Конкурсы
Конкурс для детей и педагогов «Волшебная Зима»

 

Конкурс для детей и педагогов «В гостях у сказки»

Психологический тренинг для педагогов

Автор: Кушнаренко Ольга Николаевна,  педагог – психолог, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 61»,  г. Астрахань

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг направлен на  сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

- развитие умения работать в команде

- сплочение группы

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе

- повысить коммуникативные навыки педагогов

- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы: 

- листы формата А – 4  по числу участников, простые карандаши, фломастеры

- спокойная музыка для релаксации

- тарелочки, кувшин с водой

- листки в клетку, шариковые ручки по числу участников

Ход тренинга:

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Упражнение 1. «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение 2. «Мое настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания.  Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 4. «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись,  бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение 5. «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа  участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Упражнение 6. «Доверительное падение»

Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

1. Что  было легче делать, падать или ловить?

2. Какие чувства вы испытывали  при этом?

3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете  подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

Упражнение 7. «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

Завершение. Обсуждение по кругу:

- чему научилась сегодня…

- что буду использовать в своей работе …

Всем спасибо за активное участие!!!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок  И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

Похожие статьи:

ПсихологияКоррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

ПсихологияТренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

ПсихологияТренинговое занятие «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.

ПсихологияУрок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

ПсихологияСтихи о преодолении эмоциональных состояний

загрузка...
Ольга Денисова # 16 сентября 2013 в 19:19 +2
Ольга Николаевна! Спасибо Вам большое за такую хорошую подборку упражнений. Я думаю, что этот тренинг можно проводить с детьми. Я работаю в дополнительном образовании -  на занятия приходят дети из разных школ, классов, и проведение этого тренинга поможет детям адаптироваться в детском коллективе.
Ольга Кушнаренко # 17 сентября 2013 в 10:28 +1
Добрый день, Ольга! Спасибо огромное за оценку моей работы! Я рада, что это может помочь вам и детишкам в совместной деятельности!!!
Мила Кузьмина # 16 сентября 2013 в 19:37 +1
Ольга Николаевна, примите мои слова благодарности за сценарий психологического тренинга для педагогов. Данные тренинги помогут коллектив настроить на позитив, на дружеское взаимоотношение друг с другом, на успех и удачу.
Ольга Кушнаренко # 17 сентября 2013 в 10:30 +1
Добрый день, Мила!Спасибо  большое за приятные слова в адрес моей работы!
Анна Архипова # 23 сентября 2013 в 18:15 +1
Ольга Николаевна!
Я тоже провожу тренинговые занятия для педагогов на улучшение психологического климата, повышение сплоченности коллектива... В Вашем тренинге увидела новое для себя, интересное упражнение "Цветок". Возьму к себе в копилочку!!! Спасибо большое!!!
Оксана Георгиевна Проскуровская # 17 декабря 2013 в 17:11 +1
Совсем недавно писала курсовую работу по теме "Социально-психологический климат коллектива". В итоге исследования получилось, что педагоги вроде и готовы к тренингам, но почему-то очень много оговорок, на первый взгляд весомых: нет времени, курсовая подготовка, личные дела. На самом деле, как мне показалось, присутствует некий страх перед тем, что предстоит раскрыться, сбросить с себя какие-то проблемы. Очень жаль, что наши педагоги так закрепощены. Да и наука психология только только набирает обороты.Спасибо за материал.
Татьяна Гришанова # 23 декабря 2013 в 15:04 0
Интересные упражнения представлены в занятии. Всегда очень корректно подхожу к выбору упражнений для педагогов. Спасибо за  представленный материал, постараюсь воспользоваться в работе с педагогами!
Наталья Рафаиловна Найденова # 14 февраля 2014 в 16:55 0
Спасибо Вам, что делитесь таким ценным материалом. К сожалению, система стимулирования, очень пагубно сказалась на взаимоотношениях педагогов, разрушая не только интегративную связь педагогической работы, но порой весь образовательный процесс в учреждениях. Сегодня, наверное, психологам приходится работать с педагогами не меньше, чем с детьми. scratch
Светлана Викторовна Артюшина # 24 февраля 2014 в 17:07 +3
Уважаемая Ольга Николаевна! Прочитала ваш материал и сделала вывод, что в вашем коллективе присутствует доверие и эмпатия. Ведь использование таких упражнений, как "Тарелка с водой" и "Доверительное падение" весьма смело и требует серьезных навыков работы с аудиторией от ведушего тренинга. Здорово, что с коллективом проводится такая работа!
Наталья Валериевна Фролова # 4 марта 2014 в 09:42 0
Огромное спасибо за эффективно подобранный материал. Обязательно применю в работе с коллегами в ближайшее время.
Татьяна Николаевна Сумарокова # 19 мая 2014 в 12:47 0
Здравствуйте. Сплоченный коллектив - это команда, с которой легко и продуктивно работается. Ваши упражнения как раз подойдут для организации тренинга с коллективом. Спасибо!
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 20:21 0
Несколько раз пыталась работать с педагогами. Сначала ворчат, потом благодарят. И это прекрасно. Есть с кем и над чем работать.
Мне понравилась Ваша идея. Она проста. Я брала программу, где 6 занятий. То есть 6 дней. Может, вы правы. Краткость ведь не только сестра таланта, но и краткий путь к успеху. Спасибо!
Наталия Владимировна Ярмоленко # 31 июля 2014 в 13:33 0
Такие тренинги просто необходимы! Ведь педагоги не только живут своей жизнью, посвоему радуясь успехам или преодолевая трудности, а практически ежедневно встречаются с детьми, у каждого из которых свой мир, свои возможности и свои сложности! И если своей жизнью взрослый человек может распоряжаться по своему усмотрению, то вступая во взаимодействие с детьми, мы обязаны их чему-то научить и не только учебным предметам, но и "жизни". А, как известно, учить лучше всего на личном примере. Как утверждали древние:
- Познай себя и ты познаешь весь мир!
Наталья Александровна Жаровских # 12 сентября 2014 в 15:03 0
Ольга Николаевна, большое вам спасибо за интересный материал. Некоторые из ваших упражнений я использовала в групповых тренингах с детьми. Даже интересно, а как с коллективом получится. Думаю, будет очень интересно.
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 23:35 0
Уважаемый автор! Спасибо за полезный материал. Думаю он очень актуален для каждого педагога-психолога как школы так и детского сада. Ведь труда педагога очень опасен эмоциональным выгоранием. Также мне интересна эта информация в свете подготовки к аттестации. Благодарю!
Надежда Николаевна Бузыкина # 13 октября 2014 в 13:42 0
Уважаемая Ольга Николаевна, предложенный Вами тренинг для педагогов, очень интересен. Вы умело подобрали психологические игры и упражнения, которые будут способствовать сплочению педагогического коллектива, развитию коммуникативных навыков, способствовать эмоциональной устойчивости педагогов, развитию уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Данный тренинг так же можно проводить и в старших классах, он так же так будет актуален. С уважением Надежда Николаевна.
Чернова Марина # 6 ноября 2014 в 22:15 0
Тренинг очень понравился, упражнения очень простые и эффективные, беру на заметку, спасибо!
Татьяна Шеремет # 7 ноября 2014 в 18:53 0
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Татьяна Викторовна Шеремет # 8 ноября 2014 в 11:53 0
Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Светлана Анатольевна Вальцева # 8 ноября 2014 в 12:28 0
Хороший тренинг для педагогов. Учитывая, что часто педагоги в современных условиях испытывают трудности в раскрепощении, привыкли соответствовать требованиям общества и боятся выглядеть нелепо, им очень интересны такие занятия. Я часто слышу, что им некогда посвящать свободное время себе в силу загруженности и неумения радовать себя и расслабляться, а это влечет за собой стрессы. Такие занятия очень хорошо работают. Я сама проводила подобные занятия с педагогами. Многим педагогам требуется несколько таких занятий, после которых заметно меняется их эмоциональный фон: улыбка на лице, появление спокойствия, благодарные слова и лица, повышается самооценка педагогов. Тренинг интересный, себе скачала в копилку и планирую порадовать своих педагогов очередным интересным занятием, спасибо!
Варвара Сергеевна Рожкова # 10 ноября 2014 в 06:10 0
Многие упражнения знакомы со студенчества,с так называемых адаптационных тренингов)Мне показалось, что тренинг больше направлен на молодой коллектив, ежели на пед.состав уже в возрасте или же много возрастной. К сожалению, среди старших педагогов сложилась тенденция закрываться от новых людей в коллективе и пытаться нравоучать более молодых коллег. А автору спасибо, обязательно возьму на заметку разработку для, так называемой, адаптации молодых специалистов в коллективе)
Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 23:33 0
Замечательный тренинг для педагогов. Очень важно проводить тренинги для педколлектива,поэтому я их тоже провожу и эти упражнения я еще не использовала, но обязательно применю на практике. Спасибо вам!
Ольга Михайловна Рудская # 6 декабря 2014 в 21:11 0
Тренинг подходит не только для педагогической категории. Работа гораздо шире. Спасибо за предоставленный материал!