Социальное развитие дошкольников

Социальное развитие дошкольников

Из опыта работы воспитателя ДОУ

Автор: Рощина Валентина Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №18 «Ручеек» с. Лавровка Саратовская область Краснокутский район

Описание материала: Предлагаю вам статью на педагогическую тематику по разделу «Современные тенденции развития дошкольного образования» (из личного опыта) на тему «Социальное развитие дошкольников». Этот материал пригодится в работе воспитателей, методистов и  содержит информацию, которую можно использовать на родительских собраниях, педсоветах и т.д.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее.

Социальное развитие - одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В нашем детском саду широко используются программы «Я – Человек» (С.И. Козлова и др.), «Основы здорового образа жизни» (Н.П.Смирнова и др.). Эти программы ориентируют педагогов на следующие цели:

- Создавать условия для полноценного социального развития детей;

- Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.

- Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.).

В программе «Я- Человек» социальное развитие трактуется как проблема познания социального мира, а авторов программы «Основы здорового образа жизни» интересует проблема социальной адаптации детей с учетом реалий современного мира.

Цель моей работы в этом направлении – раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разной деятельности человека; о космосе; наконец о том, что было когда-то, чем мы гордимся и т.д. и т.п. Иными словами, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

Основное содержание работы с дошкольниками – дать знания о человеке, которые позволят ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Разумеется, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя сам, но внимание к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он- человек, постепенное осознание своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Главная задача – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира. Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя – ориентироваться не только на возраст дошкольника, но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Содержание игр, упражнений, занятий, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» мы учим детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаем детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие.

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определяется основная деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - труд, в третьем – занятия, познавательная деятельность. Формы работы – коллективные, подгрупповые, индивидуальные.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников. Направленность воспитательной работы: ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Детский сад – это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т.д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

В нашей группе выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе должна царить обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику, он тем не менее не изолирован от других детей – их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок знает, что не все взрослые образованы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям (и этого от него не скрывают). Ребенок учится отличать положительные поступки от плохих.

Наша цель – дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, желание и умение анализировать свои поступки, действия, чувства, мысли. При этом ни на минуту нельзя забывать: слушатель – это дошкольник, существо эмоциональное, непосредственное. Рассказ (беседа) педагога отличается простотой, возникает естественно (на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания и т.д.).  Стараемся пробудить в ребенке интерес, желание не только отвечать нам, но и самому задавать вопросы. Мы не спешим с ответом на его вопросы. Совместный поиск посредством наблюдений, опытов, чтения книг подведет к правильному ответу опосредованно. Поддерживаем в дошкольнике уверенность в том, что он САМ непременно найдет правильный ответ, додумается, решит трудную для себя задачу.

Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. Уже в младшей группе детей активно вовлекаем в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По моему показу  и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый – грустный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников, например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых – привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития. Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром.

Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного социального развития дошкольников. Итак, социальное развитие дошкольников проявляется в гуманистической направленности их активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей

Как научить ребёнка считать

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Современные подходы к дошкольному образованию

Ирина Владимировна Гарапова # 18 января 2014 в 15:17 +1
спасибо, ваша статья очень интересна для меня, в ней хорошо отражен материал по социальному развитию дошколят, вы описали и развивающую среду,создали эмоциональный комфорт в группе,сохраняете традиции семьи
Ирина Геннадьевна Бежина (Крикунова) # 10 февраля 2014 в 23:58 0
Уважаемая Валентина Владимировна! В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад, на Ваш взгляд? Вижу, что многие дети, начиная ходить в садик, лучше говорят, быстрее идут на контакт, и в то же время есть такие детишки, которые, напротив, становятся агрессивными, капризными. Думаю, когда отдавать дочку в садик - пораньше или попозже. Как проходит адаптация детишек в Вашем садике? С нетерпением жду Вашего ответа. Спасибо.
Лира Зульфировна Гайнуллина # 19 февраля 2014 в 23:07 0
Спасибо Вам, Валентина Владимировна, за Вашу статью, основанную на личном опыте работы. Предоставленный Вами материал, действительно, в наши дни актуален, и особенно ценен для педагогов, которые активно работают с родителями.
Марина Вячеславовна Комарова # 26 февраля 2014 в 15:51 0
Уважаемая Валентина Владимировна! Наш детский сад работает по приоритетному направлению социально-личностного развития детей, поэтому данная тематика мне интересна. В вашей статье много полезной информации,практических советов по организации совместной деятельности педагога с детьми,индивидуальных занятий,хорошо,что привлекаете в свою работу семью,что немаловажно на современном этапе,когда люди забывают культурные традиции,правила поведения в обществе. Огромное спасибо за материал!
Наталя Шевченко # 13 марта 2014 в 19:30 0
Спасибо, за интересную статью в ней отображено как сделать процесс социализации ребенка более легким.
Мария Викторовна Копыльцова # 18 мая 2014 в 16:37 0
Поддерживаю актуальность темы, в нашей современной жизни очень важно научить ребенка жить рядом с другими людьми, выполнять все правила поведения в обществе, правильно оценивать свои и поступки друзей.Хорошо раскрыты методы формирования социального поведения детей.+1
Татьяна Александровна Бакулина # 24 июля 2014 в 02:12 0
Уважаемая Валентина Владимировна, мне Ваша статья очень понравилась, спасибо Вам за интересное описание опыта своей работы по направлению "социальное развитие дошкольников". Эта тема мне очень близка, так как работаю в детском саду социальным педагогом. И, действительно, в дошкольном возрасте закладывается фундамент личности человека и происходит его активная социализация, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: сознании, общении и деятельности. И важно, чтобы для этого были созданы самые благоприятные условия. На педагогах детских садов и родителях лежит главная ответственность за создание таких условий. По всей видимости, Вы справляетесь с этой задачей отлично!
ТАСМИЛЯ НАИЛОВНА БИКМУХАМБЕТОВА # 17 августа 2014 в 18:56 0
Валентина Владимировна,здравствуйте!Мне было интересно ознакомиться с вашей работой в направлении социологии, идёт тенденция того, что в скором времени и в детских садах появится в штате должность социального работника, хотя эту работу у нас выполняет психолог. Обязательно предложу ознакомиться и ей с вашей работой, которая очень содержательная и увлекательная если идти по этому пути.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:20 0
Спасибо за статью. Интересно было бы узнать, привлекаете ли вы социальных партнеров детского сада для обогащения социального опыта детей?
Людмила Васильевна Гавричкова # 24 октября 2014 в 08:00 0
Спасибо, за статью.Полноценное социальное развитие детей тема сложная и важная.
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 21:01 0
Спасибо, за статью.Очень интересная и содержательная статья. Предложу ознакомится с ней своим коллегам.Социальное развитие детей тема сложная и важная.
Раиса Андреевна Новикова # 4 ноября 2014 в 12:55 +1
В Вашей статье содержится очень полезный и действительно важный материал, который безусловно пригодится в работе. На мой взгляд, тема социализации без сомнений очень актуальна, тем более, как все мы знаем, представление детей об окружающем мире формируется еще в самом юном возрасте. Спасибо Вам за статью.
Наталья Александровна Рогозникова # 4 декабря 2014 в 06:36 0
Тема действительно актуальна, особенно для родителей чьи дети только поступают в детский сад. Главное донести до родителей, что сад это лучшее для становления детской личности. А воспитатель друг и наставник
Елена Петровна Воронова # 25 января 2015 в 14:17 0
Спасибо вам за такую интересную статью.
Оксана Петровна Гришкова # 5 февраля 2015 в 12:19 0
Уважаемая Валентина Владимировна!! Спасибо за вашу статью, за вашу работу.Тема очень актуальная в наше время и очень близкая для меня, так как я сама воспитатель.Спасибо за ваш труд.
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 18 марта 2015 в 23:09 0
В статье много общих фраз и мало информации, которую можно было бы использовать на практике. В основном, автор перечисляет распространенные формы и методы работы.Мне ,например, было бы интересно почитать по-подробнее о том, как эффективнее поделить группу за смысловые зоны,какие зоны более востребованы детьми,какие рекомендуется располагать рядом, а какие- наоборот; как часто обновляется материал и по какому принципу отбираются дидактические игры,пособия; как,например, организуется и оформляется уголок для релаксации и отдыха, где ребенок мог бы посидеть один и отдохнуть от общества. Это сейчас актуально, т.к. каждому человеку очень трудно все время находиться в коллективе - эмоциональный перегруз ведет к психическим и нервным расстройствам ( тем более, что часто в группе более 20 человек) Хотелось бы почитать о инновационных формах организации обучающих ролевых игр.
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:27 0
Статья достаточна интересная. Сейчас мало кто может оставить интересный отзыв о своем опыте работы! Спасибо!
Наталья Викторовна Скорик # 21 апреля 2015 в 21:03 0
Спасибо за интересную статью, сейчас у меня группа самых маленьких, большое внимание уделяю развитию общения со сверстниками, с удовольствием использую ваш опыт в своей работе.
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 21:41 0
Спасибо за статью.Богатый опыт. Спасибо.
Наталья Александровна Гришаева # 20 мая 2015 в 21:41 0
Спасибо Вам, Валентина Владимировна, за Вашу статью, основанную на личном опыте работы. Предоставленный Вами материал, действительно, в наши дни актуален.
Жанна Николаевна Никитина # 12 июля 2015 в 19:42 0
Спасибо, за интересную статью.Очень актуальный и насыщенный материал
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:18 0
Спасибо за содержательный материал. На сегодняшний день процесс социально-личностного развития дошкольников является одной из актуальных задач, которая встает перед педагогами ДОУ и семьей. Усвоение и развитие социально-культурного опыта необходимо ребенку для успешного включения в систему общественных отношений. В связи с этим, данная статья представляет интерес и для специалистов ДОУ и для родителей, заботящихся о благополучном развитии личности своих детей.
Елена Владимировна Типалова # 27 сентября 2015 в 20:43 0
Очень интересно. На самом деле данная тема очень актуальна в современном мире
Анна Евгеньевна Плотникова # 27 ноября 2015 в 16:51 0
Валентина Владимировна, прочла вашу статью на одном дыхании. Работаю в ДОУ больше 10 лет. А всё равно интересно, всё равно что-то новенькое. Да, дети все разные, но именно мы, взрослые должны заботиться о его социально-культурного развитии. Все правильно. Спасибо.
Ольга Александровна Митюшникова # 28 ноября 2015 в 12:45 0
В настоящее время родителями детей в наших детских садах являются дети конца 80- 90 годов XX века. Каким был в России этот период мы с вами помним.Поэтому многим родителям тяжело так как в их детстве никто не заботился о социальном благополучии, был век социальных революций. Поэтому нам нужно не только с детьми работать в этом направлении, но и с родителями. Считаю, что данная статья представляет интерес и для специалистов ДОУ, и для родителей, которые заботятся о благополучном развитии личности своих детей. Спасибо, читала с большим интересом.
Елена Сергеевна Ищенко # 7 декабря 2015 в 21:18 0
Социальное развитие ребёнка-одно из важнейших условий успешной адаптации ребёнка в жизни. ФГОС нам говорит об этом. Особенно важна социальная адаптация детей с ОВЗ. В настоящее время таких детей становится всё больше и больше. И нам, специалистам важно оказать своевременную психолого-педагогическую помощь в сопровождении проблемных детей.
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:44 0
Спасибо Вам, Валентина Владимировна, за Вашу статью, основанную на личном опыте работы.
анастасия романовна демьянович # 2 марта 2016 в 00:17 0
уважаемая Валентина Владимировна, спасибо Вам за значимое описание опыта своей работы по направлению "социальное развитие дошкольников".Сегодня эта тема актуальна. Вы на правильном пути развития подрастающего поколения.
Гульрахман Байкеевна Ахметова # 10 марта 2016 в 12:09 0
Валентина Владимировна с интересом прочитала вашу статью. Работа основанная на личном опыте, очень актуальна именно сейчас, когда мы можем в свою программу работы внести свой личный опыт и опыт коллег.
Лариса Александровна Назаренко # 27 апреля 2016 в 11:43 0
Большое спасибо за ценный материал. Социальное развитие детей - очень актуальная тема на сегодняшний день. Недаром ФГОС ДО выделил одной из образовательных областей область "Социально-коммуникативное развитие". Ребенок - существо социальное, не может развиваться и расти вне коллектива. А данная линия развития сопровождает человека на протяжении всей жизни.