповая(экскурсия)

17. Влияние факторов среды на рост и развитие растений

Индивидуальная (домашнее задание - проведение опытов и наблюдений)

Деятельность человека в природе

1. Хозяйственная деятельность людей в своем регионе

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы), групповая (посещение предприятий)

2. Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности

Групповая(экскурсия)

Продолжение таблицы

1

2

3. Загрязнение местных экосистем

Групповая (экскурсия)

4. Правила поведения в экосистеме

Групповая (экскурсия)

5. Редкие и исчезающие виды своего региона

Индивидуальная (работа с литературой),

групповая (экскурсия)

6. Природоохранная деятельность человека в своем регионе

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы), групповая(экскурсия)

7. Связь между состоянием природы и здоровьем человека

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы)

Организм человека

1. Изменение частоты пульса в течение суток

Индивидуальная (домашнее задание)

2. Изменение температуры тела в течение дня

Индивидуальная (домашнее задание)

3. Режим дня младшего школьника

Групповая, индивидуальная

4. Рациональное питание младшего школьника

Групповая

5. Источники шума вокруг нас

Групповая, индивидуальная

Игры народов России и мира

1. Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

2. Сезонные игры народов нашего края

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

3. Сезонные игры народов разных краев России и мира

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Окончание таблицы

1

2

4. Игры с семейной тематикой: «в дом», «в дочки- матери», «в свадьбу» и др.

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Семейная культура

1. Моя родословная

Индивидуальная

2. Наш семейный альбом

Индивидуальная

3. Рецепты домашней кухни

Индивидуальная

4. Мир наших увлечений

Индивидуальная

5. Семейные путешествия

Индивидуальная

Россия и мир на карте

1. Имена родного края

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

2. История в названиях рек, морей, океанов

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

2. Прошлое в названиях городов России

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

3. История в названиях городов мира

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Великие люди России и мира

1. Чье имя носит моя улица?

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

2. Музей моего земляка

Индивидуальная (домашнее задание), групповая(экскурсия)

3. Памятники города

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

4. Памятники столицы России

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (очная или заочная экскурсия)

5. Памятники столицы (название конкретной страны)

Индивидуальная (домашнее задание), групповая(очная или заочная экскурсия)

Примеры направлений работы над проектами

Тема: Человек и природа

• Осенние работы и праздники в традиции народов моего края;

• Зимние работы и праздники в традиции народов моего края;

• Весенние работы и праздники в традиции народов моего края;

• Летние работы и праздники в традиции народов моего края;

• Природные материалы моего края и местные художественные промыслы;

• Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках;

• Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.

Тема: Человек и семья

• Терминология родства и свойства в языке народов моего края;

• Традиция наречения имени в культуре народов моего края;

• Пестование младенцев в культуре народов моего края;

• Традиционные детские игрушки народов моего края;

• Традиционная свадьба и народные детские игры «в свадьбу»;

• Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье;

• «Старый и малый» в культуре народов моего края.

Тема: Человек и история

• Топонимика моего края и народные толкования топонимов;

• Героический эпос народов моего края;

• Исторические песни и предания народов моего края;

• Мои земляки в истории России;

• Мои земляки в культуре России;

• Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.

Рекомендуем посмотреть:

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Нет комментариев. Ваш будет первым!