Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы

Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.  

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.   

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).     

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.  

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом  в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.  

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.  

Рекомендуем посмотреть:

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Татьяна Гришанова # 22 декабря 2013 в 23:34 +3
Спасибо за подобранный материал. Можно использовать в работе.Все очень доступно. Спасибо!
Асель Сагидолловна Калтумбасова # 1 февраля 2014 в 20:36 0
Спасибо за интересные и несложные методики.
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 21:19 +3
Интенсификация школьного обучения и ухудшение здоровья детей способствуют увеличению количества неуспевающих учеников. Одной из основных причин школьной неуспеваемости является парциальное отставание в развитии психических функций. В случае стойкого отставания в формировании психических функций - в ситуации задержки психического развития (ЗПР) - школьная неуспешность становится более выраженной и приводит к невозможности обучения в массовой школе. Поэтому остро встает вопрос о своевременной диагностике уровня развития психических функций детей и подбора адекватных коррекционных мероприятий. В последнее время отмечается тенденция к индивидуализации учебного процесса с учетом специфики и уровня развития психических функций ребенка.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:22 0
Интенсификация школьного обучения и ухудшение здоровья детей способствуют увеличению количества неуспевающих учеников. Одной из основных причин школьной неуспеваемости является парциальное отставание в развитии психических функций. В случае стойкого отставания в формировании психических функций - в ситуации задержки психического развития (ЗПР) - школьная неуспешность становится более выраженной и приводит к невозможности обучения в массовой школе. Поэтому остро встает вопрос о своевременной диагностике уровня развития психических функций детей и подбора адекватных коррекционных мероприятий. В последнее время отмечается тенденция к индивидуализации учебного процесса с учетом специфики и уровня развития психических функций ребенка.
Лира Зульфировна Гайнуллина # 19 февраля 2014 в 22:59 0
Содержательная статья; информация нужная для педагога, который регулярно занимается самообразованием и пополнением своей теоретической и практической базы. Себе на заметку взяла описанные упражнения, которые в будущем планирую применить с целью проверки эффективности.
Елена Борисовна Лисицына # 26 марта 2014 в 20:24 0
Отличная статья, информация необходимая мне как учителю дефектологу.Спасибо за практические задания
Елена Борисовна Лисицына # 4 мая 2014 в 17:53 0
Спасибо за материал. Все очень доступно, буду использовать для работы с родителями.
Юлия Михайловна Шныпко # 12 мая 2014 в 17:38 0
Спасибо за информацию. Очень полезный материал для родителей и педагогов. Можно использовать как памятку для родителей на одном из родительских собраний. Обязательно использую.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:14 0
Работаю дефектологом. Спасибо за содержательную информацию. Подобной информации много, но не вся она изложена доступным языком. Взяла себе на заметку, интересные упражнения.
Татьяна Шеремет # 7 ноября 2014 в 19:12 0
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями.В статье подробно раскрываются вопросы развития психических функций.
Оксана Анатольевна Баженова # 9 января 2015 в 21:52 0
Спасибо за статью! Полезная информация. Обязательно использую.
Евгения Петровна Сложенина # 12 января 2015 в 10:18 0
Интересная и познавательная информация.
Журавлева Анна # 26 января 2015 в 16:46 0
Очень полезная информация как для педагогов детских садов, так и для педагогов школы, поскольку развитие высших психических функций необходимо вести системно
Юлия Ивановна Шарова # 24 марта 2015 в 15:52 0
Данная статья, думаю, будет полезна для разработки рекомендаций родителям и педагогам, работающим с детьми VII вида(ЗПР). Все доступно, достаточно лаконично представлено. По возможности, планирую создать буклет, пользуясь информацией статьи. Актуально, т.к. родителям таких деток, по моему опыту, это важно. Благодарю, Татьяна Николаевна.
Анна Юрьевна Копылова # 30 июня 2015 в 07:16 0
Спасибо за предоставленную нашему вниманию статью. Доступно, четко, содержательно изложена.
Игорь Викторович Матюхин # 8 августа 2015 в 23:43 0
Очень важная статья, описывающая приемы, которые часто используют нейропсихологи и детские психиатры. спасибо
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:29 0
Статья может стать основой для создания картотеки игр для педагогов-практиков. Так же данные упражнения можно использовать при работе с детьми, имеющими речевые трудности. Спасибо за лаконичный и структурированный материал.
Наталия Александровна Чупахина # 30 августа 2015 в 18:26 0
Когда я училась в университете нам всегда говорили, что развитие высших психических функций всегда должно сопровождаться развитием речи детей, так как речь - основной инструмент логического мышления. Поэтому в своей работе я для развития этих функция я сначала начинаю развивать развернутую речь, старясь чтобы ребенок осмысленно пользовался речью, описывал свои мысли. Это очень помогает в освоении тех методик, которые вы предполагаете!
Ольга Юрьевна Базайкина # 17 сентября 2015 в 06:49 0
Очень полезный материал, его можно и нужно применять на семинарах для педагогов и на собраниях для родителей, да и просто как информацию для уголка психолога (конечно же дозировано).
Елена Сергеевна Ищенко # 27 ноября 2015 в 22:43 0
Сейчас все больше говорят о том, что всю коррекцию надо начинать с того этапа развития ребёнка, который он не смог по каким-либо причинам усвоить. И пока он не усвоит, на новый этап не перейдёт. Но это очень спорный вопрос. Так как многие утверждают, что коррекцией мелкой моторики можно заниматься и 2 года, но как же речь, мы не можем ждать пока выравниться моторика, восприятие, память, чтобы только потом заняться развитием речи.Ваше мнение по этому поводу специалисты хотелось бы услышать.
Юрий Викторович Силин # 3 августа 2016 в 00:59 0
Поэтому остро встает вопрос о своевременной диагностике уровня развития психических функций детей и подбора адекватных коррекционных мероприятий. В последнее время отмечается тенденция к индивидуализации учебного процесса с учетом специфики и уровня развития психических функций ребенка.В последнее время отмечается тенденция к индивидуализации учебного процесса с учетом специфики и уровня развития психических функций ребенка.