Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Автор: Малютина Людмила Викторовна, педагог-психолог, КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж»

Описание работы: материал будет интересен как для психологов  педагогических колледжей, так и других образовательных учреждений. Целевая аудитория – студенты СПО, старшеклассники. В учебно-воспитательном процессе предлагаемая программа может использоваться в часы факультативных занятий, как элективный курс или модуль дополнительного образования.

Реализация программы предполагает наличие следующих материально-технических средств:

1.     Видео-материалы обучающего характера

2.     Компьютер с колонками

3.     Краски, кисти

4.     Доп. материал для тренинговой работы

Цель программы: подготовка специалистов области образования, готовых эффективно  применять элементы арт-психологии в профессиональных и личностных целях.

В процессе освоения модуля студенты  учатся применять методы арт-психологии в решении собственных личных проблем и оказывать необходимую помощь своим воспитанникам в личностном становлении и развитии. В качестве осваиваемых в процессе обучения компетенций выступают такие арт-психологические средства как: имаготерапия – куклотерапия, сказкотерапия, образно-ролевая  драмотерапия; изотерапия;  музыкоцветотерапия; музыкопсихотерапия, музыкоизотерапия  и др. 

Задачи:

-  освоить и быть готовым применять методы и приемы арт-терапии

- научиться выстраивать линию саморазвития (как профессионального, так и личностного)

- расширить спектр приемов в решении личностных проблем

- формировать безоценочное отношение к человеку

В свете ФГОС  рассматриваемая программа ориентирована на формирование сквозных для всех специальностей « общих компетенций». А блок «профессиональных компетенций» при всей своей специфичности,   структурируется как менеджерская деятельность, которая обязательно включает в себя в обобщенном виде такие элементы как: целеполагание, планирование, организацию деятельности, контроль, коррекцию. Программа модуля представляет собой систему тренинговых занятий по типу групп личностного роста. Образовательный процесс модуля предполагает рефлексивную деятельность каждого участника группы  в личностном и профессиональном плане. Такой подход  базируется на   базовых потребностях личности в самореализации, самоуважении, саморазвитии, самосовершенствовании. Результатом подобной деятельности должен стать индивидуальный вектор движения студента в личностном и профессиональном плане,  выстроенный им с применением техник арт-терапии.  Организуемая в рамках модуля работа простраивается   в   компетентностном подходе.

В процессе работы формируются:

*социальная и индивидуальная компетентность (в узко-психологическом смысле – специфические компетентности)

- уметь решать ситуационно обусловленные проблемы

- формируемая  надситуативная активность

* коммуникативно-управленческая компетентность

- уметь ставить цели; организовывать деятельность; выстраивать коррекцию; рефлексировать; проводить анализ.

В качестве основных принципов построения образовательной программы модуля «Арт - психология как средство профессионального и личностного становления» рассматриваются:

·        Деятельностный подход

·        Сочетание обучения с проектной деятельностью

·        Использование активных форм обучения

·        Модульность, разбивающая содержание курса на несколько автономных частей

·        Дискуссионный характер обучения

·        Рефлексивно-аналитическое построение тренинговой работы

Требования к уровню содержания программы

Формирование представлений:

- познакомятся с основными понятиями арт-психологии, методами и приемами арт-терапии

- познакомятся с техниками личностного развития, подходами к выстриванию индивидуальной траектории развития

- узнают приемы формирования безоценочного отношения к человеку

Формирование навыков:

-  научатся применять методы и приемы арт-терапии

- будут подбирать формы арт-психологической работы в  соответствии с «проблемным полем»

- научатся выстривать линию саморазвития (как профессионального, так и личностного)

- освоят ряд приемов решения личностных проблем

Студенты должны:

· Обладать базовыми компетенциями:  коммуникативно-управленческой

- уметь ставить цели; организовывать деятельность; выстраивать коррекцию; рефлексировать; проводить анализ.

· Обладать ключевыми компетенциями: социальной и индивидуальной 

- уметь решать ситуационно обусловленные проблемы

- формируемая  надситуативная активность

Объём и виды учебной нагрузки


п/п

Вид учебной деятельности

Количество часов

Лекции

Практическая

работа

1

Социально-психологический тренинг

0,5

1,5

2.

Арт-психология как направление

1,5

6,5

3

Арт-психологические средства

5

15

4

Формирование индивидуальной

траектории развития

5

15

5

Саморегуляция психических состояний

с применением арт-психологических техник 

2

10

6

Психологические тренинги

2

6

7

Построение индивидуальной траектории

 личностного и профессионального развития

-

2

8

Итоговый контроль

-

2

 

Итого:    74

16

58

Тематическое планирование 

п/п

Наименование разделов и тем

Учебная нагрузка

 

 

Всего часов

Теория

Практика

1

 Социально-психологический тренинг

 

 2

0,5

1,5

1.1

 Тренинг «Давайте общаться». Организация безопасного пространства для взаимодействия и освоения модуля. О содержании модуля.

2

0,5

1,5

2

Арт-психология как направление

8

1,5

6,5

2.1.

 Проективная психодиагностика.

Учимся познавать себя с применением проективных методик.

Рисуночный тест «Кактус». Интерпретация рисуночных тестов.

4

1

3

2.2.

Методы арт-психологии в коммуникативной практике; арт-терапевтические техники.

2

0,5

1,5

2.3.

«Тренинг партнерства» с применением арт-терапевтических техник.

2

 

2

3

Арт-психологические средства

20

5

15

3.1.

Сказкотерапия. Общее представление.

2

0,5

1,5

3.2.

Мандала как техника арт-психологии

1

 

1

3.3.

Коммуникативные игры и арт-психология

1

 

1

3.4.

Психологическая игра «Авиакатастрофа» с применением рефлексивных арт-психологических приемов

2

 

2

3.5.

Групповые арт-психологические приемы.

2

0,5

1,5

3.6.

Самоисследование психотипа.  Формирование приемов саморегуляции на основе  особенностей своего психотипа. Тренинг стрессоустойчивости.

2

 

2

3.7.

Песочная терапия. Обзор способов применения.

2

1

1

3.8.

Куклотерапия.  Общая характеристика.

2

1

1

3.9.

Имаготерапия. Развитие коммуникативных возможностей с применением имаготерапии.

2

0,5

1,5

3.10.

Музыкотерапия. Тренинг восприятия с применением музыкотерапии.

2

0,5

1,5

3.11.

Цветотерапия. Особенности применения.

2

1

1

4

Формирование индивидуальной траектории развития

20

5

15

4.1

Траектория развития как осознанная форма   движения.

2

1

1

4.2

Диагностика личностных особенностей  как основа целенаправленного  развития.

3

0,5

2,5

 

Тренинг личностного роста

4

1

3

4.3

Исследование профессиональной направленности как аналитической составляющей

3

0,5

2,5

4.4.

Тренинг профессионального самопознания

4

1

3

4.5.

Построение индивидуальной стратегии развития

4

1

3

5

Саморегуляция психических состояний с применением арт-психологических техник 

12

2

10

5.1

Характеристика приемов  саморегуляции с элементами аутогенной тренировки.

4

1

3

5.2

Арт-психологические техники и снятие нервно-психического напряжения.

4

1

3

5.3

Тренинг саморегуляции

4

 

4

6

Психологические тренинги

8

2

6

6.1

«Поведение в конфликте»

2

0,5

1,5

6.2

Тренинг развития жизненных целей

5

1,5

3,5

6.4.

Рефлексивная встреча «Я и модуль. Итоги работы»

1

 

1

7

Построение индивидуальной траектории личностного и профессионального развития. С учетом содержательной стороны модуля.

2

 

2

8

Итоговый контроль.

2

 

2

 

Всего:

74

16

58

 Содержание программы

Тема

Содержание учебного материала

 

1.      

 Тренинг «Давайте общаться».

О содержании модуля.

 Создание безопасного пространства для взаимодействия в группе и освоения модуля. Установочная информация о целях, задачах модуля и основных содержательных моментах.

2.      

Проективная психодиагностика.

Рисуночный тест «Кактус». Интерпретация рисуночных тестов.

 Знакомство с сущностью понятия «проективная диагностика» и основными видами методик

этого направления.  Апробация некоторых проективных тестов, в том числе и «Кактус»  с целью самоисследования и практического применения изученного материала. Анализ подходов к интерпретации.

3.      

Методы арт-психологии в коммуникативной практике; арт-терапевтические техники.

Обзорная характеристика методов арт-психологии, арт-терапевтических техник. Тренинговое взаимодействие в процессе модуля с применением некоторых из методов.

4.      

«Тренинг партнерства» с применением арт-терапевтических техник.

 Работа по формированию эффективных приемов партнерского взаимодействия, анализ целесообразности арт-терапевтических техник в контексте темы занятия.

5.      

Сказкотерапия. Общее представление.

 Сущность понятия сказкотерапии как одного из методов арт-психологии. Отработка практического использования этого метода в образовательной практике.

6.      

Мандала как техника арт-психологии

 Сущность понятия «мандала». Назначение мандалы в процессе саморегуляции. Узор мандалы как аналитический материал и элемент проективной психодиагностики.

7.      

Коммуникативные игры и арт-психология

Синтезирование изученного материала; поиск моментов сочетания арт-психологических техник в процессе коммуникативного взаимодействия.

8.      

Психологическая игра «Авиакатастрофа» с применением рефлексивных арт-психологических приемов

Саморефлексия индивидуального поведения в экстремальных условиях; анализ умения работать в команде; формирование сплоченности команды и умения договариваться. Практическое применение арт-психологии в контексте   рефлексивных подходов.

9.      

Групповые арт-психологические приемы

Анализ арт-психологических приемов с точки зрения возможностей применения при групповом взаимодействии.

10.                        

Самоисследование психотипа.  Формирование приемов саморегуляции на основе  особенностей своего психотипа. Тренинг стрессоустойчивости.

  Диагностика психотипа. Характеристика личностных возможностей в контексте определенного психотипа. Возможности взаимодействия. Поиск оптимальных  приемов саморегуляции с учетом «слабых сторон» определенных психотипов.

11.                        

Песочная терапия. Обзор способов применения.

 Знакомство с видеоматериалами применения песочной терапии с различными арт-терапевтическими целями. Анализ возможностей применения этого метода в работе учителя ОУ.

12.                        

Куклотерапия.  Общая характеристика.

Видео –презентация возможностей куклотерапии.

13.                        

Имаготерапия. Развитие коммуникативных возможностей с применением имаготерапии.

Сущность понятия. Работа с образами в игровом варианте с целью развития коммуникативных возможностей студентов.

14.                        

Музыкотерапия. Тренинг восприятия с применением музыкотерапии.

Сущность метода. Практическое применение музыкотерапии  в группе; рефлексивное отношение к любимым музыкальным произведениям и характеристика личностных особенностей человека через музыкальные пристрастия.

15.                        

Цветотерапия. Особенности применения.

 Характеристика цветотерапии как арт-психологического метода; анализ значения цветов; цветодиагностика. Включение цветотерапии в образовательный процесс.

16.                            Траектория развития как осознанная форма   движения.

 «Траектория развития» - понятие; составляющие; «техника работы». Мотивационно-потребностная сторона личности и «траектория развития».

17.                         Диагностика личностных особенностей  как основа целенаправленного  развития.

 Изучение личностных особенностей как этап целеполагания  при построении индивидуальной траектории личностного развития. Практикум самопознания в контексте личностной составляющей.

18.                         Тренинг личностного роста

Отработка методик выработки личных планов; принятия решений; развития уверенности в себе; прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие.

19.                        

Исследование профессиональной направленности как аналитической составляющей

 Изучение профессиональных преподчтений и возможностей  как этап целеполагания  при построении индивидуальной траектории профессионального развития.  Практикум самопознания в контексте личностной составляющей.

20.                        

Тренинг профессионального самопознания

Исследование педагогической рефлексии. Рефлексивный педагогический тренинг. Фиксация «точек роста» в профессиональном плане.

21.                        

Построение индивидуальной стратегии развития

Практикум рефлексирующий теоретико-практические линии модуля в плане построения траектории личностного и профессионального развития; фиксирующий «проблемные зоны», как ключевые направления и «сильные стороны», как опору» я-концепции».

22.                        

Характеристика приемов  саморегуляции  с элементами аутогенной тренировки.

 Формирование представления о системе приемов, позволяющих снимать эмоциональное напряжение и «работающих» на позитивный настрой. Аутогенная тренировка.

23.                        

Арт-психологические техники и снятие нервно-психического напряжения.

 Использование имаготерапии, рисуночной терапии, музыкатерапии, танцевальной терапии, песочной терапии и т.д. в условиях стресса, депрессии и просто сниженного эмоционального тонуса.

24.

Тренинг саморегуляции

 Практическое применение релаксации, визуализации, НЛП в условиях занятия и повседневной жизни.

25.

«Поведение в конфликте»

Осознание собственных стратегий поведения в конфликте. Анализ наиболее целесообразных вариантов. Практическое закрепление  усвоенного с использованием мультфильмов.

26.

Тренинг развития жизненных целей

Интеграция во времени. Осознание своего места на жизненном пути в данный момент. Рефлексия интересов и ценностных установок. Работа с целеполаганием, планированием действий по достижению целей. Формирование тактики построения жизненных целей.

27.

Рефлексивная встреча «Я и модуль. Итоги работы»

Рефлексия качественных приращений в личностном и профессиональном плане. Связанная с завершением модуля «арт-психология как средство профессионального и личностного становления.

28.

Самостоятельная работа

Построение индивидуальной траектории личностного и профессионального развития с учетом содержательной стороны модуля.

Методическое обеспечение программы

Занятия по программе представляют собой тренинговую форму взаимодействия, а значит в большей степени практико-ориентированы. Первая встреча требует формирования безопасного в психологическом плане пространства, а значит, предполагает проведение социально-психологического тренинга. Дальнейшее развитие  содержательной составляющей модуля предполагает плавные переходы от теоретических блоков (они ненавязчивы, поэтому не должны быть объемными), к практическим – закрепляющим и формирующим умения. В процессе работы формируются:

*социальная и индивидуальная компетентность (в узко-психологическом смысле – специфические компетентности)

- уметь решать ситуационно обусловленные проблемы

- формируемая  надситуативная активность

* коммуникативно-управленческая компетентность

-уметь ставить цели; организовывать деятельность; выстраивать коррекцию; рефлексировать; проводить анализ.

Список литературы

Основная:

1. Арт-терапия – новые горизонты\ П\р А.И. Копытина: Когнито-центр – М, 2001.

2. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003

3.  Сусанина И. "Введение в арт-терапию". Когито, 2007

Дополнительная:

1. Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2000

2. Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М.: Когелет. 2001

3. Лановой В.Е. "Метод "Напишите рассказ". Диагностика, терапия и прогноз". СПб.: Речь, 2006.

4. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.

5. Норрис Стефании. "Секреты цветотерапии". АСТ, Астрель, 2004.

6. Романова Е.С. "Графические методы в практической психологии". СПб., 2001.

7. Рудестам К. "Групповая психотерапия". СПб., 2000.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Программа курса: «Психолого-педагогические аспекты урока»

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Татьяна Олеговна Ерусалкина # 12 февраля 2014 в 21:28 0
хорошая работа
Наталия Владимировна Ярмоленко # 31 июля 2014 в 13:45 0
Эх! Вот только немножко завидую тем, молодым, у которых впереди такие вершины!
Ольга Михайловна Рудская # 4 декабря 2014 в 20:34 0
Поразительно интересный материал! Данная работа даёт чёткое представление о становлении личности профессионально ориентированного специалиста. Содержит конкретные последовательные этапы развития старшеклассников. Обязательно возьму себе на заметку в свою работу! Спасибо!!!
Марьяна Ивановна Гебра # 17 июня 2015 в 19:21 0
Интересный материал ля работы. В программе подробно описаны принципы работы, подробное тематическое планирование, содержание.
Марина Викторовна Власенко # 27 августа 2015 в 00:01 0
Интересная, многогранная программа. Я бы с удовольствием прошла бы ее сама, так как работаю со студентами и иногда не хватает психологических приемов по решению конфликтных ситуаций в учебной группе, или снятии напряженного состояния группы, отдельного студента или себя любимой. Спасибо за возможность хотя бы зрительно познакомится с психологическими приемами и тренингами. Удачи в работе!
Елена Сергеевна Ищенко # 7 декабря 2015 в 21:01 0
Думаю в работе с педколлективом это будет незаменимая вещь. Некоторые вещи можно взять из этой программы. Я провожу 1 раз в неделю занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, но по времени это мероприятие очень ограниченно. У нас как обычно делай то, что говорят, а есть ли для этого условия и возможности никого не волнует....
Наталья Юрьевна Киркун # 31 марта 2016 в 18:15 0
Спасибо за программу, очень много интересного взяла для себя
Юрий Викторович Силин # 23 июля 2016 в 01:43 0
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса.
Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.