Практическое занятие в 3 классе по теме «Учитесь властвовать собой»

Цель: формировать умение сдерживать свои негативные эмоции разными способами; развивать воображение, коммуникативные способности.

Учитель. На прошлом занятии мы говорили о том, как важно уметь сдерживать свои эмоции, контролировать свое поведение, стараться избегать ссор.

Сегодня мы проведем практическое занятие, на котором рассмотрим разнообразные способы сдерживания агрессии, потренируемся забывать обиды, поучимся не огорчаться, услышав в свой адрес обидные слова.

Дети довольно часто ссорятся, но всегда мирятся. Почему один ребенок обижает другого? Потому что он еще не научился чувствовать чужую боль, душевные переживания другого, ведь он еще не стал взрослым, а значит, ему многое можно простить — он еще только учится быть хорошим. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Давайте будем великодушны — научимся прощать. А для того, чтобы обидные слова не причиняли боли, поучимся не принимать их близко к сердцу.

Вот, например, как это делает один ваш ровесник: «Меня высмеял один из одноклассников. Я долго не мог успокоиться, меня распирало чувство обиды и унижения. Тогда я представил, что прошло 10 лет и я пришел на встречу с одноклассниками. Мы все выросли. Возмужали, рады были видеть друг друга, и поэтому прошлые, даже самые ужасные, ссоры вспоминались со смехом и казались забавными. Я увидел, что хорошо выгляжу, учительница смотрит на меня с восхищением и даже просит дать совет, а я рад оказать ей помощь.

Эти представления, конечно же, исчезают, но вместе с ними уходит и прежняя горечь. Я свободно вздыхаю».

Поверьте, ребята, что все детские обиды и ссоры останутся в детстве. Через несколько лет многие из них забудутся совсем, а о тех, которые останутся в памяти, вы, скорее всего, будете вспоминать с юмором. И всегда будете рады встречам с одноклассниками, ставшими взрослыми, даже с теми, кто вас когда-то обижал.

Вспомните, какие способы сдерживания негативных эмоций вам известны. Если, допустим, кто-то обозвал обидным словом, так и хочется ответить тем же. В таком случае наверняка начнется перепалка, которая грозит перерасти в драку и закончиться вызовом в школу родителей. Как не допустить этого? (Досчитать до десяти — и обида уляжется; съесть что-нибудь вкусненькое, например, конфету — и ненависть погаснет; встать у зеркала и состроить себе смешные рожицы — настроение поднимется; шутя поблагодарить обидчика за «комплимент» и попросить придумать в следующий раз что-нибудь поостроумнее — это его озадачит, вызовет недоумение; обидное слово повторить несколько раз на все лады: басом, писком, шепотом, по слогам, пропеть, произнести по звукам, не разжимая зубы, — обида исчезнет.)

Работа в парах. Один говорит обидное слово, другой одним из выбранных способов реагирует на него; затем — наоборот.

Учитель. Я познакомлю вас и с другими способами сдерживания негативных эмоций.

Если у вас плохое настроение и на душе кошки скребут, хочется плакать, пропал аппетит (причины могут быть разные, но рекомендации одинаковые), то попробуйте обратиться за помощью к близкому человеку (маме, папе, брату, другу), разделите с ними свою печаль. В этот момент вам нужно, чтобы вас выслушали и поддержали. Как? (Иногда помогают простые слова, но сказанные от души и с юмором: «не вешай нос», «держи хвост морковкой», «не делай из мухи слона», «это буря в стакане воды», «сделай из лимона лимонад», «не падай духом», «все будет тип-топ»...)

Работа в парах. Один рассказывает о своем несчастье, другой его утешает; затем — наоборот.

Учитель. Если в данный момент вам хочется побыть одному, то попробуйте отвлечься таким образом: превратитесь, например, в пингвина. Вспомните, как смешно он ходит, переваливаясь с ноги на ногу и хлопая крыльями. Попробуйте и вы также пройтись. Наверняка это вас развеселит. Или попробуйте стать слоном. Ты большой и сильный. Осторожно! Постарайся ничего не сломать! Вспомните, как из душа льется вода, может быть, это вам поможет быстрее перевоплотиться, ведь слоны очень любят поливать себя из хобота водой. Любопытно также представить себя муравьем, почувствовать, как травинки превращаются в огромные деревья, мох — в густой лес, камни — в горы, лужи — в озера, а шаги лесника вдалеке — в гулкие сотрясения земли.

Тренинг по перевоплощению в какое-либо животное.

Учитель. Наверняка вы просыпались оттого, что на вашем лице играл солнечный зайчик. Вы пошевелились, и он оказался у вас на руке, вы захотели его поймать, но он был неуловим. Попробуйте стать веселым и беззаботным зайчиком! Он нисколько не весит, попробуйте и вы стать невесомыми и скользить по столу, по полу, по стенам. Вы можете искупаться в чашке чая, прыгнуть на занавеску или покачаться на люстре, ведь солнечный зайчик может проникнуть в любое место, ему нет преград!

Самостоятельная работа: перевоплощение в солнечного зайчика. Обмен впечатлениями.

Учитель. Следующий способ сдерживания своих негативных эмоций называется «Войди в картинку». Выберите любую картинку, которая попадется вам на глаза (настенный календарь, рисунок в учебнике, репродукция на стене). Попробуйте на время стать каким-либо предметом на этой картинке: листком, камнем, уткой, камышом. Познакомьтесь со своими соседями — предметами живой и неживой природы — и расспросите, как у них дела, о чем они мечтают, расскажите им веселую историю.

Работа в парах.

Учитель. Как еще можно справиться с обидой? Представьте, что вы кладете свою обиду на ладошку и сдуваете ее. Если не поможет — напишите на листе бумаги то, что вас обидело, а затем разорвите листок на мелкие-мелкие кусочки и выбросите в мусорную корзину.

Практическое выполнение задания.

Учитель. Надеюсь, эти способы помогут вам справляться с горестями, обидами и плохим настроением.

Говорят, что мир — это зеркало. Если ты смотришь в него с любовью и улыбкой, оно тебе ответит тем же. И если ты хочешь, чтобы к тебе относились по-доброму, будь добр сам.

А сейчас продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

Рекомендуем посмотреть:

Классный час, 3 класс. Маленькие тайны большой природы

Конспект классного часа для 3 класса: Права ребёнка

Классный час «Учись властвовать собой», 3 класс

Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса

Конспекты классных часов для 3 класса

Анна Михайловна Добровольская # 15 февраля 2016 в 15:46 0
Понравилось занятие. Умение сдерживать себя - важно не только детям, но и взрослым. Думаю, что из этого занятия можно кое-что взять и для себя. Хотелось бы найти такие занятия и для дошкольников. Спасибо за конспект.
Наталья Николаевна Репникова # 12 марта 2016 в 16:51 0
Интересное занятие. Много полезной информации, которая подходит не только детям, но и взрослым.Считаю, что из данной статьи можно извлечь много нужного, полезного и увлекательного. Психология вообще очень глубокая и общирная наука... Но нужная! Спасибо за работу!
Валерия Юрьевна Наумова # 5 апреля 2016 в 00:22 0
Очень понравилась сама тема, особо актуальна для преподавателей, работающих индивидуально. На уроках ситуации бывают разные, дети тоже все разные...Полезна информация.Спасибо!
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 18:01 0
Хорошие упражнения. Можно еще дополнить следующим:
упражнение "Камень"
Представить обиду (злость, агрессию и т.п.) в виде камня, бросить его под ноги и перешагнуть. Пройдя несколько шагов, обернуться, посмотреть, как этот камень лежит один, никому не нужный. Если ребенку будет представить это визуально, можно проделать это упражнение с настоящим камнем, желательно небольшого размера.
Можно усилить данное упражнение, добавив техники арт-терапии, предложив предварительно разрисовать камень акварельными красками, выплеснув на него отрицательную эмоцию.
Елена Леонидовна Крылова # 14 июня 2016 в 20:09 0
Очень емкое, но содержательное занятие, которое не только научит властвовать собой, но и порой заставит задуматься над своим поведением и ребенка, и взрослого. Упражнения подобраны. причем не только отвлеченные, но и направленные на работу и с собственным телом. Спасибо автору, удачи в дальнейшем!
Елена Леонидовна Крылова # 16 июня 2016 в 16:42 0
Очень емкое, но содержательное занятие, которое не только научит властвовать собой, но и порой заставит задуматься над своим поведением и ребенка, и взрослого. Упражнения подобраны. причем не только отвлеченные, но и направленные на работу и с собственным телом. Спасибо автору, удачи в дальнейшем!